Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава семьи и авторитетный расклад в чеченской семье



2020-03-17 150 Обсуждений (0)
Глава семьи и авторитетный расклад в чеченской семье 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Упоминания о первых государственных образованиях на территории Чечни относятся к концу раннего средневековья. С IХ в. равнинная часть современной территории Чечни входила в состав Аланского царства <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, а горная - в состав царства Серир <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%80>. В горах обитали и прямые предки чеченцев и ингушей - племя нохчо <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%85%D1%87%D0%BE> (нохчи).

В XIII веке в результате нашествия монголов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F> предки чеченцев вынуждены были покинуть равнинные районы и уйти в горы, что, несомненно, задержало общественно-экономическое развитие чеченского общества.

В ХIV веке чеченцы образовали раннефеодальное государство Симсир <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%B8%D1%80_%28%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%29&action=edit&redlink=1>, уничтоженное позже войсками Тамерлана <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD>.

После распада Золотой Орды <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%B0> равнинные районы современной Чеченской Республики попали под контроль кабардинских <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B0> и дагестанских <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%88%D0%B0%D0%BC%D1%85%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> феодалов. Вытесненные с равнинных земель, которые на протяжении нескольких веков контролировались кочевыми и полукочевыми тюркоязычными племенами, чеченцы до XVI века <http://ru.wikipedia.org/wiki/XVI_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> жили в основном в горах, разделяясь на территориальные группы, получавшие названия от гор, рек и т. д. (мичиковцы, качкалыковцы, кистинцы, ичкеринцы, чеберлоевцы, шатоевцы, галгаевцы, джераховцы, галашевцы, цоринцы, назрановцы, бацбийцы, аккинцы, карабулаки и др.), близ которых они проживали. К этому периоду относится возникновение и формирование тайповой <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%BF> структуры чеченского общества.

С ХVI века часть чеченцев начала постепенно возвращаться из горных районов на «плоскость» - на Чеченскую равнину, в долину Терека, на берега Сунжи и Аргуна. Как писал знаток чеченской истории и культуры А.А. Саламов, «Страшная земельная теснота, голод толкали чечено-ингушские племена из горных круч и теснин к тучным плоскостным землям. За многовековую историю они не раз выходили к притеречным просторам и вынуждены были снова укрываться в горы под давлением более сильного противника». Переселяясь на равнинные земли, чеченцы и ингуши первоначально образовывали небольшие компактные сёла из отдельных более или менее известных одноимённых тайповых (родовых) обществ, причём некоторые сёла на равнине сохранили за собой названия тех тайпов, родоначальники которых являлись основателями тех или иных сёл в горах.

В 60-70-е годы ХIХ вв. Чечне были созданы первые светские школы для чеченских детей. В 1868 г. был издан первый букварь на чеченском языке. В 1896 г. было открыто Грозненское городское училище.

 


 

Глава семьи и авторитетный расклад в чеченской семье

 

Говоря о проблеме гуманистического воспитания методами чеченской народной педагогики, следует отметить необходимость учета этических норм семейного, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания, так как в их основе лежат такие принципы, как честность, человеколюбие, терпение, сдержанность, патриотизм, милосердие.

Главой семьи всегда был отец. Чеченская женщина, девушка - особо уважаема, она считалась символом уюта, теплоты и воплощением добра. За убийство одной женщины, убивали двух мужчин, это трактовали так: она могла быть матерью еще одного человека. Замужние и незамужние женщины одевались по-разному, по внешности можно было определить, куда идет женщина и замужем она или нет. Так, например, незамужние одевали белое платье, замужние-красное. На вечеринку шли особенно красивыми, у каждой девушки имелись несколько платьев: одно - дома носить, другое - на особые случаи, и третье для свадьбы.

Парня чеченцы воспитывают так: «У тебя должен быть «яхь» то есть гордость, ни в коем случае ты не должен быть хуже своих товарищей. Не давай в обиду слабого, кто бы он ни был, и сам не обижай. Ты должен жить так, чтоб нам за тебя не было стыдно. Для молодого человека, воспитанного в национальной среде в соответствии с нормами вайнахской этики, подобное наставление - не пустые слова.

Дружеские взаимоотношения, взаимопомощь и взаимовыручка являлись фундаментальными социально-нравственными ценностями. Они диктовались самой жизнью. А она говорила горцу: помоги односельчанину, сородичу, когда надо, он оплатит тебе тем же. Отдельный человек не мыслил себя вне рода, фамилии. Последние в свою очередь, не мыслили себя вне сельской общины, родного аула. Все это укрепляет систему: человек - семья - род - тайп, сельская община. Включенный в систему этих отношений человек, обязан поддерживать авторитет своего рода, фамилии, аула, где бы он ни находился.

Трудовым воспитанием девочки в чеченской семье занималась мать. Мать приучала девочек к работе, старанию, добросовестности, усердию.

Мальчику-подростку поручалось выполнять все хозяйственные работы. Как и в любом виде воспитания, личный пример в труде - лучший воспитатель.

Народная педагогика чеченцев изобилует множеством примеров отрицательного отношения к тунеядству, праздности, воровству, мошенничеству и т.д.

Народные легенды, притчи, сказки, пословицы и поговорки полны ярких образов, подчеркивающих негативное отношение общества к таким проявлениям.

Поэтому важно при обучении студентов делать акцент на трудолюбие народа, рассказывать им об уважаемых людях, подчеркивать важность честного, созидательного труда.

В формировании нравственных качеств будущих учителей немаловажное значение имеют народная этика, традиции и обычаи.

семейный трудовой нравственный чеченец



2020-03-17 150 Обсуждений (0)
Глава семьи и авторитетный расклад в чеченской семье 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава семьи и авторитетный расклад в чеченской семье

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)