Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система субъектов административного процесса



2020-03-17 226 Обсуждений (0)
Система субъектов административного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

 

Введение

. Система субъектов административного процесса

2. Участники производства по делам об административных правонарушениях

3. Основные субъекты административного процесса

. Иные участники административного процесса

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Актуальность темы исследования состоит в том, что многообразие административно-процессуальной деятельности предопределяет весьма значительное число ее субъектов. Прежде всего, это обусловлено тем обстоятельством, что административно-процессуальная сфера охватывает своим воздействием практически все стороны жизни общества.

Участники административного процесса могут быть охарактеризованы как граждане, иные лица, коллективы граждан и организации в лице их представителей, наделенные правами и несущие определенные обязанности, которые позволяют им участвовать в рассмотрении административных дел с целью защиты своих прав и законных интересов либо прав и законных интересов представляемых ими лиц, коллективов граждан или организаций, а также содействовать осуществлению административного процесса.

Субъекты административного процесса - это участники административного процесса, реализующие в ходе административно-процессуальной деятельности свой процессуальный статус с целью защиты своих прав и законных интересов либо прав и законных интересов представляемых ими лиц, коллективов граждан и организаций, а также с целью содействия осуществлению процесса, и лидирующие субъекты административного процесса, действующие с целью ведения процесса, способные сами на государственно-властной основе принимать решение по делу.

Целью настоящей работы является рассмотрение правого статуса субъектов административного процесса.

 


Система субъектов административного процесса

 

В общей теории права субъектом права признается участник общественных отношений, наделенный правами и обязанностями и обладающий двумя признаками: социальным (участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю персонифицированного субъекта) и юридическим (признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях).

Среди субъектов административного процесса целесообразно выделить две основные группы - индивидуальных и коллективных субъектов.

В контексте рассматриваемого вопроса несомненный интерес вызывает уточнение и определение понятий «участник процесса» и «субъект процесса», их соотношение.

Под участниками уголовного процесса понимаются граждане, предприятия и организации, которые наделены правами для активного участия в расследовании и рассмотрении уголовных дел с целью защиты своих прав и законных интересов либо прав и законных интересов представляемых ими лиц.

В административно-правовой науке приведенной точке зрения весьма созвучна позиция Л. В. Коваля, относящего к признакам, характеризующим понятие субъекта административно-деликтных отношений, личную и служебную юридическую заинтересованность в исходе дела, а также способность своим поведением воздействовать на развитие правоотношения.

Применительно к административному процессу наиболее четкое уяснение рассматриваемых понятий возможно на примере одного из административно-процессуальных производств - производства по делам об административных правонарушениях.

В производстве по делам об административных правонарушениях участвуют ряд органов и лиц, выполняющих различные процессуальные функции. Они объединяются общим термином «субъекты производства».

Наряду с субъектами, лидирующими в производстве, непосредственно осуществляющими его, в производстве участвуют и иные субъекты. Обстоятельную характеристику этим субъектам дает законодатель, выделивший их в КоАП в гл. 21 «Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении». К ним относятся: лицо, привлекаемое к административной ответственности; потерпевший; законные представители лица, привлекаемого к ответственности, и потерпевшего; адвокат; свидетель; эксперт; переводчик. Одни из указанных субъектов участвуют в производстве в связи с тем, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях затрагиваются их интересы, поэтому государство предоставило им широкие права, обеспечивающие возможность активного участия в рассмотрении дел. Другие же своих личных интересов в производстве по делу не имеют, но независимо от этого привлекаются к участию в нем в связи с тем, что это необходимо для выяснения истины, наиболее полного и всестороннего установления всех обстоятельств по делу. Все лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, реализуют свои права и выполняют обязанности посредством правоотношений, в которые они вступают с другими субъектами производства. Заметим, что в теории права правоотношения определяются как разнообразные правовые связи, в соответствии с которыми одни субъекты находятся в определенном отношении с другими субъектами.

Соответственно в производстве по делам об административных правонарушениях все лица, участвующие в нем, независимо от форм, объема прав и обязанностей также выступают субъектами производства.

Необходимо учитывать определенную специфику различных субъектов производства, их группу. Как уже отмечалось, применительно к одной из групп субъектов это сделано законодателем, который в КоАП особо выделил тех из них, чья деятельность связана с защитой своих либо представляемых ими лиц интересов, а также с содействием осуществлению производства.

Несмотря на то, что процессуальное положение каждого из участников специфически обрисовано в КоАП (в частности, объем их процессуальных прав и обязанностей далеко не одинаков), наличие ряда общих признаков, характеризующих их правовой статус, определило позицию законодателя, выделившего эту группу субъектов в самостоятельной главе КоАП. Такими признаками выступают отсутствие у этих субъектов властных полномочий, та или иная степень их заинтересованности в деле, а также обязанность содействовать производству в силу своего служебного или общественного долга.

Таким образом, по своему правовому статусу, месту в структуре административно-процессуальной деятельности, выполняемым функциям, заинтересованности в деле и иным параметрам понятия «участник производства» и «субъект производства» далеко не однозначны, и первое понятие следует признать более узким, чем второе, входящим в него. По нашему мнению, их следует соотносить как часть и целое. При этом необходимо подчеркнуть роль лидирующих субъектов процесса, поскольку без них осуществление юридической деятельности невозможно. Несмотря на огромную роль участников в административном процессе, окончательное юридическое решение по делу принимается все же по одностороннему волеизъявлению лидирующего субъекта, который в известном смысле несет ответственность не только за свои правовые операции, но и за то, что делают участники процесса.

В иных производствах, входящих в структуру административного процесса, такая детальная регламентация их участников отсутствует. В них основным участником следует признать гражданина (заявителя, лицо, подавшее жалобу, частного предпринимателя, обратившегося в соответствующий государственный орган, и др.), имеющего определенный интерес в деле. Наряду с ним, в административных производствах могут выступать и участники, содействующие их осуществлению. Так, в любом из производств может возникнуть необходимость в установлении определенных фактов, имеющих значение для правильного разрешения дела, для чего к участию в деле может привлекаться лицо, обладающее специальными знаниями. Иллюстрацией данного положения может служить производство по государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, где учредительные документы предварительно изучаются специалистом-юристом, дающим заключение о соответствии их требованиям закона.

Следует отметить и то важное обстоятельство, что участниками административного процесса могут выступать не только граждане, но и иные лица (иностранцы и лица без гражданства), коллективы граждан или организации, которые в силу ряда обстоятельств и причин так или иначе содействуют лидирующим субъектам в выполнении соответствующих юридических действий. К числу участников административного процесса следует отнести коллективы или организации, которые отстаивают свои интересы в деле. При этом коллектив либо организацию, как правило, представляет определенное, уполномоченное на то лицо, персонифицированно выступающее от их имени.

Характеризуя индивидуальных и коллективных субъектов административно-процессуальных правоотношений, необходимо уточнить ряд важных моментов. Во-первых, можно ли отнести лидирующих субъектов административно-процессуальных правоотношений, осуществляющих свои функции в процессе единолично, к числу индивидуальных субъектов?

Уполномоченные лица действуют от имени и по поручению государственных органов обезличенно, их действия непосредственно для них личных прав и обязанностей не порождают, а их акты - это акты органа, полномочными представителями которого они являются. В связи с этим обстоятельством лидирующих субъектов административного процесса, действующих таким образом, отнести к числу индивидуальных субъектов нельзя. Сказанное в полной мере относится и к действиям судьи, единолично рассматривающего административное дело.

Во-вторых, к какой группе субъектов следует отнести собственника, выступающего субъектом предпринимательской деятельности, в его взаимоотношениях в рамках административного процесса? Каково положение служащего как субъекта стабильных организационных отношений?

Собственник в этом случае будет индивидуальным субъектом - участником административно-процессуальных правоотношений. Таким же индивидуальным субъектом - участником административно-процессуальных правоотношений выступает и служащий, не являющийся в данных правоотношениях представителем государственного органа и участвующий в процессе с целью реализации принадлежащих ему прав и законных интересов, а также исполнения обязанностей.

Касаясь вопроса о роли должностного лица в административно-процессуальных правоотношениях, следует отметить, что его процессуальное положение неоднозначно. Должностное лицо нужно признать в качестве субъекта административного процесса при выполнении им функций по ведению процесса. Когда же должностное лицо в силу служебных обязанностей содействует осуществлению процесса и тем более когда оно выступает субъектом ответственности, его следует признать участником административного процесса.

 




2020-03-17 226 Обсуждений (0)
Система субъектов административного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система субъектов административного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)