Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Межбюджетные отношения



2020-03-17 117 Обсуждений (0)
Межбюджетные отношения 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

За время рыночных реформ, происходящих вот уже второе десятилетие в России, финансовая система развивалась с опережающими темпами, по сравнению с развитием экономики в целом. Несмотря на возросший объем инвестиционных ресурсов, их масштабы не достигли дореформенного уровня, а структура инвестиций в основной капитал не учитывает особенности социально-экономического развития регионов и не соответствует потребностям гармоничного развития региональной экономики.

В связи с этим, а также, как будет показано в работе, с расширением - за счёт изменения пенсионного законодательства - инвестиционных возможностей регионов, актуальной выступает оценка кредитоспособности субъектов Федерации.

Целью данной работы является всестороннее изучение различных методик зарубежной и отечественной практики в области оценки кредитоспособности регионов.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить и сопоставить основные методики оценки кредитоспособности регионов, используемые на практике в Российской Федерации.

2. Определить факторы, влияющие на кредитоспособность регионов (состояние рынков субфедеральных заимствований, развитие рынка субфедеральных заимствований, обзор практики государственного регулирования заимствований органами региональной власти, определение понятия кредитоспособности).

.   Продемонстрировать методику рейтинговой оценке на примере региона (в работе выбрана Ленинградская область).


Методика оценки кредитоспособности регионов

 

Содержание и сравнительный анализ различных подходов к оценке кредитоспособности регионов

 

Управление государственным долгом является ключевой задачей экономической политики. Разумное управление им (реструктуризация, согласование долговых инструментов по срокам, рискам и доходности) может быть фактором роста инвестиционной активности. В частности, после кризиса 1998 г. экономический рост в России определяли:

• импортозамещение, т.е. смещение акцента на потребление отечественных товаров;

• увеличение инвестиций топливно-энергетического комплекса, обусловившее развитие обеспечивающих его рост отраслей;

• рост заработной платы и соответственно платежеспособности населения и розничного товарооборота;

• увеличение возврата экспортной выручки, что дало возможность повысить инвестиционный потенциал.

Рост потребительского спроса обеспечивает текущую динамику производства, однако устойчивый рост промышленности возможен только на основе активизации капиталовложений.

Возрастанию инвестиционной активности предприятий в предстоящий период будет способствовать усиление инвестиционной привлекательности регионов. Повышение их кредитного рейтинга может стать важнейшим инструментом привлечения капиталовложений. Разработка единой системы рейтинговой оценки, учитывающей жизнеобеспечивающие факторы региона, открытость и простоту методики расчета, позволит унифицировать подход и вызвать адекватную реакцию регионов на полученный рейтинг.

Необходимо, однако, различать кредитоспособность и инвестиционную привлекательность регионов (предприятий). В нашем случае под инвестиционной привлекательностью понимается прежде всего промышленный потенциал, эффективность инвестиционных программ развития, способность генерации денежных (финансовых) потоков. Кредитоспособность отражает возможность обслуживания своих долговых обязательств. Поэтому в общем случае инвестиционная привлекательность является необходимым, но недостаточным условием высокого кредитного рейтинга региона, в том числе в лице администрации.

К другим приоритетным проблемам улучшения инвестиционного климата относятся:

• совершенствование законодательства по инвестициям, особенно иностранным, и разделу продукции;

• проведение структурных преобразований промышленности;

• усиление защищенности прав на интеллектуальную собственность;

• реструктуризация банковской системы с акцентом на инвестиционные приоритеты;

• улучшение условий и таможенных правил международной торговли.

Российский рынок региональных заимствований состоит из двух секторов: кредитов (бюджетных, банковских) и долговых ценных бумаг (облигаций).

Основные инвесторы и кредиторы на рынке региональных заимствований - банки. Так, в структуре регионального долга банковские кредиты ежегодно составляют 50-70% всех заимствований регионов. Банки аккумулируют в своих портфелях порядка 60-70% всех выпущенных региональных бумаг. На 01.01.2005 в их активах вложения в субфедеральные и муниципальные облигации составили 79,064 млрд. руб., что соответствовало порядка 74% обращающихся на рынке субфедеральных (муниципальных) бумаг. Таким образом, именно банки принимают на себя наибольшую часть риска невозврата заемных средств субъектов РФ и МО. Определить уровень кредитного риска позволяет оценка кредитоспособности заемщика. Однако на сегодняшний день единицы банков располагают соответствующими методиками, большинство же имеет только общее представление, как производить оценку кредитоспособности региональных органов власти.

