Темы и задания лабораторных работ
ТЕХНИКА ЖУРНАЛИСТСКОЙ РАБОТЫ Общая характеристика
В соответствии с учебным планом отделения журналистики курс «Техника журналистской работы» входит в блок общепрофессиональных дисциплин и изучается в первом семестре. На его аудиторное изучение отводится 12 ч. лекций, 24 ч. лабораторных занятий). Цель курса - ввести студентов в сферу журналистской деятельности, дать представление о месте и роли репортерской работы как особого вида журналистской деятельности, обучить приемам репортерской работы, привить репортерские навыки. Курс «Техника журналистской работы» является технологической базой изучения журналистских жанров. Он дает студентам представление о способах, методах, системе работы журналиста по сбору, обработке и передаче информации по каналам средств массовой информации. Такие понятия как «журналистская информация, ее виды, «методы сбора и проверки информации», «источники информации и их классификация» должны быть усвоены студентами в ходе теоретического курса и отработаны на практике на лабораторных занятиях. Завершается курс зачетом в конце первого семестра, к сдаче которого студент допускаются при условии выполнения всех видов практических работ и заданий, предусмотренных планом курса. Содержание курса
Репортерская работа связана с важнейшей задачей печати - оперативно освещать все наиболее значительные процессы общественной жизни, проявляющиеся в фактах и событиях. Каждый журналист должен владеть репортерскими навыками. Поэтому, чтобы успешно овладеть приемами репортерской работы, студенты должны усвоить знания по проблемам: журналистская информация и ее виды, источники информации, формы и методы познания действительности репортером, принципы и этапы познания репортерского произведения.
Тезисный план лекций
. Понятие журналистской информации Цель любой информационной деятельности - это движение от состояния высокой начальной энтропии к состоянию минимальной энтропии. Информация, устраняя неопределенность, помогает человеку сформировать свою собственную модель внешнего мира, помогает принимать правильные решения и ориентироваться в процессах и закономерностях окружающей действительности. Информация обладает определенными свойствами. Во-первых, это способность информации быть ценной и бесполезной. Самая главная ценность информации состоит в ее новизне. Но надо учесть, что любая новая, ранее неизвестная информация обязательно обладает объективной ценностью, но не всегда представляет ценность для каждого отдельного человека или группы лиц. Поэтому всегда надо помнить и о субъективной ценности информации, которая зависит от потребности людей. Второе свойство информации - ее избыточность. Абсолютно новая информация требовала бы постоянного напряжения, человек быстро бы уставал. Поэтому журналисты часто делают пояснения терминов, поэтому одни и те же новости выходят в эфир с заданной периодичностью. В теории информации выделяют два уровня информации - потенциальную и реальную информацию. Вся журналистская информация, функционирующая в обществе, то есть социальная информация, - это потенциальная информация. Реальная информация - это соотношение между сообщением и его потребителем: только соединяясь с потребителем (слушателем, читателем, зрителем и пр.) информация становится реальной. Требования, предъявляемые к журналистской информации. Оригинальность, не банальность сведений. Доступность или декодируемость сообщения. Релевантность или уместность сообщения. Виды журналистской информации: Событийная информация - это факты, события, публикуемые без комментариев. Интерпретирующая информация - это анализ, комментарии, выводы и обобщения, содержащиеся в публикациях. Базисная информация - это особо важная документальная, теоретическая информация государственного, нравственного, правового, религиозного и другого общезначимого характера. . Репортерская работа в системе журналистской деятельности Современная дифференциация журналистского труда - это ряд профессиональных специализаций: репортер, аналитик, публицист. Для репортеров приоритетны качества мобильности и оперативности, которые обеспечивают успех в условиях жесткого ритма сбора информации. Новостная журналистика - это совокупность жанров, ориентированных на сообщение оперативной событийной информации. Предметом новостной журналистики является момент изменения действительности. В основе новостной журналистики лежит факт. Факт - действительное, невымышленное происшествие, событие, имеющее единичный характер. Это не то, что бывало, бывает, а то, что было в определенном случае, что произошло сегодня, вчера, в конкретном месте. У него есть внутренняя драматургия - начало, развитие, завершение, то есть динамика. Новостные материалы условно можно разбить на три категории: календарные, горячие и организованные. Календарные связаны с годовщинами тех или иных событий, с тем, что непременно должны произойти. Это - опережающая информация. В горячих новостях сообщается о драматических событиях в стране и за рубежом - о крупных катастрофах, природных катаклизмах, о непредсказуемых поступках людей или неожиданном стечении обстоятельств. Организованные новости - это искусственное привлечение внимания к какому-либо событию, искусственная сенсация. Любой ли факт повседневной действительности может быть пригоден к опубликованию? Что такое новость и как определить ценность новости? Факт, существенным образом меняющий ситуацию, и есть новость. Новость должна быть: . Свежей . Ранее неизвестной . Близкой к аудитории . Необычной . Персонифицированной . Вызывать общий интерес Задача репортера - собрать факты о событии и изложить по классической схеме, ответив на главные вопросы КТО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК, а дальнейшее объяснение с ответами на вопрос ПОЧЕМУ - это уже задача комментатора. 