Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ



2020-03-17 1715 Обсуждений (0)
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




УПРАЖНЕНИЕ 1. Объясните, почему совпадают в произношении и различаются в написании следующие пары слов-омофонов. Выделите в них корни.

а) бачок – бочок, валы – волы, старожил – сторожил, в Баку – в боку, вязом – вязам, грузом – грузам, от оков – а таков;

б) весело – весило, мелá – милá, преступать (законы) – приступать (к делу), претворить (в жизнь) – притворить (окно), развевать – развивать, в синем – синим, посвятить – посветить, разрядить – разредить, по топям – потопим, пряди – приди.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Ниже приведен список слов, в которых требуется твердое произношение согласных [т], [д], [с], [н], [р], [к]. В каких функциональных стилях обычно встречаются эти слова? Как произносите эти слова вы? Проверьте себя по словарю.

Адекватный, альтернатива, анестезия, бизнес, бутерброд, гантель, генезис, гортензия, гротеск, девальвация, декольте, декор, дельта, денди, детектив, детерминизм, де-факто, де-юре, диатез, диспансеризация, индекс, интервидение, интервью, интерьер, каре, кемпинг, кодекс, контейнер, кортеж, коттедж, крепдешин, кронштейн, лазер, мартен, метрополитен, мистер, модель, модерн, молибден, нетто, орхидея, патетика, полонез, свитер, сервис, синтез, сонет, стенд, стресс, тезис, тембр, темп, термос, терракотовый, тест, фонема, экстерн.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Поставьте ударение в следующих существительных.

Агент, агрономия, алфавит, апостроф, асимметрия, афера, буржуазия, бытие, вероисповедание, газопровод, гастрономия, генезис, де-факто, де-юре, диспансер, договор, еретик, жалюзи, житие, знамение, каталог, квартал, намерение, некролог, нефтепровод, обеспечение, плато, премирование, ракурс, свекла, упрочение, факсимиле, феномен, ходатайство.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.

Атлас – атлас, броня – броня, видение – видение, ирис – ирис, клубы – клубы, острота – острота, старина – старина, трусить – трусить, угольный – угольный.

УПРАЖНЕНИЕ 5. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение. Чем обусловлена постановка ударения в том или ином случае?

Винт, герб, горб, гриб, гусь, жгут, жезл, клок, крюк, пласт, плод, пруд, стержень, торт, шест, ячмень.

УПРАЖНЕНИЕ 6. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения.

Дерзостей, должностей, жердей, кистей, крепостей, плетей, плоскостей, повестей, проповедей, скатертей, тростей, шалостей, щелей.

УПРАЖНЕНИЕ 7. Расставьте ударение в следующих глаголах.

Баловать, зазубрить, заклеить, заклинить, закупорить, заржаветь, звонишь, избаловать, исчерпать, кашлянуть, начать, начался, облегчить, одолжить, озвучить, опошлить, подбодрить, принудить, уведомить, углубить, усугубить, ходатайствовать.

УПРАЖНЕНИЕ 8. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени?

Брить, внять, врать, донять, задать, замереть, красть, лить, нажить, нанять, обнять, передать, подать, понять, прибыть, рвать, слыть, убыть, шить.

УПРАЖНЕНИЕ 9. От следующих глаголов образуйте краткие страдательные причастия и расставьте в них ударение. Укажите, от чего зависит постановка ударения в причастных формах.

Взять, забрать, занять, изжить, набрать, назвать, нанять, отозвать, переизбрать, подобрать, придать, прикрыть, принять, прожить, раздать, созвать, сшить.

УПРАЖНЕНИЕ 10. Поставьте ударение в следующих глаголах на -ировать. Определите, на какие две группы распадаются данные слова в зависимости от места ударения.

Баллотировать, блокировать, бомбардировать, вальсировать, газировать, гарантировать, гравировать, гримировать, дебатировать, дипломировать, дисквалифицировать, дистиллировать, драпировать, информировать, компрометировать, конкурировать, копировать, лакировать, ликвидировать, маскировать, маршировать, меблировать, полировать, премировать, реабилитировать, регистрировать, суммировать, транспортировать,утрировать, формировать, формулировать, форсировать.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 УПРАЖНЕНИЕ 1. Пользуясь словарями, расставьте ударение. Выделите слова, имеющие варианты ударения.

а) Асимметрия, вязанка, столяр, договор, ржаветь, пуста, заложить, звонить, красивее, прикус, маркетинг, колледж, торты, премировать, вредны, квартал, начал, средства, отраслей, броня, кредит, каталог, выборов, углубить, партер, созыв, исковые (заявления), хвоя, эксперт, правы.

б) Усугубить, грешны, родился, агент, погруженный, ржаветь, орган, ходатайство, шофер, туфля, некролог, петля, поутру, характерный, оптовый, близка, продал, алфавит, алкоголь, диалог, атлас, заговор, километр, запломбировать, правы, положила, кредитор, газопровод, гастрономия, диалог.

в) Мельком, намерение, надолго, облита, предложить, зелена, недуг, приговор, процент, таможня, каталог, бюрократия, зазвонит, добыча, заговорщик, украинский, диспансер, холодна, продали, квартал, анатом, забронировать, изложить, доллар, проведено, баловать, тесны, лгала, эксперт, тошнота.

г) Видение, ломать, ходатайство, танцовщица, таможня, упрочение, подослала, горды, красивее, столяр, прирост, ракушка, одновременно, тотчас, уведомить, жива, ждала, диспансер, заселен, позвонишь, августовский, озорничать, молода, ирис, средствами, безудержно, иконопись, тотчас, подняла, эксперт.

д) Мастерски, мускулистый, премировать, парное, взвился, редки, прождали, некролог, немота, корысть, черпать, угольный, досуг, острота, каталог, искра, залила, светлы, диоптрия, жалюзи, областей, кладбище, товары, атлас, шасси, порвала, упрочение, согнутый, волна.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Поставьте ударение над словами.

    1. Раз в месяц, обычно по средам, она клала деньги в банк. 2. Наши намерения заключить этот договор и подписать итоговый документ искренни. 3. Хозяева делали все, чтобы облегчить жизнь своим гостям. 4. Нужно обратиться к эксперту по этому вопросу и одновременно углубить разработку проблемы. 5. Несмотря на сложнейшее положение в этой отрасли индустрии, добыча нефти в последние месяцы заметно возросла.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Составьте и запишите словосочетания со следующими словами:

Старожил – сторожил, отварить – отворить, подрожать – подражать, примерять – примирять, раскалю – расколю, выпяченный – выпеченный, посидеть – поседеть, свела – свила, развиваться – развеваться, притворить – претворить, посветить – посвятить, облачённый – облечённый – обличённый.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Вставить пропущенные буквы.

Дать обет – приготовить обед; изысканные я...тва – и3 дела я...твует; медл...нный ход поезда – подл...нный щедевр; нравственный обл...к – обл...чённый властью, мягкий пласт...лин – жестокий власт...лин; ни...ший уровень – наивы...ший результат; лу...ший друг – ху...шие условия; точный ра...чёт – схватить жё...че; хле...нуть лошадь – бле...нуть вдали; чуть шеле...нул лист – пле...нуть водой; в раду...ном свете – раду...ный приём.

ЗАНЯТИЕ 2.

Тема 2. Принципы русской орфографии. Состав слова и словообразование. Однокоренные слова.  Правописание гласных в корнях слов. Правописание приставок. Правописание Ъ и Ь в словах.

 

1. Слово «орфография» (гр. orihos — правильный, grapho — пишу) означает «правильное написание». Орфография — это система правил, устанавливающая единообразное написание слов и их форм.

Русская орфография основана на трех принципах: морфологическом, фонетическом и традиционном.

Ведущим принципом является морфологический. Он заключается в одинаковом написании (независимо от их произношения) морфем — значащих частей слова (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Например, корень дом- во всех случаях обозначается этими тремя буквами, хотя в словах домашний и домовой звук [о] корня произносится по-разному: [да]машний, [дъ]мовой.

На фонетическом принципе основано, например, правописание приставок, оканчивающихся на з: без-, воз-, из-, низ-, раз-, чрез- (через-). Конечный [з] этих приставок перед глухим согласным корня в устной речи оглушается, что и находит отражение на письме; ср.: беззубый — бессердечный, возразить — воспитать, изгнать — испить, низвергать — нисходить, разбить — распилить, чрезмерный — чересполосица.

Традиционный принцип заключается в том, что слова пишутся так, как их писали в старину. Традиционные написания не оправданы ни фонетически, ни морфологически. Написание таких слов, как корова, собака, топор, морковь, колдун, исполин, лапша, барабан, чувство, праздник и др., приходится запоминать. Среди слов с традиционным написанием много заимствованных: ацидофилин, колорит, компонент, интеллигент, терраса, аккуратный, оппонент и др.

2. Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень, суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание — части слова.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже — предложений, которые для нового слова являются исходными.
        Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно—суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.

 

3. Правила переноса слов

1. Слова переносятся по слогам (ма-ма, ба-ра-бан),

2. Нельзя отделять согласную от последующей гласной (ге-ро"й),

3. Нельзя отставлять на строке или переносить часть слога (пу-стяк, пус-тяк – правильно);

4. Нельзя оставлять на строке или переносить одну гласную, даже если она представляет собой целый слог (ана-то-мия - правильно; а-на-то-ми-я - неправильно),

5. Нельзя отрывать ь (мягкий знак) и ъ (твердый знак) от предыдущей согласной (объ-езд, мень-ше),

6. Буква и не отрывается от предыдущей гласной (рай-он),

7. При сочетании нескольких согласных возможны варианты переноса (се-стра, сес-тра, сест-ра); в таких случаях предпочтителен такой перенос, при котором морфемы не разбираются (подо-ждать).

УПРАЖНЕНИЕ 1. Укажите все возможные варианты переноса слов. Произвести разбор слов по составу. Указать, какими способами образованы слова.

Родство, безвозмездное, расстройство, продолжительность, спецодежда, создание, геройский, оправдание, предварительный, просмотреть, подъезд, разыскать, подучить, возобновляют, осуществлять, развлечение, необходимо, распределение, сотрудничество, ненаказуемое, способствовать, препровождаются, соблюдение, правоохранительный, непримиримость, разуверившийся, возмещены, приговор, задолженность, осознание, освобождение, антитеррористический, раненый, смс, ДАВД.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Подберите к следующим словам однокоренные и запишите.

Движение, доверие, вина, знать, просить, люди, новый, смотреть, водить, долг, курс, дом, строить.

4. Правописание безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением. Правописание согласных в корнях слов.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Списать, вставляя пропущенные безударные гласные. Запомнить написание слов с непроверяемыми безударными гласными и непроверяемыми согласными.

...ктивный, ар...мат, ...сфальт, б...гряный, б...лет, б...тон, б...дон, буду...щее, вер...вание, в...ртикально, вет...ран, во...зрение, вр...сплох, встреп...нуться, выр...зительный, гал...ерея, газ...фикация, ген...альный, г...гант, гиган...ский, г...сподин, гостин...ая, гуман...ый, де...тельный, д...клад, ( за) ч...стую, изм...нение, ин...й, ид...олог...ческий, инт...нсивный, ист...на, к...н...нада, к...р...ван, к...ртина, к...варный, колос..., колос...альный, к...м...ентарий, к...м...ентатор, к...нспект, л...уреат, мировоз...рение, мироп...н...мание, м...заика, м...раль, (на)угад, недос...гаемый, об...яние, об...няние, одух...творить, оп...ра, ор...нжерея, ор...ентир, ор...ентироваться, ох...рактеризовать, п...л...садник, п...рал...ль, п...с...имист, п...чальный, подл...н...ый, пр...гл...сить друзей, пр...обр...сти, пр...рода, пр...смотреться, пр...способить, пр...сутствовать, пр...тв...рить (дверь), пр...чина, пр...ятный, прот...воречить, пр...грес...ивный, профес...ия, р...внина, р...кета, р...форма, р...форма, р...вес...ник, румян...ый, с...лат, с...лфетка, свин...ой,с...луэт, син...ий, с...лдат, сост...зание, ср...внение, т...лант, телеграм...а, тер...аса, тип...графия, тор...питься, тр...буна, трист..., трол...ейбус, ф...соль, цен...нер, че...ствовать, четырест..., ш...девр, штук...тур, экз...мпляр, эк...номить, экск...ватор, …пиграф, эф...ект, юн...ый, январ...ский.

 

УПРАЖНЕНИЕ 4. Спишите, подбирая однокоренные слова, в которых звук произносится отчетливее.

Влас...ный взгляд, глас...ность результатов, звёз...ный час, извес...ный артист, гористая мес...ность, окрес...ный вид, опас..ный переход, праз...ный человек, больное сер...це, яркое со...нце, ужас...ный поступок, ярос...ный взгляд, безыскус...ный узор, гиган...ский завод, крутая лес...ница, царский намес...ник, повсемес...ный холод, ровес...ник века, встретить сверс...ника, сочу...ствовать чуж...му горю, чес...вовать именинника, челюс...ной ш...в, шес...надцать человек, ше...ствовать над первоклас...никами, полное бесчу...ствие, дилетан...ский ответ, дерма...тиновый плащ, интриган...ский поступок, жалос...ливый взгляд, пр...крас...ный лан...шафт, наперс...ник царя, ненас...ный день, рен...геновский снимок, ответить хлёс...че, я...ственный вид, вкусное я...ство, мес...ная газета, гнус...ное предложение, завис...ливый человек, кос...ный ум, кос...ный бульон, уча...ствовать в заговоре, чу...ствовать боль, безмол...вовать в лесу, хвас...ливый ребёнок, вынос...ливый человек, вес...ник глас...ности, гиган...ский аэроплан, в окрес...ных захолус...ных сёлах, от отвес...ных скал, турис...ское аген...ство, устроили праз...ненство, , прелес...ный вид, чудес...ный пейзаж, час...ный дом, лес...ный отзыв, злос...ный хулиган, с окрес...ных гор, словес...ный портрет,мои ровес...ники, сверс...ники, густые рес...ницы, ужас...ный холод, грус...ная мелодия.



2020-03-17 1715 Обсуждений (0)
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1715)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)