Кредитоспособность региона - способность региона на правах и обязанностях заемщика получить денежные средства, а также его возможности и готовности своевременно и в полном объеме погасить ссудную и приравненную к ней задолженность, которая в соответствии с Бюджетным кодексом РФ может формироваться только за счет полученных кредитов и размещенных облигаций.

Оценка кредитоспособности производится с помощью количественных и качественных показателей. В мировой практике распространена комплексная оценка, включающая в себя обе группы показателей. Результатом оценки чаще всего выступает определенный балл или рейтинг. Возможны два подхода: один предполагает оценку риска невыполнения обязательств с присвоением рейтинговой категории в виде буквенно-цифрового кода для каждого рейтингуемого региона; другой предусматривает оценку относительной кредитоспособности, когда регионы ранжируются относительно друг друга. При втором подходе проведение границ, характеризующих степень кредитного риска, затруднительно. Так, в период кризиса у всех регионов могут резко ухудшиться финансовые показатели, но поскольку они ранжируются относительно друг друга, итоговая таблица может оказаться идентичной той, которая получилась бы при общем экономическом росте. В российской практике при построении методики оценки кредитоспособности регионов встречается и тот и другой подход.

 

 


Таблица 1. Распространенные оценки кредитоспособности регионов в России

виды оценок Организации
абсолютная Иностранные 1. Standart & Poor ` s 2. Интерфакс совместно с Moody ` s 3. Fitch Ratings Отечественные 4. Эксперт-РА - АК&М 5. Вэб-инвест банк
относительная Отечественная 6. АК&М

 

В таблице 2 указаны блоки анализа кредитоспособности региона.

 

Таблица 2. Блоки анализа кредитоспособности региона

Standart & Poor ` s Интерфакс и Moody ` s Fitch Ratings Эксперт-РА - АК&М Вэб-инвест банк
1) Экономика (эк. база, темпы роста и уровень диверсификации экономики региона); 2) Системы гос. и муниципальных финансов и качество управления; 3) Финансовая гибкость и исполнение бюджета; 4) Долговая политика 1) Долговая политика; 2) Экономические и социальные; 3) Бюджетные и финансовые; 4) Задолженность и косвенные факторы 1) организационная структура, 2) экономические условия, 3) финансовое состояние администрации, 4) структура долговых обязательств, 5) государственная структура и динамика развития политических отношений 1) Качество бюджетной системы региона; 2) Финансово-экономическая ситуация в регионе; 3) Динамика финансово-экономического развития региона; 4) Устойчивость региональной (муниципальной) власти; 5) Благоприятность предпринимательского климата в регион; 6) Характер высказываний высших должностных лиц; 7) Кредитная история 1) Бюджетная часть (структура); 2) Бюджетная часть (налоговые поступления); 3) Бюджетная часть (исполнение); 4) Долговая часть; 5) Дополнительная часть

 


Опираясь на перечисленные выше блоки анализа кредитоспособности, может быть выделена следующая группа факторов, влияющих на кредитоспособность регионов: финансовый, экономический, социальный и политический факторы (см. таблицу 3). Каждый из них может быть оценен определенным набором показателей (в таблице представлены схематично).

 

Таблица 3. Факторы, влияющие на кредитоспособность региона

Финансовый фактор Экономический фактор Социальный и политический факторы
· Бюджетные показатели · Долговые показатели · Показатели, характеризующие межбюджетные отношения · Показатели, характеризующие налоговую базу и степень ее диверсификации · Показатели, характеризующие условия качества управления бюджетами · Показатели, характеризующие отраслевую структуру хозяйства · Показатели, характеризующие состояние основных отраслей хозяйства · Показатели, характеризующие уровень развития инфраструктуры · Показатели, характеризующие количество населения, его занятость и доходы · Показатели, характеризующие демографический состав населения · Показатели, характеризующие взаимоотношения с федеральной властью · Показатели, характеризующие вероятность смены высшего должностного лица администрации и т.п.