3. Источники информации Умение добыть первичные живые сведения, эксклюзив - один из показателей высокого профессионализма журналиста. В обществе сложилась развернутая сеть информирования журналистов о происходящих плановых событиях, к которой относятся: брифинги презентации пресс-конференции пресс-релизы сообщения информационных агентств. Основным источником информации для получения неплановых сведений выступает фрагмент реальности. Существует три типа источников информации - документ, человек и предметно-вещественная среда. Письменные источники основаны на принципе гласности и свободы информации, которые позволяют знакомиться с документами, классифицированными как общественно доступные (официальные бумаги, письма, отчеты, протоколы, акты, приказы и пр.). Человек всегда может разъяснить содержание документа, прокомментировать их, рассказать предысторию события, даст совет и пр. Иногда обстановка, которая окружает человека (предметы и вещи) может рассказать о нем больше, чем он сам. Устные источники информации - люди, не всегда согласны с указанием своего имени в публикации. В связи с этим они могут быть открытыми анонимными источниками «не для печати». Существует несколько испытанных способов проверки фактических сведений: переспросить источник и, опираясь на текст, перепроверить цифры, факты, фамилии, иные важные детали, членораздельно проговорить важные высказывания. сопоставить сведения с видео-, аудиозаписями, текстовыми документами спросить дополнительных свидетелей и очевидцев показать текст экспертам зачитать материал опытным коллегам дать прочесть текст редакционному юристу. . Наблюдение как метод сбора информации Наблюдение позволяет журналисту получать сведения непосредственно из текущей реальности - первичную информацию. Какие сведения может получить журналист с помощью наблюдения? Во-первых, это данные, которые выражают сущность происходящего через внешнюю сторону, на основе которых можно сделать выводы о значении событий, об отношениях людей, об уровне их общей культуры или традициях, привычках - обо всем, что поддается считыванию глазом. Во-вторых, данные, передающие внешние характеристики того или иного объекта. Они выступают в тексте как описание примет реальной ситуации, которые создают для читателя «эффект присутствия» - это и детали внешности действующих лиц, их речь, жесты, предметы обстановки, в которой происходят события. К достоинствам метода можно отнести конкретность и единичность. Метод наблюдения и самый оперативный метод в журналистике, и этим объясняется его важное значение. Он позволяет отражать действительность в момент ее развития. Но журналист воспринимает окружающий мир на основе своего прошлого интеллектуального и эмоционального опыта, на основе сложившихся логических понятий. Чем богаче этот опыт, тем полнее и достовернее результаты наблюдения. Следовательно, метод наблюдения имеет субъективность восприятия, привносит в объективную картину мира субъективный элемент. Наблюдение в журналистике имеет ряд модификаций. Прежде всего, наблюдение бывает подготовленное и неподготовленное. Подготовленное наблюдение предполагает ознакомление журналиста с необходимой литературой, архивными материалами, другими сведениями об объекте. Журналисту известно, что ему предстоит наблюдать, кто будет участвовать в событиях, какова их последовательность и пр. Неподготовленное наблюдение основано на непредсказуемости, случайности, внезапности происходящего. Журналист работает с объектом, заранее ничего о нем не зная. Существует разовое и длительное наблюдение. Разового наблюдения достаточно при написании небольших заметок. Разовое наблюдение используется в новостной журналистике, та как связано с жесткой профессиональной необходимостью - оперативностью. Длительное наблюдение в журналистике близко к научному. Оно ведется по четко спланированной программе, в соответствии с поставленной целью, фиксируются и сравниваются результаты. Длительное наблюдение имеет мощные достоинства - отражает предмет в развитии, в высшей степени достоверно и аналитично. Наблюдения бывают прямым и косвенным, открытым и скрытым. Прямое наблюдение осуществляется при непосредственном контакте журналиста с объектом. Косвенное наблюдение нужно тогда, когда объект наблюдения удален во времени и в пространстве и прямое наблюдение невозможно. Открытое наблюдение уместно лишь при подготовке положительного материала. Открытое наблюдение заставляет героев материала корректировать свое поведение, манеру, стиль работы и пр., то есть возникают некоторые психологические помехи. Поэтому журналисту нужно время, чтобы «приучить» окружающих к своему присутствия. Скрытое наблюдение - вид, при