Анализ результатов исследования
В результате исследования по указанным выше методикам были получены следующие данные. Результаты исследования по анкете «Дружба» отображены в таблице 2.
Таблица 2. Процентное распределение классифицированных ответов на вопросы анкеты «Дружба»
Чтобы выяснить соотношение классных и «внешних» дружеских связей, мы просили ребят ответить на вопросы: «Учитесь ли вы со своим другом в одном классе?» и «Далеко ли Вы с другом живете друг от друга?» Выяснилось, что 50% дружеских пар учатся в одном классе и 60% - живут по соседству. Значит, соседство (по крайней мере, в городских условиях) играет в установлении и поддержании дружбы значительно большую роль, чем совместная учеба. То, что у девочек преобладают подруги-одноклассницы (58%), говорит о том, что они больше времени проводят вместе, больше общаются и узнают друг друга, а значит и дружба их более эмоциональна. Отвечая на вопрос о возрасте друга, младшие школьники отдают решительное предпочтение сверстнику (83%), значительно реже - старшему (10%) и совсем редко (3%) - младшему. Смысл этих расхождений заключается в том, что возраст друга приоткрывает некоторые, часто неосознаваемые, психологические потребности. Ориентация на ровесника говорит о стремлении к более или менее равным отношениям. Дружба со сверстником основывается на принципе сходства и равенства: «Равноправие, независимо от социального положения и средств в кармане». Выбор более старшего друга выражает потребность в примере, опеке, руководстве. Этим и обусловлен более частый выбор старших друзей у девочек (13%), чем у мальчиков (6%), ведь девочкам часто нужен чей-либо совет, мнение, поддержка, которые чаще получаешь от уже созревшей личности. Потребность в общении с младшими - это желание руководить, делиться опытом, опекать. У мальчиков младшие друзья встречаются (6%), значит, у них существует потребность в проявлении своей смелости, ума, доброты, самостоятельности. Разумеется, дружеское взаимодействие всегда как-то объективировано. Не говоря уже о совместной учебе, порождающей много общих проблем и интересов, в общении старшеклассников с друзьями важное место занимают совместный досуг, развлечения, спорт, реже различные любительские занятия и увлечения. Однако 60% опрошенных, вопрос о совместных занятиях с другом оставили вообще без ответа. Видимо, таких специфических занятий и в самом деле нет, а дружба ассоциируется преимущественно с разговорами, спорами, обменом мнениями, короче с вербальным общением. Результаты исследования проективной рисуночной методики «Я и мои друзья». Исследуя детские рисунки можно отметить, что изображение друзей - это не просто тематический рисунок, но и психологическая методика исследования межличностных отношений детей. Изображая себя и своих друзей, раскрывая, декорируя одних и небрежно рисуя других, ребенок невольно выражает свое отражение к ним. В рисунке часто проявляются и те чувства, которые ребенок сознательно не признает или не может выразить другими средствами. Поэтому рисунок «Я и мой друг» в некоторых случаях может дать определенную информацию об особенностях отношениях между детьми. Так, например, рисунок Львовой Кристины, насыщен яркими красками, все фигуры расположены близко друг к другу, взявшись за руки. Все девочки изображены очень радостными, можно предположить, что Кристина испытывает очень теплые, положительные чувства к своим подругам. В рисунке Ивановой Даши изображает себя в ярком, красном красивом платье, в короне. А свою подругу Аню в черном цвете. Это говорит о трудностях в общении друг с другом. При исследовании удалось выяснить причину. Хотя девочки и дружат, между ними всегда происходит соперничество (у кого лучше платье или игрушка). Часто спорят друг с другом. А вот Журалева Маша изобразила в рисунке только себя, с большим количеством деталей, несколько раз стирает, рисует улучшенный вариант, это свидетельствует о самовлюбленности, о своей собственной значимости. Хотя девочка и не испытывает трудности в общении, но вырисовывая себя на подруг у нее не осталось времени. Дети, уверенные в себе, импульсивные, рисуют все фигуры очень большими, во весь лист, так например, рисунок Соколова Никиты. Он и его друг изображены очень больших размеров, можно предположить, что в их дружбе присущ «культ силы». При исследовании дружеских отношений детей, с использованием методик мы пришли к следующему заключению. В изучаемой группе большинство детей общительны и легко вступают в контакты со сверстниками, но играют они, главным образом, в маленьких группах с детьми своего пола, что способствует закреплению разобщенности мальчиков и девочек, а также отдельных групповых объединений. Ребенок, общаясь среди сверстников, накапливает большой опыт дружеских отношений. В рисунках «Я и мои друзья» отражает в основном свое отношение к своим друзьям и к себе. Обобщенные экспериментальные данные по проективной методике «Рисунок: Я и мои друзья» можно отметить следующее: у большинства детей, преобладает завышенная и контрастная самооценка. Убедились, что именно общие интересы, наличие чувства взаимной симпатии объединяют детей.
Заключение
Итак, каждому из нас нужны друзья, каждый ценит дружеские отношения, но в науке феномен «дружба» и «дружеские отношения» изучен пока плохо. Лучше всего его разобрал, пожалуй, Игорь Семенович Кон, который даже написал книгу, под названием «Дружба» [7, с. 114]. В заключении отметим, младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе. Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дружеские отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Большинство мальчиков и девочек легко выбирают себе друзей. Ведь дети дружелюбны и общительны, и с первой встречи им нравятся новые знакомые. Друзьями становятся одноклассники и дети, живущие по соседству. Такая система выбора друзей естественная и надёжная. Выявив и проанализировав структурно-содержательные характеристики дружбы младших школьников, делаем вывод о подтверждении выдвинутой нами гипотезы: общие интересы, наличие чувства взаимной симпатии объединяют детей и формируют их дружеские отношения. Список литературы 1. Альберони Ф. Дружба / Ф. Альберони. - М.: Прогресс, 2012. - 521 с. 2. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. Тр / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 2013. - 654 с. . Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2014. - 544 с. . Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - 574 с. 5. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 2012. - 319 с. 6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Мн.: Изд-во БГУ, 2014. - 352 с. . Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2013. - 255 с. . Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2014. - 255 с. . Кон И.С. Психология младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 2012. - 175 с. . Кон И.С. Психология детской дружбы / И.С. Кон. - М.: Знание, 2014. - 91 с. . Кон И.С. Проблемы исследования дружбы / И.С. Кон, В.А. Лосенков // Педагогика. - 2014. - №10. - С. 35 - 45. . Кондратьева С.В. Межличностное познание и его роль в общении. - М.: Просвещение, 2012. - 275 с. . Майерс, Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2012. - 183 с. . Мид, М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 2013. - 423 с. . Мир детства / М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 2012. - 254 с.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |