Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прокурор, его правовое положение и функции



2020-03-17 236 Обсуждений (0)
Прокурор, его правовое положение и функции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Прокурор — наделенный властными полномочиями, участник уголовного судопроизводства, который может вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех стадиях судопроизводства1. УПК определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37).

Самим термином «прокурор» УПК обозначает круг должностных лиц прокуратуры в лице «Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве» (п. 31 ст. 5).2

Наиболее широкими полномочиями Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года № 2202-1 (ред. от 25.12.2008 № 280-ФЗ) и УПК наделяют прокурора па досудебных этапах уголовного судопроизводства — в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Согласно ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. В сфере уголовного судопроизводства таким законом в первую очередь является Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которым регламентирован порядок производства по уголовным делам на территории Российской Федерации, установлен правовой статус участников уголовного судопроизводства, в том числе и прокурора. В числе иных законов следует, прежде всего, указать Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «О милиции», «О Федеральной службе безопасности», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

При анализе нормативно-правовой базы, регламентирующей полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве, следует рассмотреть вопрос о соотношении норм УПК РФ и других федеральных законов, в том числе и федерального закона о прокуратуре, регламентирующих надзорные полномочия прокурора.3

Определяя основные направления деятельности прокурора в указанной сфере, Закон «О прокуратуре РФ» констатирует, что прокурор осуществляет:

а) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие; б) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; в) координацию правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью (ч. 2 ст. 1).

Формулируя предмет надзора прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства Закон «О прокуратуре РФ» включает в него: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях: проведение расследования законность решений принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.1

Прокуратура наделена функцией расследования преступлений. Согласно Закону «О прокуратуре РФ» она осуществляет уголовное преследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к ее компетенции (ч. 1 ч. 2 и п. 2 ч. З ст. 151). Однако, осуществляя надзор за исполнением законов следователями других органов предварительного расследовании (ФСБ, МВД, ФСНП), прокурор обладает такими же полномочиями.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор наделен широкими полномочиями, включающими: а) проверку исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении (п. 1, 2, 4 ст. 37 УПК); б) принятие конкретных мер по осуществлению быстрого и качественного расследования уголовных дел (п. 2, 6—9); в) дачу согласия следователю, дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5)1; г) принятие в ходе расследования по конкретным делам решений: промежуточных (п. 5—12) и заключительных (п. 13—16); д) вынесение решений об отмене незаконных постановлений по делу, принятых нижестоящими прокурорами, следователями, дознавателями (п. 10 ст. 37 УПК).

Анализ этих положений закона позволяет с полной уверенностью утверждать, что на сегодняшний день прокурор не имеет достаточных полномочий для осуществления эффективного надзора за процессуальной деятельностью следствия.

С момента совершения преступления до рассмотрения уголовного дела в суде, т.е. время, в течение которого проводится предварительное следствие, фактически отдано только под ведомственный процессуальный контроль самих же следственных органов (срок следствия руководители следственных органов могут продлевать фактически без ограничения, а содержание под стражей на досудебной стадии по судебному решению - до 18 месяцев). Такая форма контроля вряд ли является эффективной и объективной.

Сосредоточение многих властно-распорядительных полномочий в следственных органах при отсутствии возможности у прокурора надлежащим образом осуществлять надзор за следствием в первую очередь может повлечь нарушение прав подозреваемых и обвиняемых, и в особенности задержанных и заключенных под стражу.

В сложившейся ситуации представляется целесообразным не только сохранить надзорные полномочия прокурора за следствием в прежнем объеме, но логично было бы расширить надзорные функции прокурора в этом направлении деятельности. Однако сделать это возможно только законодательным путем.1

Для обеспечения своевременного надзора за исполнением закона при возбуждении уголовного дела постановление об этом следователя или дознавателя немедленно направляется прокурору, который обязан незамедлительно дать согласие на возбуждение дела либо вынести постановление об отказе в этом, либо принять решение о возвращении материалов для дополнительной проверки.

На предварительном следствии и дознании прокурор вправе выносить постановления по делам, расследуемым следователем или дознавателем, давать указания, обязательные к исполнению названными лицами. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 38 УПК. Кроме того, уголовно-процессуальный закон наделяет прокурора правами: участвовать в производстве предварительного расследовании и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия по любому делу; возвращать дела для дополнительного расследования; передавать дело от одного органа предварительного расследовании другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК с обязательным указанием оснований передачи; прекращать уголовные дела (п. 2 ч. 1 ст. 221); отменять постановления следователя о прекращении дела (ст. 214 УПК) и т.д.

Закончив расследование, следователь составляет обвинительное заключение, а дознаватель - обвинительный акт (утверждаемый начальником органа дознания) и направляют дело прокурору, который, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение (обвинительный акт), передает дело в суд (ст. 222, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК). При этом обвинение может быть изменено в сторону смягчения (п. 2 ч. 2 ст. 221. ч. 2 ст. 226 УПК). Прокурор рассматривает жалобы на действия следователя и лица, производящего дознание.

Процессуальное положение прокурора в ходе судебного производства дано в ст. 37 УПК лишь в самой общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве. На него, как представителя власти, возложено осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения (ч. 4 ст. 37). Впрочем, в законе оговорено, что по основаниям, установленным УПК, он вправе отказаться от осуществления уголовного преследования (ч. 5 ст. 37 УПК). В случаях, когда предварительное расследование проводилось в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производящему дознание по данному уголовному делу (Федеральный закон №58-ФЗ).

Прокурор, защищая права и свободы человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, вправе воспользоваться всеми полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».



2020-03-17 236 Обсуждений (0)
Прокурор, его правовое положение и функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прокурор, его правовое положение и функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)