котором журналист исследует предмет, не оповещая о самом факте наблюдения, изучает поведение людей в привычных для них условиях, фиксирует сложившиеся отношения в коллективе и пр. Скрытое наблюдение используется и в тех ситуациях, когда журналист является сторонним свидетелем ситуации, и в тех, когда он является его участником. В 1-ом случае - невключенное наблюдение, во 2-ом - включенное. Включенное наблюдение осуществляется журналистом тогда, когда он приходит в какой-либо коллектив или социальную группу как полноправный участник процесса, социальных отношений в этой группе. Взгляд изнутри позволяет фиксировать не только внешние проявления, но и побудительные причины, мотивы поведения людей. Особо выделяется из ряда видов наблюдения - эксперимент. Это подготовленное наблюдение, которое обладает неким новым качеством. Сущность эксперимента в том, что журналист искусственно создает обстоятельства, при которых яснее и точнее проявляется явление. При этом обеспечивается предельная достоверность информации. . Интервью как метод сбора информации. Подготовка и проведение интервью Самый распространенный тип источников информации - это человек. Во-первых, человек - это нередко свидетель или участник происходящих событий, во-вторых, он - носитель информации о себе и о своем субъективном мире, в-третьих - транслятор информации, полученной от других. С помощью интервью можно получить широкий круг данных, образующий несколько сегментов, а именно: . фактические данные . мнения . объяснения . предположения и прогнозы . речевые приметы собеседника, которые передают особенности его личности. Успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки интервьюера: с изучением темы, пониманием цели, продуманностью плана действий, изобретательностью при составлении вопросов. Вопросы делят на основные и дополнительные. Основные готовятся заранее, так как должны принести основные сведения. Но часто они не срабатывают, потому что существует ряд психологических и социальных барьеров, не позволяющих наладить доброжелательный контакт между собеседниками. И тут на помощь приходят дополнительные вопросы, которые не прогнозировались. Они задаются в момент, когда не срабатывает основной или когда неожиданно возникает поворот темы. Классификация вопросов по форме: Открытые. Открытые вопросы называют тему или предмет, а дальше собеседник волен структурировать ответы по своему усмотрению. Закрытые часто используются в социологии при массовом опросе. В закрытых вопросах возможные ответы заложены в самом вопросе, и опрашиваемый должен выбрать ту позицию, которая соответствует его мнению. Прямые и косвенные. Косвенные вопросы целесообразно задавать тогда, когда тема носит «щекотливый» характер, связаны с мнением, которое идет вразрез с моральными или этическими нормами в той или иной социальной группе. Поэтому вопрос нужно строить так, чтобы он освободил собеседника от категоричности высказывания. Личные и безличные. Личные формы вопроса выявляют более индивидуальное мнение. Безличная форма дает ответ не о собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность собеседника, а его представление о том, чего требует объективная реальность. Существуют некоторые правила, которые нужно соблюдать при расспросах любых источников информации. Репортер должен хорошо ориентироваться в предмете разговора. При подготовке к интервью помнить о задаче. Если вам необходимо раздобыть факты, конкретные данные, выяснить цифры для заметки, репортажа, статьи и пр., каждый вопрос должен быть построен с учетом этого. Каждый вопрос должен рассматривать лишь один аспект. Задавая два вопроса в одном, вы позволяете герою интервью «увильнуть» от одного из ответов, предоставляя ему возможность ответить лишь на тот, который кажется ему наиболее понятным, простым или удобным. Вопрос должен задаваться в вопросительной форме, а не в утвердительной. Стремитесь задавать открытые вопросы. Они помогут избежать односложных ответов: «да» или «нет». Вопросы должны быть нейтральными. Вопросы должны быть простыми. Прислушивайтесь к ответам. . Документальный метод сбора информации Мастерство журналиста связано с умением использовать достоверные источники информации. Поставщиком такой информации является способ изучения действительности с помощью документа. Документом в журналистике считается любой предмет, созданный с целью фиксирования информации, выраженной с любой знаковой системе. Документом может быть письмо, ауди- или видеопленка, фотография, рисунок, постановление, статья из журнала… Проработка документов - метод, позволяющий получать сведения самого разного характера - от фундаментальных положений науки до дневниковых признаний, дающих представление об их авторе. С помощью документов проверяются сведения, полученные в ходе интервью или наблюдения. Он становится аргументом и доказательством, когда журналисту нужно доказать свою правоту в суде. Опора на документы делает публикацию основательной и защищенной. Профессиональный журналист использует любую возможность, чтобы обеспечить себя копиями документов, с которыми ему приходится работать. Необходимо представлять, что за тип документов попал к вам в руки. В журналистике принята следующая классификация документов: По способу фиксирования