Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогический процесс: понятие, этапы



2020-03-17 142 Обсуждений (0)
Педагогический процесс: понятие, этапы 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогика как наука о воспитании. Предмет, объект, задачи, функции, методы педагогики

 

Воспитание в социальном смысле - это функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. передача социального опыта от старшего поколения младшему. Воспитание осуществляется всем социальным устройством общества (общественными институтами, организациями, церковью, СМИ и культуры, семьей, школой).

Воспитание в широком педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс создания условий для развития, формирования и становления человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях.

Воспитание в конкретном педагогическом смысле - это "целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование у школьников ценностных отношений к окружающему миру и самому себе" [5, C.10].

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий педагогов, представления о результате педагогической деятельности. Существуют два основных подхода к определению целей воспитания. Первый учитывает, прежде всего, потребность общества, поэтому требования к воспитанию ребёнка опираются на задачи государства, общества, сословия. Второй подход предполагает, прежде всего, учет потребностей самого человека. Целью является помощь ему в его социальном становлении, приспособление к существующим условиям и одновременно сохранение своего "Я", в развитии индивидуальности. В зависимости от идеологии отношений, которая устанавливается в любом обществе, доминировал первый или второй подход.

Идеальная цель - развитие гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, гуманное отношение к людям и самому себе.

Реальные цели формулируются как результат, полностью достижимый за определенный промежуток времени. Согласно О.Газману, реальной целью воспитания сегодня является формирование базовой культуры личности.

Задачи воспитания (согласно И.П. Подласому):

усвоение определенного объема научных знаний;

формирование научного мировоззрения;

развитие познавательных интересов;

повышение умственной и физической работоспособности;

формирование гигиенических навыков;

формирование нравственных качеств;

формирование эстетических знаний и др.

Выделяют несколько групп методов воспитание:

Первая группа - методы формирования социального опыта детей.

Вторая группа - методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения.

Третья группа - методы самоопределения личности ребенка.

Четвертая группа - методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.

Объектом воспитания обычно называют личность как целостное явление. Предметом воспитания являются конкретные качества личности.

 

Педагогический процесс: понятие, этапы

 

Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс - "это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач" [5, C. 85].

И.П. Подласый считает, что педагогическим процессом называется "развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых" [4, C. 190].

Компоненты педагогического процесса (по И.П. Подласому [4, C. 80]):

. Целевой компонент, включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов;

. Содержательный компонент, отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу;

. Деятельностный компонент, отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат;

. Результативный компонент, отражает эффективность протекания педагогического процесса, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

 

Этапы педагогического процесса (по В.А. Сластенину [5, C. 66]):

Название этапа

Подготовительный Основной Заключительный
Организация Осуществление Анализ
Целеполагание Педагогическое взаимодействие Выявление возникших отклонений
Диагностика Организация обратной связи Вычленение ошибок
Прогнозирование Регулирование деятельности Анализ причин
Проектирование   Проектирование мер по устранению ошибок
Планирование    

 

Закономерности педагогического процесса (по И.П. Подласому [4, C. 78]):

. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постоянный, ступенчатый характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

наследственности;

воспитательной и учебной среды;

включения в учебно-воспитательную деятельность;

применяемых средств и способов педагогического воздействия.

. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:

интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами;

величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности;

интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от:

интенсивности и качества чувственного восприятия;

логического осмысления воспринятого;

практического применения осмысленного.

. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от:

качества педагогической деятельности;

качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от:

потребностей общества и личности;

возможностей (материально-технические, экономические и др.) общества;

условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и др.).


Список литературы

 

. Бордовская, Н.Н., Реан, А.А. Педагогика. - М., 2000.

. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. - М., 2002. - 637 с.

. Подласый, И.П. Педагогика. - М.: Владос, 1999. - 450 с.

. Сластенин, В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

. Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 17-18.

. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до современности. - М., 2000. - 364 с.



2020-03-17 142 Обсуждений (0)
Педагогический процесс: понятие, этапы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогический процесс: понятие, этапы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (142)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)