Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ», КАК ОДНА ИЗ ПОПЫТОК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ГФК



2020-03-17 143 Обсуждений (0)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ», КАК ОДНА ИЗ ПОПЫТОК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ГФК 0.00 из 5.00 0 оценок




Снятие коллизий в законодательном обеспечении финансового контроля и восполнения дефицитных норм можно добиться, лишь приняв специальный Федеральный закон «О государственном финансовом контроле», что пытаются решить как в науке финансового права, так и на законодательном уровне уже на протяжении многих лет. Более того, законодатель осознавал необходимость принятия данного закона. Так, Президент РФ в п.5 Указа «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ»[13]в свое время дал поручение Правительству РФ разработать проект федерального закона о финансовом контроле. Однако в последствии (Указом Президента РФ «О признании утратившим силу пункта 5 Указа Президента РФ от 25 июля 1996г № 1095) данный пункт был признан утратившим силу, и поручение осталось невыполненным. [14]

Первоначально инициатором законопроекта был Минфин России. Он готовил документы силами Контрольно-ревизионного управления и Научно-исследовательского финансового института с участием широкого круга высококвалифицированных специалистов финансового контроля. Была достигнута высокая степень готовности проекта, но в силу влияния различных обстоятельств до внесения его в законодательный орган дело так и не дошло. Сейчас Росфиннадзор считает, что подобный федеральный закон не нужен. Счетная палата РФ отстаивает позицию о необходимости закона. [15]

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что в современных условиях необходимо урегулировать следующие вопросы: о законодательном закреплении определений понятий «финансовый контроль», «надзор» и др.,должны быть определены принципы, виды и формы финансового контроля, а также системы финансового контроля; об иерархии органов финансового контроля и о принципах их взаимодействия и координации; о стандартизации контрольной деятельности органов финансового контроля; о механизме взаимодействия органов гос. фин. контроля и законодательной и исполнительной ветвей власти,систем федерального и регионального, муниципального финансового контроля; об ответственности органов гос. фин. контроля должностных лиц за нарушения законодательства в области контроля и др.[16]

Конечно нельзя все сводить к одной причине. На эффективности контроля наряду с отсутствием закона отрицательно сказываются и другие факторы. Это и неправильное подчинение контролирующих органов в системе исполнительной власти, и слабо маскируемое нежелание руководства некоторых из них выявлять реальные факты растранжиривания государственных средств, докапываться до причин нарушений, и слабость или развал ведомственного контроля в государственных учреждениях, и недостаточная квалификация основной массы финансовых контролеров. Но отрицательное влияние других факторов несравнимо с деструктивными последствиями отсутствия закона.

Предлагаемый закон должен определить идеологию государственного финансового контроля, задачи и полномочия его органов. Образец нужного подхода можно найти в Федеральном законе о Счетной палате. Он развивает конституционные положения в отношении финансового контроля, прошел проверку временем и в основном ее выдержал. На его основе Счетная палата работает уверенно и продуктивно, все полнее выполняя назначенную ей Конституцией РФ роль независимого, фактически высшего финансового контрольного органа в стране. Но и этот закон постепенно отстает от реальностей контроля и потребностей общества, нуждается в корректировке, уточнении ряда позиции, изначально сохраняющихся неизменными. А некоторые общие проблемы контроля в нем решить просто невозможно.

В новом законе нельзя не учитывать то, что в контрольном процессе участвуют две изначально равноправные стороны (органы исполнительной власти и субъект проверки). Закон должен определить их права и обязанности при осуществлении контроля, установить формы взаимодействия, сотрудничества.

Правовое установление требований к организации внутреннего контроля, взаимодействию внутреннего и внешнего контроля, процедур такого взаимодействия, определение ответственности за отсутствие внутреннего контроля, порядок или корректировка действий органа внешнего контроля в таком случае- одна из существенных составляющих предлагаемого закона. Ее актуальность становится наиболее очевидной именно с позиции экономической необходимости.

В этом плане существует еще одна проблема, нуждающаяся в законодательном решении. Сейчас контролирующие органы заметно отличаются разницей подходов к решению стоящих перед ними задач, хотя в принципе занимаются одним и тем же делом. Они регулируют и регламентируют свои действия каждый по-своему, ведомственными документами, которые не только сильно различаются, но и не всегда соответствуют действующему законодательству. В результате контрольное дело сильно страдает.

Исправить положение может Федеральный закон о ГФК. Надо, чтобы органы контроля различались дифференциацией объектов, но пользовались относительно их равными правами, предъявляли одинаковые требования.

Государственный финансовый контроль - неотъемлемая составляющая государственного устройства любой цивилизованной страны в современном мире. Система ГФК содействует повышению эффективности власти. Но по своей сути власть в демократическом государстве есть уполномоченное учреждение для ведения дел общества. Поэтому основная задача контроля- информирование общества о действиях власти, представление данных для оценки их эффективности, влияния на улучшение социально-экономических условий в стране. Ее также правомерно поставить перед органами ГФК федеральным законом.[17]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовый контроль как любая категория системы законодательства представлен определенной совокупностью нормативных правовых актов, характеризующих состояние и степень разработанности контрольной правовой системы. Нормативно-правовое обеспечение финансового контроля в России пока нельзя назвать системным. Эта сфера регулируется актами бывшего СССР, Российской Федерации и международно-правовым, его базу составляют документы разного уровня. Основы ГФК закреплены в Конституции РФ, в конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

ГФК в нашей стране осуществляется таким образом, что на основе его результатов можно принимать лишь частичные решения. Данные контроля не позволяют давать полномасштабные оценки характера и итогов движения финансовых потоков. Снятие коллизий в законодательном обеспечении финансового контроля и восполнения дефицитных норм можно добиться, лишь приняв специальный Федеральный закон «О государственном финансовом контроле».

Сторонники принятия закона о ГФК добиваются не усиления административного вмешательства государства в экономику, а более полной реализации существующих конституционных возможностей управления финансовыми потоками, корректировки их экономических результатов в соответствии с общественными потребностями. Отсутствие федерального закона о ГФК приводит к тому, что усилия финансовых контролеров слабо влияют на улучшение управления финансами, повышении результативности госрасходов, использования госимущества и защиту финансовых интересов граждан. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что нужно определение термину «госфинконтроль» и что такое орган государственного финансового контроля, одной из основных функций органов ГФК нужно определить систематическую проверку деятельности органов исполнительной власти, на которые возложено проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и ее субъектах.

Ввиду недостаточно разработанной теоретической базы и несовершенства правовой регламентации финансового контроля необходимо четко определить принципы и структуру финансового контроля, выстроить систему контролирующих органов, установить формы и методы финансового контроля.

Естественно, одно создание действенной нормативной базы проблемы не снимет. Нужна как эффективная система правореализации, так и повышенный уровень правосознания и правовой культуры – необходимых атрибутов эффективного юридического процесса.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бюджетный Кодекс РФ;

2. Конституция РФ;

3. Указ Президента РФ от 25 июля 1996г.(с изм. от 18 июля 2001г.) «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ.1996.№ 31. Ст. 3696

4. Указ Президента РФ от 18 июля 2001 «О признании утратившим силу пункта 5 Указа Президента РФ от 25 июля 1996г № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ.2001.№ 30. Ст.3156

5. Гринкевич Л.С., Сагайдачная Н.К. Государственные и муниципальные финансы России.-М.:КНОРУС,2007-с.486

6. Данилевский Ю.А, Овсянников Л.Н «Состояние и правовое обеспечение государственного финансового контроля в современной России».-Финансовый контроль в РФ: проблемы организации и управления. Материалы «Круглого стола» от 26.12.2001г.-М.:Институт экономики РАН.2002.-с64

7. Бурцев В.В. Совершенствование нормативной базы государственного финансового контроля в РФ//Законодательство и экономика.-2004г.-№2.-с.27-31

8. Гараев И.Г. Правовое обеспечение ГФК в современной России//Финансовое право.-2008г.-№3.-с.2-4

9. Гармаева М.А, Горева А.В, Конюхова Т.В. Правовое обеспечение финансового контроля (начало)//Право и экономика. -М.: ЮридДом «Юстицинформ».-2006г.-№4.-с.46-47

10. Овсянников Л.Н. Экономическая необходимость закона о государственном финансовом контроле//Финансы.-2007г.-№6.-с.48-51

11. Рожкова Н.К. Современное состояние нормативно-правового обеспечения финансового контроля в России//Сибирская финансовая школа.-2005г.-№4.-с.12-19


[1]Данилевский Ю.А, Овсянников Л.Н «Состояние и правовое обеспечение государственного финансового контроля в современной России.».-Финансовый контроль в РФ: проблемы организации и управления. Материалы «Круглого стола» от 26.12.2001г.-М.:Институт экономики РАН.2002.-с64

[2]Н.К Рожкова «Современное состояние нормативно-правового обеспечения финансового контроля в России».

[3] В.В Бурцев «Совершенствование нормативной базы ГФК в РФ».

[4] Гармаева М.А.,Горева А.В,Конюхова Т.В «Правовое обеспечение финансового контроля в РФ (начало)».

[5] Бюджетный Кодекс РФ.

[6] Гармаева М.А.,Горева А.В,Конюхова Т.В «Правовое обеспечение финансового контроля в РФ (начало)».

[7]Н.К Рожкова «Современное состояние нормативно-правового обеспечения финансового контроля в России».

[8]Гринкевич Л.С,Н.К Сагайдачная и др. «Государственные и муниципальные финансы России.»,с.486

[9] И.Г Гараев «Правовое обеспечение ГФК в современной России».

[10] В.В Бурцев «Совершенствование нормативной базы ГФК в РФ».

[11] Бюджетный кодекс РФ.

[12] Л.Н Овсянников «Экономическая необходимость закона о государственном финансовом контроле».

[13] Указ Президента РФ от 25 июля 1996г «О мерах по обеспечению ГФК в РФ».

[14] И.Г Гараев «Правовое обеспечение ГФК в современной России».

[15] Л.Н Овсянников «Экономическая необходимость закона о государственном финансовом контроле».

[16] И.Г Гараев «Правовое обеспечение ГФК в современной России».

[17] Л.Н Овсянников «Экономическая необходимость закона о государственном финансовом контроле».



2020-03-17 143 Обсуждений (0)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ», КАК ОДНА ИЗ ПОПЫТОК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ГФК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ», КАК ОДНА ИЗ ПОПЫТОК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ГФК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (143)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)