Помимо оценки кредитоспособности региона с точки зрения возможности последнего своевременно и в полном объеме погасить ссудную и приравненную к ней задолженность кредитор / инвестор должен также оценить степень готовности или желания региональных органов власти отвечать по долговым обязательствам. Так, ввиду «иммунитета бюджета» кредитор / инвестор может гарантированно претендовать на взыскание с Субъекта РФ (МО) денежных средств в счет погашения задолженности по долговому обязательству в случае, если соответствующие взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета Субъекта РФ (МО). Поскольку тот же бюджет Субъекта РФ (МО) утверждается только на один предстоящий финансовый год, максимальный срок возможных кредитов, нивелирующий данный риск, составляет 12 месяцев, за рамками этого срока - кредитование осуществляется на полном доверии к администрации. Проблема - в настоящее время отсутствует какая-либо процедура банкротства Субъекта РФ (МО).

Выдача кредита по сравнению с покупкой облигаций требует более тщательной проверки соблюдения Субъектом РФ (МО) ограничений касательно их заемной деятельности, накладываемых государством. Выпуск облигаций одобряется Минфином РФ и им непосредственно проверяется соблюдение соответствующих нормативов, установленных БК РФ. По сравнению с кредитом покупка облигаций более привлекательна и с позиции ликвидности (можно в любой момент продать, широкий круг потенциальных покупателей).

 

Таблица 4. Факторы кредитоспособности регионов

 ФИНАНСОВЫЙ ФАКТОР

показатель

Бюджетные показатели

1

Доля дефицита неконсолидированного бюджета в доходной части бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета

2

Доля госдолга неконсолидированного бюджета в доходной части бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ

3

Доля расходов на обслуживание госдолга в расходной части бюджета

4

Доля финансовой помощи из федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета

5

Соотношение размера дефицита бюджета в отчете об исполнении бюджета за последний год с его размером, утвержденным в законе о бюджете на этот год

6

Соотношение размера доходов бюджета в отчете об исполнении бюджета за последний год с его размером, утвержденным в законе о бюджете на этот год

7

Соотношение размера расходов на обслуживание госдолга бюджета в отчете об исполнении бюджета за последний год с его размером, утвержденным в законе о бюджете на этот год

8

Соотношение размера объема заимствований в отчете об исполнении бюджета за последний год с его размером, утвержденным в законе о бюджете на этот год

9

Отношение собственных доходов к всего доходам

10

Отношение финансовой помощи в доходах

11

Размер дефицита / профицита неконсолидированного бюджета СРФ (МО)

12

Средства, направляемые в бюджеты других уровней / всего расходы

Долговые показатели

1

Отношение величины госдолга РМОВ к его годовому ВРП

2

Соответствие объема текущего долга администрации верхнему пределу долга (в том числе отдельно по прямым и условным обязательствам), установленному правовым актом о региональном/ местном бюджете.

3

Отношение затрат на обслуживание долга к текущим доходам (операционной прибыли)

4

Отношение затрат на обслуживание долга к общим бюджетным доходам

5

Отношение общего долга к налоговым доходам

6

Доля просроченного долга в структуре долга

7

Среднедушевой размер долга

8

Показатель финансового состояния

9

Обеспеченность обязательств доходами

10

Коэффициентов покрытия, или отношение привлеченных средств к погашению обязательств

11

Соотношение темпов роста задолженности и темпов роста собственных доходов

12

Соотношение объема краткосрочной и долгосрочной задолженности

13

Доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте

14

Отношение выплат по полному долгу к поступлениям в денежной форме за вычетом обязательных расходов в денежной форме

15

Доля кредитного финансирования

16

Качество кредитной истории РМОВ

17

Имидж на рынке долговых обязательств

Межбюджетные отношения

1

Доля финансовой помощи из вышестоящего бюджета (включая ссуды) и поступлений от регулирующих налогов в общих доходах

2

Доля поступлений от регулирующих налогов в общих доходах

3

Доля исполнения бюджета в неденежной форме (зачетами и денежными суррогатами)



2020-03-17 117 Обсуждений (0)
Межбюджетные отношения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Межбюджетные отношения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (117)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)