информации: рукописные, печатные документы, кино и фотопленки, магнитные и цифровые записи. По типу авторства: личные и общественные По статусу документа: официальные и неофициальные По степени близости к эмпирическому материалу: первичные и вторичные По способу получения документа: по установленному образцу и целевые. В зависимости от характера документа и цели журналиста происходит выбор методов анализа. Это могут быть общие методы (сопоставление, осмысление) или специальные (психологические, социологические, криминалистические). Существуют различные способы проверки документов. Традиционно они разделяются на внешнюю и внутреннюю оценку. Установление подлинности документа. Рассматриваются внешние признаки документа - его форма, язык, стиль, датировка. Правила, которые применяют в криминалистике, подходят и для журналистики: нет ли в документе каких-либо ошибок; компетентно ли то учреждение или лицо, от имени которого составлен документ, удостоверять содержащиеся в нем сведения; существует ли такое учреждение, не реорганизовано ли оно или как оно называлось прежде, в то время, когда был составлен документ; соответствует ли содержание документа его форме; не являются ли необычными интервалы между текстом и подписями; если документ многостраничный, все ли страницы пронумерованы, одинакова ли бумага, ее качество и цвет. четко ли виден штамп или печать. Установление достоверности, надежности, истинности сведений, содержащихся в документе. Здесь уместно выяснить: какой информацией пользовался составитель документа, не искажены ли фамилии должностных лиц. Желательно установить дату появления документа и его номер. Кроме того, необходимо отличать в документе от оценок, так как оценки - вещь субъективная и автор мог быть заинтересован в своей интерпретации или в умалчивании. Установлению истинности сведений помогает перекрестная проверка документа при помощи всего доступного круга документов по данной проблеме, их сравнительный анализ. Делая извлечения из документа, профессиональный журналист всегда: Фиксирует точное название документа, его автора, дату и место издания; Заключает в кавычки изъятые фрагменты текста и указывает страницы; Помечает специальными знаками собственные мысли и оценки, возникшие во время чтения; При завершении работы специально проверяет все цитаты, названия, цифры, фамилии, имена и прочие сведения.
Темы и задания лабораторных работ журналистский информация репортерский интервью Элементы содержательной структуры информационного сообщения (на основе анализа газетных материалов). Способы фиксирования и накопления сведений для будущих информационных сообщений. Деловая игра «От факта - к слуху». Приемы и способы получения первичной информации (работа на объекте) и ее фиксирование. Сбор оперативной информации вне аудитории. Этические нормы поведения репортера в общении с людьми. Способы проверки и перепроверки сведений, записей и фактов; сбор дополнительных сведений при подготовке текста информационного сообщения. Выбор жанра выступления в связи с характером события. Проведение в аудитории пресс-конференции по определенной теме. Организация и постановка репортерской службы в газетах разных типов. Решение творческих задач репортера. Описание как способ фиксирования информации.
Вопросы к зачету
Понятие журналистской информации Виды журналистской информации Требования, предъявляемые к журналистской информации Специфика репортерской работы Факт и требования, предъявляемые к новости Основные типы источников информации Наблюдение как метод сбора информации Виды наблюдения Интервью как метод сбора информации Правила ведения интервью Классификация вопросов Документальный метод сбора информации Классификация документов Установление подлинности и достоверности документа Эксперимент как метод сбора информации
Контрольный тест
. К какому виду информации относится заявление Президента России: событийной интерпретирующей базисной . Вся информация, циркулирующая в обществе, это: реальная информация потенциальная информация . Сообщение о предстоящей годовщине чего-либо можно отнести к категории: горячих новостей календарных организованных . Каковы приоритетные качества репортера: логика личное обаяние оперативность . Короткие совещания, на которых происходит ознакомление журналистов с позицией устроителей встречи по тому или иному вопросу, это: презентации брифинги Каким методом сбора информации вы будете пользоваться при описании открытия художественной выставки: интервью наблюдением экспериментом . В тексте дана ссылка на источник: «Как нам сообщили в Администрации города…». Такой источник считается: открытым не для печати анонимным . Какой метод сбора информации в журналистике является самым оперативным: опрос наблюдение эксперимент . Классифицируйте вопрос по форме «В чем вы видите разницу между школьным и университетским образованием?»: открытый закрытый . Паспорт гражданина России по статусу является: личным документом официальным документом . Что означает термин «релевантность информации» доступность небанальность уместность . С каким видом информации работает репортер: с интерпретирующей событийной базисной
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (121)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |