Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вторая часть эксперимента



2020-03-17 204 Обсуждений (0)
Вторая часть эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Перспективный план работы на год

Месяц Мероприятие
Сентябрь Экскурсии в библиотеку «Чей это дом». Создание библиотек как в группе.
Октябрь Музыкальная гостиная «Золотая осень».
Ноябрь «В гостях у сказки». Театрализация сказки В. Бианки «Сова».
Декабрь Выставка книг Чарушина.
Январь Экскурсия в ЭБЦ.
Февраль Родительское собрание по теме «Роль сказки в эстетически-нравственном воспитании ребенка».
Март Создание книжки-самоделки «Путешествие мышонка Пика».
Апрель Акция «Березкины слезки». Праздник «День Земли».
Май «В гостях у сказки». Театрализация сказки В. Бианки «Теремок».

 

Дети данной группы из 12 человек занимались по разработанному нами перспективному плану в течение года. В середине мая месяца нами была проведена беседа по произведению В. Бианки «Теремок» по представленному выше плану беседы по произведению В. Бианки «Сказка несказка». Результаты повторного эксперимента представлены в Табл. 2.

Таблица 2

№ п/п Имя ребенка Эмоциональное состояние Правильность объяснения пословицы Степень уверенности в выборе
1 Вера П. интерес понял уверенно
2 Лариса Г. интерес понял неуверенно
3 Максим Е. равнодушие понял уверенно
4 Дима Н. интерес не понял уверенно
5 Сережа К. интерес понял неуверенно
6 Настя Ц. интерес понял уверенно
7 Наташа Т. интерес не понял неуверенно
8 Аня М. интерес понял неуверенно
9 Рома Щ. интерес понял уверенно
10 Нина Ф. равнодушие понял уверенно
11 Даша С. интерес не понял уверенно
12 Андрей В. интерес понял уверенно

 

Результаты обработки данных Табл. 2. представлены на диаграмме.

 

 

Таким образом, мы видим, что после работы с детьми по разработанному нами перспективному плану, все показатели у них гораздо улучшились. Использование разных форм работы в течение года способствовало общему поднятию эстетической культуры детей. Дети стали более осознанно воспринимать прочитанные им произведения, выносить из них соответствующий смысл. Использование в процессе работы произведений природоведческой направленности способствовало повышению общей экологической культуры дошкольников. Дети научились видеть прекрасное в природе, бережно относится к живым объектам природы. Кроме этого был расширен общий словарный запас детей, они научились более адекватно выражать свои внутренние чувства и мысли.


Заключение

 

Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.

Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания[13]. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления могут развиваться у дошкольников на материале художественной литературы.

Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес дошкольников к художественным текстам русских классиков, обогащает представление о них. При простом заучивании стихотворений интерес у дошкольников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. Если же при заучивании стихотворений раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед дошкольником, усложняются, и это способствует развитию интереса.

Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры дошкольников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание дошкольников.

Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком тексте художественной литературы и как именно рассматривать. Это может решить только воспитатель, работающий в конкретной группе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к детям, подбора для них заданий разной степени сложности.

Проведенный нами эксперимент показал необходимость привлечения к экологическому воспитанию текстов художественной литературы. При правильном эстетическом развитии детей, они способны воспринимать лучшие образцы русских писателей-классиков, в которых отражены мысли о необходимости бережного отношения к родной природе, показывается ее красота.

Таким образом, мы подтвердили в ходе эксперимента нашу гипотезу о необходимости привлечения художественных текстов к воспитанию бережного отношения к природе и любви к ней.


Список использованной литературы

 

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 1969.

3. Волков И.П. Цель одна – дорог много. – М., 1990.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

6. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М., 1959.

7. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.

8. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.

9. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 1997.

10. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.

11. Изучение развития и поведения детей / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М., 1966.

12. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.

13. Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы // Начальная школа. - № 1. – 1988.

14. Матейчик З. Родители и дети. – М., 1992.

15. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 – 7 лет. – М., 1992.

16. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже. Избранные психологические труды. - М., 1979.

17. Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника. - М., 1972.

18. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1965.

19. Пэрну Л.Я. Я воспитываю ребенка. – СПб., 1992.

20. Развитие личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1965.

21. Развитие личности ребенка / Под ред. А.М. Фонарева. – М., 1987.

22. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. - М., 1965.

23. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986.

24. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988.

25. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., 1988.

26. Сапогова Е.Е. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. – Тула, 1992.

27. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.

28. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе // Начальная школа. - № 8. – 1986.

29. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1990.

30. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992.

31. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., 1991.

32. Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1980.

33. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.


Приложение

План занятия по развитию у детей любви к природе при помощи различных форм искусства

Программное содержание:

1. Через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к природе.

2. Учить детей искусству слушать музыку, рассматривать картины, отмечать приемы рисования, составлять рассказы по картинкам.

3. Обогащать словарный запас музыкальными терминами и в области изобразительного искусства.

4. Побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.

Предварительная работа:

1. Наблюдение природы в период осени.

2. Слушание музыки на тему «Осень» П.И. Чайковского, А. Вивальди.

3. Рассматривание картин на тему «Осень», заучивание стихов об осени А.С. Пушкина.

Дети входят в зал, в «музыкальную гостиную», их встречает музыкальный руководитель.

Муз руководитель: Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня я приглашаю вас посетить «музыкальную гостиную, чтобы послушать музыку, стихи, полюбоваться картинами великих художников. И так садитесь по удобней. (Дети рассаживаются на места, свет гаснет, воспитатель зажигает свечи).

«Сладкая греза» П.И. Чайковского. Воспитатель (под музыку):

Тихо - тихо сядем рядом

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде

В разноцветном, расписном.

И раздвинулись вдруг стены

Вся земля видна вокруг.

Плывут звуки речкой пенной

Тихо дремлет лес и луг...

Вдаль бегут лесные тропки

Тают в дымке голубой

Это музыка торопит

И зовет нас за собой.

Вслед за нею можем сразу

В дальний путь пуститься мы

Побывать в гостях у сказок,

У весны, среди зимы.

Тихо - тихо сядем рядом

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде

В разноцветном, расписном!

Не правда ли прекрасные стихи, которые помогли нам понять удивительную музыку, услышать, о чем она рассказывает. Это прозвучала музыка замечательного русского композитора П.И. Чайковского. А теперь я предлагаю вам послушать уже знакомое произведение этого композитора.

«Осенняя песнь» П.И. Чайковского (в оркестр, исполнении)

Муз. руководитель: Я вижу вы узнали музыку. Как называется это произведение? О чем рассказала эта музыка? (об осени).

Что вы услышали в ней? (шелест облетающей листвы, порывы ветра, звон капель надоедливого осеннего дождя).

Какая это музыка по характеру? (задумчивая, печальная, плавная, задушевная, медленная, певучая).

Ребята, а когда мы слушали это произведение на занятии раньше, на каком инструменте я ее исполняла? (на фортепиано).

А в чьем исполнении прозвучала эта пьеса сегодня? (в исполнении оркестра).

П.И. Чайковский написал эту замечательную музыку, прочитав стихи А.К. Толстого. Послушайте и вы эти стихи:

Осень, обсыпается весь наш бедный сад

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там на дне долин

Кисти ярко-красные, вянущих рябин...

На меня тоже произвели впечатления стихи об осени замечательного поэта.

Муз. руководитель: Правда, музыка очень похожа на стихи, такая же грустная и печальная. А вы ребята, хотите попробовать сочинить свою музыку? Давайте вспомним, как называется человек, который пишет музыку? (композитор) И так послушайте стихотворение, к которому нужно сочинить музыку.

А.Н. Плещеев.

Скучная картина, тучи без конца

Дождик так и льется, лужи у крыльца...

Чахлая рябина мокнет под окном

Смотрит деревушка сереньким пятном.

Что ты рано в гости, Осень к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла.

Муз. руководитель: Какое настроение у этого стихотворения? (печальное, задумчивое, грустное).

О чем нам оно рассказало? (об осени).Что можно услышать в стихотворении? (как идет дождь). Ребята, а как он идет? (тихо, неторопливо, но долго).

Музыкальная импровизация на музыкальных инструментах «Дождик накрапывает» Л. Александрова.

Муз. руководитель: Какая завораживающая музыка у нас получилась. Ребята, а ведь не только композиторы и поэты сочиняли свои произведения, любуясь осенней красотой. Осень самое выразительное время года, какое разноцветье красок! Не остались равнодушными к осенним краскам и люди, которые рисуют картины. Как их называют? (художники).

Посмотрите сколько картин нарисовано об осени. И все они очень разные.

Осень иногда называют художницей. Какие краски она принесла с собой? (называют цвета осенней палитры).

Ребята, вы уже обратили внимание, что эти картины все разные, хотя все художники рисовали одно и то же - осень. И это не спроста, ведь осень бывает разная.

Вот деревья разукрашиваются желтыми и красными красками. Природа как бы наряжается и становится сказочно-красивая, солнце еще светит ярко и рядом с зелеными листьями вспыхивают оранжевые, багряные. Такую осень называют «золотая», «ранняя осень», «бабье лето».

Исполняется песня «Падают листья». М. Красева.

Музыкальный руководитель: Какая это песня по характеру (ласковая, нежная, мягкая, задумчивая, светлая).

А теперь посмотрите на картины и выберите ту, на которой изображена «Золотая осень» («Золотая осень» И. Левитана, «Золотая осень» И. Остроухова).

Какие цвета использовал художник? Теплые или холодные? Назовите теплые тона.

Импровизационно-творческая игра «Смотрите, смотрите, падает лист».

Но «Золотая осень», увы скоро пройдет: листья потемнеют, опадут, оголив деревья, все чаще и чаще будут лить дожди. Как грустно видеть, что природа теряет свои краски яркие, разноцветные.

Она как бы затихла, замерла, ожидая, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи.

Исполняется песня «Листопад» Т. Потапенко.

Музыкальный руководитель:

Ребята, какая песня по характеру? (печальная, грустная, ненастная). Эта песня рассказывает нам о поздней осени. А теперь посмотрите на картины и найдите среди них те, на которых изображена поздняя осень.

Репродукции: «Ранний снег» В. Пеленова, «Осень» М. Башкирцевой.

Какие краски использовали художники, рисуя позднюю осень? А кто из вас знает стихотворение, в котором бы говорилось о поздней осени?

Стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы хотите стать художниками? Закройте глаза, (дети закрывают глаза, звучит спокойная осенняя музыка). Постарайтесь придумать печальную, но красивую осень. Представьте дождь, стаи улетающих птиц, разноцветную листву садов и парков, ветер, который кружит опавшие листья, осенние цветы на клумбах: астры, георгины, напоминают нам, что они цветут последними. (Дети располагаются на полу или вокруг соседних столов, можно одной или несколькими группами, используя природный материал - листья, выполняют коллективную работу).


[1] См.: Волков И.П. Цель одна – дорог много. – М., 1990. – С. 234.

[2] См.: Развитие личности ребенка / Под ред. А.М. Фонарева. – М., 1987. – С. 35 – 38.

[3] См.: Развитие личности ребенка / Под ред. А.М. Фонарева. – М., 1987. – С. 42 – 44.

[4] См.: Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1965. – С. 123 – 125.

[5] См.: Матейчик З. Родители и дети. – М., 1992. – С. 78 – 79.

[6] См.: Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995. – С. 109 – 111.

[7] См.: Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы // Начальная школа. - № 1. – 1988.

[8] См.: Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.- С. 105.

[9] См.: Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991. – С. 75 – 77.

[10] См.: Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956. – С. 89 – 91.

[11] См.: Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 1969. – С. 47 – 50.

[12] См.: Развитие личности ребенка / Под ред. А.М. Фонарева. – М., 1987. – С. 68.

[13] См.: Трусова Т.М. Воспитание любви к природе // Начальная школа. - № 8. – 1986. – С. 23.



2020-03-17 204 Обсуждений (0)
Вторая часть эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вторая часть эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)