Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы функционирования денежной системы РФ



2020-03-17 184 Обсуждений (0)
Проблемы функционирования денежной системы РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Первой проблемой, на наш взгляд, является теневая экономика, которая негативно влияет на оборот денежных средств в РФ. В понятие теневой экономики включаются такие виды экономической деятельности, как скрытая (законная деятельность, сознательно скрываемая или преуменьшаемая с целью уклонения от уплаты налогов или выполнения других административных обязанностей), неформальная (деятельность, не запрещенная законом, осуществляемая индивидуальными предпринимателями или некорпорированными предприятиями, принадлежащими домашним хозяйствам), нелегальная (деятельность, запрещенная законодательством данной страны, в России - производство и продажа наркотиков, проституция, контрабанда). При этом теневая экономическая деятельность может проявляться на всех стадиях экономического цикла: производства, образования, распределения и использования доходов.

В составе наличных денег внебанковской системы определенная доля принадлежит денежным средствам, постоянно находящимся в экономическом обороте, как средству обращения и платежа. Кроме того, часть наличных денег используется как средство неорганизованного накопления. И только оставшаяся часть обслуживает "теневой" сектор экономики. Количество наличных денег, необходимых для денежного обращения, учитывается и регулируется Банком России. Сокращение внебанковского оборота и максимального привлечения наличных денег в банковскую систему обозначено в качестве одной из основных целей деятельности Банка России. На решение этой проблемы в некоторой степени направлен ряд мер, определенных действующим банковским законодательством, из которых необходимо выделить следующие: обязательность для субъектов экономики хранения свободных денежных средств в учреждениях банков на соответствующих счетах; установление лимитов остатков операционных касс кредитных организаций и касс предприятий; ограничение расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке; предоставление права расходования поступающей в кассу денежной выручки на цели, определенные Банком России, запрет на расходование выручки при наличии задолженности в бюджет; организация контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Однако установленный Банком России механизм регулирования операций с наличными деньгами, на наш взгляд, недостаточен, поскольку не предусматривает эффективных мер воздействия и инструментов, позволяющих активно влиять на налично-денежное обращение. За пределами регулирования денежного обращения остаются денежные потоки, не попадающие в область банковского регулирования. В настоящее время ни законодательство, ни Положение о территориальных учреждениях Банка России не предусматривают участие структур Центрального банка в контроле за движением денег, находящихся в деловом обороте юридических и физических лиц.

В результате, несмотря на комплекс мер по регулированию операций с наличными деньгами, снижается скорость возврата наличных денег в кассы банков и продолжается процесс снижения уровня инкассации торговой выручки. При этом характерной тенденцией для динамики показателя инкассации торговой выручки является опережающий уровень данного показателя в районах по сравнению с городами, что в основном объясняется меньшими объемами нерегистрируемой производственно-коммерческой деятельности в районах и лучшей возвратностью торговой выручки в кассы банковских подразделений.

О неполной возвратности наличных денег в кассы банков свидетельствует также достаточно высокий уровень дополнительной эмиссии наличных денег в кассовом расходе. Сохранение высокого уровня эмиссии в кассовом расходе приводит к увеличению расходов банковской системы на доставку, перевозку и хранение денежных средств.

К основным причинам масштабного распространения наличных денежных расчетов и низкой возвратности наличных денег в кассы кредитных организаций можно отнести: сохранение неудовлетворенного платежеспособного спроса населения на потребительские товары и услуги, что приводит к расходованию доходов населения за пределами республики, миграции наличных денег и снижению налоговых поступлений в местный и республиканский бюджеты из-за оттока торговой выручки в соседние с республикой области; сокрытие доходов юридических лиц от налогообложения; нарушение порядка ведения кассовых операций и кассовой дисциплины предприятиями и организациями республики; а также отсутствие адекватной системы государственного контроля за ведением бизнеса и движением денег в производстве и сфере оказания услуг. Все это способствует активизации процессов перераспределения товарных и финансовых потоков из законодательно закрепленной сферы деятельности в теневую.

Для решения проблемы сокращения внебанковского и теневого оборота денежных средств необходимо осуществление следующих дополнительных мер по вовлечению наличных денег в банковский оборот.

Со стороны банковской системы:

расширение спектра услуг, оказываемых кредитными организациями;

приближение режима работы кредитных организаций к режиму клиентов с учетом специфики работы предприятий отдельных отраслей экономики, организация вечерних касс;

дифференцированный подход к определению лимитов остатка наличных денег в кассах кредитных организаций и предприятий с учетом специфики их работы;

выгодное привлечение свободных денежных средств субъектов экономики, в том числе населения, в депозиты;

развитие банковских услуг и расширение системы безналичной оплаты товаров и услуг, в том числе с использованием пластиковых карт.

Со стороны органов власти и управления, контролирующих органов:

обеспечение перехода реального сектора экономики на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности, что будет способствовать повышению прозрачности потоков денежной наличности субъектов экономики и позволит пресечь практику манипулирования денежными средствами;

повышение качества налогового контроля и усиление работы налоговых органов по применению мер ответственности к должностным и юридическим лицам за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций;

внесение изменений в нормативную базу по совершенствованию федерального законодательства, регулирующего налично-денежный оборот, с целью исключения возможности использования экономическими агентами инструментов и методов, применяющихся в настоящее время, которые позволяют не учитывать операции с наличными денежными средствами и не отражать их на банковских счетах.

Кроме того, в настоящее время назрела необходимость комплексного исследования проблем денежного обращения, таких, как оценка потребности экономики региона в наличных деньгах, определение размеров миграционных денежных потоков за пределы республики, изучение причин, условий, объемов и каналов утечки денежной наличности в теневой оборот и др., в конечном итоге влияющих на экономическую безопасность региона, и разработка новых моделей регулирования налично-денежного обращения.

Второй проблемой можно назвать вопросы возможности замены самих денег иными платежными средствами. Парадоксом является то, что данное правомочие не противоречит существу рыночной экономики, правовым выражением которого является принцип диспозитивности, но тем не менее ограничивается нормативными актами. Причиной введения специальных законных платежных средств является установленная в императивной форме необходимость применения конкретных платежных средств в определенных законодательством случаях, не являющихся, тем не менее, универсальными законными средствами платежа. Так, согласно статье 4 Указа Президента РФ "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" N 914 от 14.08.1992 г. (в ред. от 10.01.1993) продавцы объектов, подлежащих приватизации, были обязаны принимать приватизационные чеки по их номинальной стоимости как законное платежное средство. Таким образом, приватизационные чеки были обязательны к приему только при наличии обстоятельств, прямо указанных в законе. Соответственно они могли быть только специальными законными платежными средствами.

Анализ содержания Федерального закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 приводит к выводу, что иностранная валюта также является специальным законным платежным средством (ст. 9 Закона о валютном регулировании).

К специальным законным платежным средствам, по нашему мнению, следует также отнести т.н. военные деньги, под которыми понимаются "особые денежные знаки, которые выпускаются в военное время одним государством (коалицией государств) на территории другой страны (группы стран) с целью финансирования своих военных и оккупационных расходов" .

Принципиальной особенностью всех специальных законных платежных средств является то, что "платеж ими есть настоящее исполнение (solutio), а не замена исполнения (datio in solutum)" в установленной законодателем сфере платежных отношений.

Объединяющим признаком практически всех нормативных актов в сфере обращения денежных суррогатов является негативный подход компетентных государственных органов к указанной разновидности финансовых инструментов. Так, согласно Циркуляру НКФ СССР N 17 от 05.10.1923 "О недопущении выпуска суррогатов дензнаков" несанкционированный СНК СССР выпуск указанных платежных средств приравнивался к подделке денежных знаков. В последующих актах подобная квалификация уже не содержится. В настоящее время общей нормой, устанавливающей запрет на использование денежных суррогатов, является ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О Центральном банке РФ" от 10.07.2002 г.. Санкция за нарушение данной нормы не указана. Пределы ее действия не определены. Соответственно возникает необходимость сравнительного анализа с иными нормами аналогичного содержания.

Обязательное использование рубля (российского) в сфере публично-правовых отношений установлено рядом нормативных актов разной юридической силы (п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ). В то же время данное требование не содержится в гражданском законодательстве. Соответственно стороны своим соглашением могут использовать денежные суррогаты в сфере гражданско-правовых отношений.

Значительной спецификой обладает применение денежных суррогатов в трудовом праве. Согласно общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 131 Трудового кодекса РФ, выплата заработной платы по общему правилу производится в денежной форме в валюте РФ. Иное может быть предусмотрено коллективным договором или трудовым договором в части, не противоречащей действующему законодательству и международным договорам. Соответственно данный нормативный акт не запрещает применение денежных суррогатов. Содержание международных актов в сфере трудовых отношений является ощутимо иным. Так, Конвенция N 95 МОТ "Относительно защиты заработной платы" от 01.07.1949 (ст. 3) в данном случае устанавливает абсолютный запрет на выплату заработной платы "в форме долговых обязательств, расписок, купонов или какой-либо иной форме, якобы соответствующей законной валюте". В качестве исключения возможно применение банковских чеков или почтовых переводов, "если такая форма выплаты является обычной или необходимой ввиду особых обстоятельств или если коллективный договор или решение арбитражного органа это предусматривают или при отсутствии таких постановлений, если заинтересованный трудящийся согласен на это". Однако в этом случае кроме согласия работника требуется также и соответствующая санкция компетентного органа власти. Представляется целесообразным привести содержание национального нормативного акта в соответствие международным документам.

Исходя из вышеизложенного, следует признать, что сфера действия ч. 2 ст. 27 Закона о Центральном банке должна быть ограничена публично-правовыми отношениями. Соответственно в силу отсутствия четкого определения объема термина "денежный суррогат" и, как видно, принципиальной невозможности его установления представляется необходимым избегать его применения в нормативных актах. Косвенным доказательством неопределенности содержания данного термина является то, что объединяющим признаком подавляющего большинства нормативных актов, устанавливающих правовой режим денежных суррогатов, является их декларативный характер.

Подведем итог:

. В современных нормативных актах находит широкое применение термин "денежный суррогат". Объединяющим признаком практически всех актов в сфере обращения денежных суррогатов является негативный подход к указанной разновидности финансовых инструментов. Но в современном законодательстве не установлена санкция за использование денежных суррогатов. Ограничение применения данных платежных средств производится путем прямого указания необходимости совершения платежей в рублях в конкретных нормативных актах.

. В силу отсутствия четкого определения объема понятия "денежный суррогат" и принципиальной невозможности его установления представляется необходимым избегать его применения в нормативных актах.

. В сфере публично-правовых отношений применение суррогатов является разрешительным, в сфере гражданско-правовых отношений - общедозволительным. Соответственно следует признать, что действие ч. 2 ст. 27 Закона О Центральном банке должно быть ограничено только публично-правовыми отношениями.

. При определении пределов применения денежных суррогатов в сфере трудовых отношений следует руководствоваться не Трудовым кодексом РФ, а Конвенцией N 95 МОТ "Относительно защиты заработной платы" от 01.07.1949.

. Одной из важнейших особенностей денежных суррогатов является добровольный характер их применения. Платежные средства, использование которых не предполагает наличия взаимного согласия сторон, следует отнести к законным платежным средствам или специальным законным платежным средствам.

 


Заключение

 

Подведем итог изучения правового регулирования денежной системы.

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. В настоящее время создана денежная система, включающая официальную денежную единицу (банкноты Банка России, а также металлическую монету); эмиссию наличных денег; организацию наличного денежного обращения. В соответствии с гл. VI Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, Закона о Банке России, Федерального закона "О банках и банковской деятельности", различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществления эмиссии наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация. Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

Безналичные деньги представляют собой запись на банковском счете в банке, которая, будучи юридической фикцией, опирается на определенные финансово-правовые реальности. Данная запись обозначает: а) задолженность банка перед клиентом - владельцем счета и его право требования к банку о выплате определенной денежной суммы или перечислении этой суммы на другой счет; б) право клиента на получение наличных денег.

При безналичных расчетах средством платежа служат не наличные деньги, а права требования. В последнем случае необходимым участником расчетных правоотношений является банк (или несколько банков).


Список литературы

 

Нормативные акты:

.   Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 2.10.2006 г.) // Российская газета. - 31.12.2001. - № 256.

2. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 5 - Ст. 410.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 г.) // СЗ РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.

4. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 г.) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

.   Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 26.07.2006 г.) // Российская газета. - 17.12.2003. - № 253.

.   Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 18.07.2005 г.) // СЗ РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790.

.   Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 27.07.2006 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. - 1990. - № 27. - Ст. 357.

8. Указ Президента РФ от 14.08.1992 г. № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ» // Российская газета. - 27.08.1992. - № 191.

.   Положение от 05.01.98 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (в ред. от 31.10.2002 г.) (утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол N 47) // Вестник Банка России. - 14.01.1998. - № 1.

Литература:

.   Бельский К.С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации // Финансовое право. - 2005. - № 8.

.   Бельский К.С. О юридической природе денег // Теоретические вопросы административного и финансового права в условиях перестройки управления экономикой. - М., 1989.

12. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

13. Грачева Б.Ю. Правовые основы денежной системы. В кн.: Финансовое право. Учебник. - М., 2004.

.   Ефимова Л.Г. Безналичные деньги - законное средство платежа // Закон. - 2000. - № 3.

.   Крохина Ю.А. Финансовое право России. Учебник для вузов. - М., 2004.

.   Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. - М.: Статут, 1999.

.   Марамыгин М.С., Балашов А.В. Деньги и денежные суррогаты в российской экономике. - Екатеринбург, 2000.

.   Мансуров Г.З. К проблеме пределов применения денежных суррогатов // Банковское право. - 2004. - № 4.

.   Новоселова Л. О правовой природе средств на банковских счетах // Хозяйство и право. - 1996. - № 8.

.   Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть. - М., 2002.

.   Цитович П.П. Деньги в области гражданского права. - Харьков, 1973.

.   Якупова Л.В., Саубанова Е.А. О некоторых подходах к оценке «ненаблюдаемой» экономики и внебанковского денежного обращения // Банковское право. - 2005. - № 3.



2020-03-17 184 Обсуждений (0)
Проблемы функционирования денежной системы РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы функционирования денежной системы РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)