Институционализация процессов организации управления инновационной деятельностью
Содержание инновационной деятельности предприятия. Инновации являются главным средством обеспечения конкурентоспособности продукции и обеспечения устойчивости успеха предприятия (корпорации) на рынке в целом. В силу этого управление инновационный деятельностью является составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием. Стратегия инновационной деятельности предприятия ориентирована на научно-технический прогресс (НТП), на использование его результатов для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Это достигается детальной разработкой целей инновационной деятельности на основе стратегических программ (стратегического плана) предприятия. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и технической политики нововведений (инновационной политики) и конкретных мер по их реализации. Нововведением называют: • неизвестные потребителю блага (новая продукция, услуги); • неизвестный метод производства продукции или услуг; • разработка новых материалов и элементов; • получение нового источника сырья и энергии; • организационные нововведения (освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.). Под нововведением (инновацией) принято понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской учебной и других сферах деятельности предприятия, а также к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии. Инновации можно разделить на два основных вида: технические и организационные. К техническим нововведениям относятся: новые продукты, новые технологии или новые услуги. Часто успех предприятия определяется совместным эффектом, получаемым при внедрении нового продукта, новой технологии и новых услуг. Технические нововведения могут также классифицироваться по их наукоёмкой, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влиянию на развитие конкретного предприятия или отрасли. В этом случае их можно классифицировать как базовые и прикладные нововведения, нововведения по улучшению продуктов, технологий или услуг и модификационные нововведения. Наиболее радикальное влияние на успех предприятия и экономики в целом носят базовые нововведения, связанные с развитием научно-технического прогресса. Наибольший удельный вес в практике промышленных предприятий имеют нововведения по улучшению (усовершенствованию) изделий и наименьший - модификационные нововведения. Основными объективными предпосылками (первопричинами) возникновения технических нововведений являются новые технические возможности и новые потребности, на которых базируются две известные модели инновационного процесса. Статистика результатов анализа первопричин различных нововведений в различных отраслях и в различных странах указывает на то, что потребность играет более важную роль, чем новые технические возможности в развитии инновационных процессов. В то же время практика показывает, что для достижения успеха необходимо учитывать и своевременно использовать обе первопричины и соответствующие инновационные модели. Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относят: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, характеристик и сегментации рынка и другие нововведения. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации и включает: ) поисковые научные исследования, направленные на изыскание новых процессов, систем и устройств, новых видов обработки и методов изготовления объектов техники, новых форм и методов организации производства; ) научные исследования и разработка новых изделий, новой технологии и новых форм и методов организации производства, в том числе опытно-конструкторские и технологические разработки; ) создание и проведение необходимых испытаний опытных и головных промышленных образцов новой техники, приборов, машин. Сущность инновационного менеджмента. Сущность инновационного менеджмента составляет управление инновационной деятельностью предприятия с использованием принципов функций и методов менеджмента, направленное на достижение его (предприятия) общих целей. Целями инновационного менеджмента являются: . Разработка и внедрение новой продукции или услуг. . Модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции. . Совершенствование и развитие производства традиционных для предприятия видов продукции и услуг. . Создание условий для обеспечения более эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия. Формирование конкретных целей инновационного менеджмента находит свое отражение в научно-технической политике предприятия. Научно-техническая политика подчинена достижению главной цели предприятия: максимально полное удовлетворение требований потребителей к количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство. При разработке незоотехнической политики цели инновационного менеджмента должны отражать особенности инновационной деятельности на конкретном предприятии: Во-первых, они формулируются с учетом причины, вызвавшей инновации, в том числе: реакцию на выживание, требующую нововведений, или обеспечение стратегии развития предприятия в перспективе, требующее упреждающих мер для достижения успеха. Во-вторых, они определяются предметом и сферой нововведений. Нововведениями могут быть новые продукты, услуги, новые сферы применения продукта или реализации услуг на рынке, новые технология, организация, управление и т.п. В-третьих, цели инновации учитывают требуемую глубину инновационного процесса, включая освоение высоких технологий с учетом государственной поддержки, спонсоров и других источников капитала, модернизацию производства под влиянием конкуренции, рационализацию и реконструкцию для повышения эффективности работы предприятия и т.д. В-четвертых, эти цели отражают глубину интеграции инновационного процесса, которая определяется доступностью использования результатов специализированных источников (глубокая интеграция); использованием отраслевых научно-исследовательских институтов, конструкторских и специальных конструкторских бюро (средняя интеграция); самостоятельными исследованиями и разработками предприятия (малая интеграция). С учетом сформулированных особенностей инновационной деятельности содержание инновационного менеджмента включает: • Разработку планов и программ инновационной деятельности. • Рассмотрение (анализ и оценку) проектов создания новых продуктов. • Координацию деятельности подразделений предприятия в сфере инноваций и проведение единой инновационной политики. • Мониторинг хода разработки новой продукции и ее внедрения в производство. • Взаимодействие с маркетинговой деятельностью при формировании основных направлений научно-технической и производственной деятельности для обеспечения конкурентоспособности продукции и эффективности предприятия с учетом требований потребителей, конкуренции в отрасли и рыночной конъюнктуры. • Обоснование и обеспечение программ инновационной деятельности предприятия финансовыми средствами, материальными ресурсами и квалифицированным персоналом. • Создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем: от определения (выбора) идеи до организации серийного производства новой продукции. Особенностью современного этапа развития и обеспечения эффективности инновационной деятельности является создание единых комплексов исследований, разработки и производства в корпорациях и крупных фирмах. Начиная с 80-х годов, четко проявилась тенденция переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности при формировании и реализации инновационной политики крупных предприятий и корпораций. Это нашло выражение в стремлении к повышению доли наукоемких изделий в номенклатуре (ассортименте) выпускаемой продукции, что дает предприятию дополнительные возможности расширения сопутствующих технических услуг (инжиниринговых, консультационных, лизинговых и других), а также в снижении издержек производства традиционной продукции. Проявившиеся тенденции связаны со стремлением транснациональных корпораций сохранить лидерство в определенных секторах рынка за счет монополизации выпуска наукоемких изделий и обеспечения ускоренной амортизации капитала, а также обеспечить повышение конкурентоспособности традиционной продукции за счет значительного сокращения издержек производства.
Список литературы инвестиционный риск антикризисный конкуренция 1. Александрова Л.А. Конкурентоспособные промышленные кластеры. Теория и практика формирования/ - Л.А. Александрова. - Саратов: СГСЭУ, 2005. - 243 с. 2. Антикризисное управление: Учебник/ Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА - М., 2000. - 341 с. . Аньшин В.М. Инвестиционный анализ: Учебное пособие / В.М. Аньшин. - М.: Дело, 2000. - 417 с. . Аньшина В.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - М.: Дело, 2003. - 389 с. . Безруко В. Основы инновационной деятельности промышленных предприятий /В. Безруко, Г. Остапкович // Экономист: - 2001. - №5. - 25-28 с. . Гаврилов А. Кадровое обеспечение инновационного механизма управления экономикой / А. Гаврилов // Экономист. - 1999. - №4. - 31-38 с. . Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций: Учебник / Л.П. Гончаренко. - М.: КНОРУС, 2009. - 160 с. . Горфляд Л.Н. Инновационный путь развития для новой России / Л.Н. Горфляд. - М.: Наука, 2005. - 432 с. . Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА - М., 2001. - 289 с. . Миннихапов Р.Н. Инновационный менеджмент в АПК: Учебник / Р.Н. Миннихапов [и др.]. - М.: Изд-во МСХА, 2003. - 432 с. . Ратхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Р.А. Ратхутдинов. - СПб.: Питер. 2010. - 448 с.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |