Он и не знал, почему голосовал за Лебедя.
Давайте предположим, что у Вас есть четкое представление о том, почему Вы поступили так, а не иначе. А всегда ли эта причина (о которой Вы знаете — так Вам кажется) является действительной причиной Вашего поступка? Поговорим. Вот диалоги Вашего автора с первокурсниками юрфака: — Я знаю, дорогие мои, что некоторые из Вас поступили сюда потому, что посоветовали или родители, или старшие друзья. И это нормально, ведь есть люди, которые лучше Вас знают профессию юриста. А некоторые поступили сюда потому, что здесь учится (на старшем курсе) друг или подруга, или потому, что сюда решил поступать Ваш друг (Ваша подруга). И это тоже понятно, и тоже нормально. А теперь поднимите руку, кто сам захотел стать юристом. Поднимается несколько рук. Нормально. Подхожу к одному из них: —Вам действительно нравится профессия юриста? —Да, очень. —И Вы, наверное, знаете, чем она Вам нравится? —Ну, наверное. —А чем? - (Пауза, порой до нескольких десятков секунд.) Ну... надо... бороться с преступниками... —Скажите, а людей лечить надо? —Надо. —А почему тогда не в медицинский, а сюда, в юридический? —Ну, потому, что еще есть преступники и с ними надо бороться. —(А людей лечить надо ?) Нет, не задаю я ему этот вопрос повторно, нет в этом смысла, ибо на самом-то деле он не знает, почему ему нравится быть юристом. Потом, когда мы с ними в деталях изучим подсознание человека, многие из них, во-первых, согласятся, что на самом-то деле в их сознании не было информации, почему нравится быть юристом, во-вторых, узнают, что человек не всегда знает, почему ему нравится то-то, а не нравится другое, что причина того, что «это» нравится, на самом деле часто в подсознании у человека (а значит, им не осознается). Но пока они всего этого еще не знают и... придумывают, почему им нравится быть юристом. И иногда придуманное ими совпадает с тем, что «записано» в их подсознании; иногда близко к тому, что в подсознании (как у того, для которого важно «бороться» — у него такая установка в его жизни — бороться со всеми и вся); а иногда — ничего общего с той истинной причиной, которая в подсознании, но которая управляет его поступками. Точно так же, как в следующем примере. — Почему Вы решили голосовать за А. Лебедя (дело было во время президентских выборов 1996 года)! - Ну, потому что мне нравится... он такой энергичный. - Но ведь В. Жириновский не менее, если не более, энергичный, ведь так? — Может, и так, только Лебедь мне больше нравится. (Остановимся, чтобы провести небольшой контент-анализ сказанного. Во-первых, указанная им причина симпатии — «энергичный» — им уже не отстаивается: раз есть согласие, что этот фактор («энергичность») есть и у тех, которые не нравятся (у Жириновского), значит, не эта причина нравиться. И мой собеседник, понимая это, возвращается на круги своя — «больше нравится», и все тут.) - Но почему он, как Вы говорите, «больше нравится»? - Ну, потому что он такой (пошли по второму кругу)... он правду говорит всегда (вот это уже что-то новое). — А Вы что, прямо ловили на лжи других кандидатов в президенты — Г. Зюганова или офтальмолога С. Федорова? Было такое? - Нет, не было. Просто мне нравится, какой говорит. (И опять смена позиции — со «что говорит» («правду») на «как говорит».) —И как он говорит? —Ну, правду, это во-первых (хотя уже проходили). А кроме того... мне кажется, что он будет настоящим президентом. Конечно, можно было бы опять задать вопрос типа «а почему?», но не стоит — мой партнер скрылся за спасительным обобщающим «будет настоящим президентом», поскольку, как видим, не располагает (в своем сознании) аргументами в обоснование своей позиции, а на нашем языке — «осознаваемой информацией», формировавшей его мнение о Лебеде. Ему бы сказать: «Мне интуиция подсказывает, что Лебедь будет настоящим президентом» — вот тогда бы была правда, а автор этих строк полностью с ним согласился бы. Согласился бы потому, что, во-первых, «интуиция» — это и есть «подсознание», а во-вторых, автор сумел заглянуть в подсознание этого человека и нашел там объяснение его симпатии к Лебедю. Дело в том, что вне связи с разговором на эту тему и до этого разговора автор протестировал этого своего собеседника и обнаружил, что тот — довольно-таки авторитарная личность, человек, склонный к силовым решениям трудных ситуаций... А в психологической науке известен феномен идентификации избирателя с кандидатом, один из аспектов которого сводится к следующему положению: «Человеку нравится в других людях помимо всего прочего и то, что свойственно ему самому». Вот этот-то феномен и сработал в психике моего собеседника, который увидел в Лебеде то, что свойственно и ему самому, что и послужило возникновению аттракции (притяжения) к этому кандидату. Впрочем, он почти так и сказал — «мне кажется». - Но, уважаемый автор, может, в Вашей науке психологии это и так, но все-таки неубедительно, что он решил голосовать за Лебедя потому, что сам такой. Как-то все-таки это неубедительно звучит. - Понимаю. Тогда, может быть, продолжим задавать моему собеседнику вопросы типа «а почему»? - Нет, это понятно, что этого делать не стоит. Как Вы говорите, мы уже это проходили. Согласен, ничего нового не услышим. - И я согласен с Вами. Но тогда получается, что он не знает истинных причин своей симпатии к Лебедю, так? — Да, если он не привел их, значит, получается, не знает. - Хорошо. А раз не знает, значит, нет такой информации в его сознании. Следовательно, его поведение в этом плане (мы говорим только об этом плане!) регулируется не «осознаваемой информацией», а иной, которую можно назвать и «внесознательной» и «подсознательной». Логичный вывод? —Допустим, логично. (Не буду реагировать на это «допустим», ибо знаю — мой партнер этим словом практически неосознанно оставил себе лазейку на случай возможного отступления («Но я же не сказал, что это логично. Я сказал: "допустим, логично"»). Понимаю и не буду фиксироваться на этом). —Значит, мы пришли с Вами к выводу, что выбор им Лебедя был больше детерминирован его подсознанием, чем сознанием... —Ну, это-то понятно, а что дальше-то? (Некое раздражение вызвано тем, что я второй раз повторил то, с чем он согласился вынужденно.) — А теперь остается только заглянуть в его подсознание и узнать, что же там у него такое есть, что притянуло его к Лебедю. Но, откровенно говоря, сейчас для нас (для нашей темы разговора о видах имиджформирующей информации) важно не столько то, что конкретно в подсознательной сфере психики этого человека притянуло его к Лебедю, сколько то, что его рука, вычеркивавшая или подчеркивавшая что-либо в бюллетене, управлялась подсознательной информацией. С этим мы с Вами согласились. А что касается конкретного феномена идентификации, который и объяснил психологу возникновение аттракции (эмоционально положительного притяжения) этого человека к данному кандидату, то сейчас я на этом объяснении настаивать не буду. Ведь иначе мне надо было бы развернуть систему доказательств существования этого феномена («идентификации»), его влияния на самооценку, влияния самооценки на поведение людей — далеко бы ушли (может быть, когда-нибудь в другой книге мы и поговорим с Вами об этом; правда, интересная тема). Скажу лишь одно: да, действительно существует такой феномен — человеку в других нравится то, что есть в нем самом положительного (с его точки зрения). Однако специально для Вас как для сиюминутного моего оппонента отмечу: как и из каждого правила, и из этого есть исключение. Человеку не будут нравиться в других людях какие-то черты, свойственные и ему самому, только при одном условии: если эти черты им самим не просто осуждаются, но он ежедневно и ежечасно с ними борется, поскольку они его мучают, жить спокойно не дают. А Вы сейчас испытываете подобные переживания и борения? Большинство наших слушателей на этот вопрос (если разговор об этом заходил) отвечали примерно так: «Ну, когда-то это, наверное, и было, а сейчас нет». Верно, «нет», ибо такое состояние души, когда внутри «раздрай», — нечастое, не естественное, и вот почему. Если человек начинает испытывать дискомфорт из-за диссонанса системы своих ценностей («я курю, хотя знаю, что курить вредно»), то, как правило, у него срабатывают некие механизмы психологической защиты (как срабатывает механизм иммунитета при проникновении в организм вредных микробов), цель которых — превратить диссонанс в консонанс, чтобы «хозяин» снова оказался в состоянии душевного покоя («Оно, конечно, может, и вредно курить, только, во-первых, кто это доказал? Я не видел таких; а во-вторых, человек так мало живет, чтобы еще и лишать себя удовольствий» — это не я сказал, это моя психо- логическая защита «подсунула» мне такое «объяснение», а в результате я не испытываю большого дискомфорта от противоречия между тем, что я знаю, и тем, что я делаю). Вот, кстати, почему людям обычно самокритика дается с большим трудом, чем критика (других людей): критиковать себя — это устраивать в своем доме «раздрай», а бдительная охрана (психологическая защита) этого допустить ну никак не может и борется с этим изо всех сил своих... (Вот куда Вы меня увели. Ну да ничего, все равно интересно.) Приложение Б Гипноз 1. Терминология 2. Гипноз как состояние сознания 3. Гипноз и степень свободы в поступках 4. Цели применения гипноза 5. Гипноз, автогипноз и медитация 6. Технология и техника гипнотизации 7. Гипнотизация помимо воли гипнотизируемого (или: Испытайте себя) 8. Постгипнотическое состояние
8.1.Постгипнотическая амнезия 8.2.Постгипнотическое внушение ТЕРМИНОЛОГИЯ Термин «гипноз» (от греч.:hypnos—- сон; Гипнос — древнегреческий бог сна, сын богини Ночи) в русском языке имеет два значения: как особое, временное состояние сознания человека («находится под гипнозом») и как процесс воздействия, приводящий к этому состоянию («поддаваться гипнозу» = поддаваться гипнотическому воздействию). Гипноз вызывается либо другим человеком (например, гипнотизером) и тогда говорят о гетерогипнозе, либо самим человеком и тогда говорят об автогипнозе. Гипнотическое воздействие также имеет два значения: воздействие с целью вызова гипноза и воздействие на человека, уже находящегося в гипнозе, с какой-либо другой целью (например, гипнотерапии, т.е. лечения). Гипноз рассматривается как общее понятие по отношению к понятиям «гипнотический сон» и «гипнотический транс». Следует дифференцировать понятия «гипноз» (как процесс) и «внушение» (как процесс): первое является частным по отношению к более широкому понятию в психологии — понятию «внушение» как воздействию не только с целью вызова гипноза, но с иными целями (расположения к себе, совершения человеком определенных поведенческих актов и т.п.). При этом, хотя внушающее воздействие и может оказываться на человека в бодрствующем состоянии, информация в основном адресована подсознанию. Таким образом, в принципе следует дифференцировать понятия «внушаемость» и «гипнабельность», хотя во многом они синонимичны.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |