Познавательный проект «Путешествие по стране «Математика»
Вид проекта: познавательный, информационно - исследовательский Тип проекта: долгосрочный, групповой Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители Продолжительность: ноябрь - май Проблема возникновения проекта: Дети младшего дошкольного возраста испытывают затруднения в формировании математических представлений, что обусловлено возрастными особенностями. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому для формирования математических представлений я использовала занимательные игровые ситуации, математические игры, дидактические игры. Все это помогает решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Актуальность темы: ФГОС предусматривает развитие у дошкольников таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия с окружающими, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.). Формирование познавательной активности у детей происходит в результате овладения ими элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями. Поэтому необходимо развивать у детей интерес к математике уже в младшем дошкольном возрасте. Ведь применять приобретенные знания дети будут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании. И в конечном итоге поможет детям в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению. Цель проекта: Создать условия для формирования элементарных математических представлений у дошкольников через совместную игровую деятельность. Задачи проекта Обучающие: • формировать первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира; а также форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени; • обучать умению слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, т. е. вести диалог; • формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; • совершенствовать умение сравнивать два и более предметов по величине (длине, ширине, высоте). Развивающие: • развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении, определять положение предметов относительно себя; • развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике; • развивать наглядно-образное мышление. Воспитательные: • воспитывать эмоционально положительное отношение к продуктивной деятельности; • воспитывать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Предполагаемый результат: - проявление большого интереса к занятиям по математике; - увеличить интерес к математическим знаниям, умениям и представлениям при помощи игр, игровых упражнений, чтения художественной литературы; - развивать чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию; - стремиться преодолевать трудности; - воспитывать стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей. План реализации проекта: Этапы и сроки реализации проекта Содержание деятельности Результат Организационно – подготовительный (ноябрь-декабрь) 1. Обоснование актуальности темы; 2. Определение цели и задач проекта; 3. Подбор литературы, пособий; 4. Изготовление дидактических и развивающих игр; 5. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта; 6. Составление тематического планирования мероприятий Наличие у участников проекта четких представлений о необходимости развития элементарных математических представлений у детей младшего возраста Основной (январь – апрель) Организационная деятельность в соответствии с тематическим планированием Наличие тематического плана мероприятий, направленных на формирование элементарных математических представлений. Повышение интереса у детей к образовательной деятельности ФЭМП. Улучшение показателей диагностики уровня развития математических способностей у детей. Заключительный (май) 1. Обобщение результатов 2. Анализ деятельности Наблюдение за развитием математических способностей детей и планирование дальнейшего их усовершенствования Реализация этапов проекта: № мероприятия цели срок 1 этап - подготовительный 1. Подобрать наглядно – дидактические пособия и игры, демонстрационный материал, подвижные игры, художественную и методическую литературу - создать необходимые условия для реализации проекта ноябрь 2. 3. 4. «Круглый стол» с участием родителей и детей Анкетирование родителей (Приложение 1) Выставка дидактических игр - обсудить цели и задачи проекта; -способствовать формированию у родителей представления об элементарной математике во 2 младшей группе; -сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта -выявить интересы и знания родителей по вопросам сенсорного развития дошкольников - познакомить родителей с играми по математике, развивающими игровую деятельность детей; декабрь 5. Изготовление дидактических пособий по ФЭМП - пополнить развивающую среду новыми дидактическими играми ноябрь - декабрь 6. Подбор и разработка конспектов НОД по разным видам деятельности детей - решение задач по ФЭМП ноябрь - декабрь 2 этап - основной 1. ОД -формирование математических представлений у дошкольников через организованную деятельность в соответствии с тематическим планированием Январь-апрель 2. Дидактические игры: «Наряди матрешку» «Сплетем коврик» Игры с песком: «Выложи орнамент» «Найди домик» «Выбери мозаику определенного цвета» Игры с дидактическим зонтом: «Что вверху, что внизу» «Спрячемся от дождика» «Паровоз с цифрами» «Подбери по цвету» «Кому какая форма» «Три квадрата» «Составь целое из частей» «Времена года и суток» «Справа – слева, сверху – снизу» «Раз, два, три, четыре…» Игры с логическими блоками Дьёнеша: «Чудесный мешочек» «Чего не стало?» «Что изменилось?» «Что лишнее?» «Продолжи дорожку» «Найди пару» «Цифры» -расширять знания детей по ФЭМП через дидактическую игру. - учить выбирать геометрические фигуры соответственно форме; - развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику рук, воображение и творческие способности; - развивать сенсорное восприятие, тактильные ощущения при игре с песком, развивать образное мышление; - развивать сенсорное восприятие, пространственные отношения; - развивать сенсорное восприятие, умение соотносить цвет с формой; - знакомить детей с числительными в пределах 5; - развивать структуры логического и ассоциативного мышления; - учить формировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины; - учить соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: большой, средний, маленький; - развивать умение составлять круг (квадрат, треугольник) из двух (трех, четырех) частей; - учить составлять логическую цепочку; - формировать пространственные представления, учить определять положение предметов относительно чего-либо; - закрепить умения считать до 5 - формировать умение группировать по одному признаку (форме, по двум признакам (цвету и форме, развивать умения ориентировки в пространстве; - развивать тактильные ощущения; - развивать внимание; - развивать логическое мышление; - развивать внимание; - развивать логическое мышление; - учить подбирать пару к предмету, опираясь на цвет, форму, размер -упражнять в устном счете; учить соотносить количество предметов к цифре; Январь-апрель 3. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» «Детский сад» «День рождение куклы Кати» «Семья» «Парикмахерская» «Больница» «Автобус» - развивать математические представления детей в сюжетных играх Январь-апрель 4. Продуктивная деятельность: -аппликация «Украсим тарелочку» -«Веселые снеговики» «Флажки такие разные» «Оденем кукол на прогулку» - лепка «Башенка» «Миски для трех медведей» -использовать полученные знания и умения в продуктивной деятельности - закрепить геометрическую форму – круг, учить наклеивать и располагать изображение на круге; - учить конструировать образ снеговика из трех разных по размеру кругов; - учить составлять линейную композицию из флажков, чередующихся по цвету или форме; - учить составлять узор в определенной последовательности, правильно чередуя фигуры по величине: большие и маленькие - учить составлять башенку из нескольких частей, накладывая одну на другую; - учить лепить миски разного размера (большую, среднюю и маленькую) Январь-апрель 5. Подвижные игры: «Найди свой домик» «Мы идем по кругу» Мой веселый звонкий мяч» «Карусель» «Кот и мыши» «Бабочки и цветы» «Мы шагаем» «Цветные фонарики» «Достань ленточку» «Догони мяч» «Ноги и ножки» «Выбери мяч» Закреплять полученные математические представления через подвижную игру: - закреплять умение различать цвета; - закреплять умение находить в пространстве предложенные предметы; - закреплять понятие большой и маленький; - учить самостоятельно выбирать и изменять направление движения; - учить становиться в круг (большой и маленький); - учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого. Январь-апрель 6. Художественное творчество: Выкладывание геометрических фигур из бус, палочек, другого бросового материала - закреплять математические представления с использованием нетрадиционных технологий Январь-апрель 7. Художественное слово (Приложение 2) закреплять математические представления с помощью литературных произведений Январь-апрель 3 этап - заключительный Обработка и оформление проекта Анализ результативности Подведение итогов диагностики - завершение проектной деятельности по развитию математических представлений во второй младшей группе; - обобщить результаты, полученные в процессе проектной деятельности Май Роль родителей в реализации проекта: Через анкетирование родителей по вопросам сенсорного развития дошкольников, было выявлено, что у родителей создалось ошибочное мнение, что знания по математике ребенок может усвоить лишь при неоднократном повторении каких-либо математических понятий. Также стало понятно, что у детей дома достаточно игрушек, но покупаются они без учета возраста и перспективы на развитие. В основном это дорогие игрушки, машинки, куклы. Родители мало играют с детьми и совсем не представляют, как можно руководить развивающей игровой деятельностью ребенка. Чтобы познакомить родителей, как сделать математику интересной для детей, я организовала выставку дидактических игр и пособий. Совместно с родителями обсудила, чем полезна игра, сделанная своими руками. Используя Интернет-ресурсы подобрали такие игры, которые помогут развить у ребенка сенсорные навыки, мелкую моторику, интеллект и речь. И с помощью родителей изготовила новые дидактические игры, используя самые простые и доступные материалы. Продукт проектной деятельности: Итоговая образовательная деятельность по познавательному развитию детей второй младшей группы «Под грибом» по мотивам одноименной сказки В. Сутеева (Приложение №3) Перспективы дальнейшего развития: Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое необходимо для успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область, цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников. И достигнуть этой цели поможет решение ряда задач: - сенсорное развитие; - развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности; - формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, развивается и детский интеллект. Поэтому главную основу всей работы должно составлять развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознание ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь. Вывод: В ходе реализации проекта у детей развился интерес к познавательной деятельности не только во время образовательной организованной деятельности, но и в различных режимных моментах. Появился больший интерес к занятиям по ФЭМП. Возросло желание и стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу. Используемая литература: 1. Младший дошкольник в детском саду. Учебно – методическое пособие/Т. М. Бабаева и др. - СПб. : Детство – пресс,2008г. 2. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015г. 3. Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет. – М. :СФЕРА, 2014. 4. Белошистая А. В. Занятия по ФЭМП для дете1 3-4 лет. - М. ,2005. 5. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет/под ред. Парамоновой Л. А. -М., 2014. 6. Сборник подвижных игр. Для занятий сдетьми 2-7 лет/ авт. Степаненкова Э. Я. -М., 2014 7. Конструирование. Конспекты совместной деятельности с детьми 3-4 лет. - СПб., 2015. 8. Хрестоматия для маленьких/ сост. Елисеева Л. Н. - М., 1987. 9. Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992 10. Комарова Т. С. Занятия по ИЗО во второй младшей группе. – М., 2007.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |