Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика выявления качеств «реального» и «идеального» руководителя



2020-03-17 191 Обсуждений (0)
Методика выявления качеств «реального» и «идеального» руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок




Работа второго этапа эмпирической части, выполнялась в тех же коллективах, и заключалась в выяснении влияния личностных характеристик руководителя на коллектив. Сотрудникам, принимавшим участие в эксперименте, были даны тесты с набором реальных и идеальных качеств руководителя. По данным проведенного исследования были получены следующие результаты:

Сравнительный анализ реального и идеального образа руководителей коммерческой и бюджетной (государственной) организаций в представлении подчиненных отличаются требуемыми (идеальными) качествами.

Руководителя коммерческой организации сотрудники хотели бы видеть, как человека ответственного, информированного, делового, уверенного в себе.

Руководителя бюджетной организации сотрудники хотели бы видеть как личность более контактную, открытую, уступчивую, бескорыстную.

В ходе выяснения реальных качеств руководитель коммерческой организации имеет следующие характеристики: он более независим и доминирующий.

Руководитель бюджетной организации – лоялен и уступчив.

Таким образом, выявляется, что в организациях с различными направлениями и целями работы, выделяются превалирующие группы факторов, которые оказывают воздействие на образ руководителя (желаемый).

В данном случае, руководитель коммерческой организации выступает как «деловой» лидер, призванный решать сложные задачи. Для него характерным является наличие организаторских способностей.

Руководитель бюджетной организации выступает в данном случае, как лидер общения, ему присущи - психологическая коммуникабельность и умение снимать напряжения внутри группы.

Данные выводы подтверждаются показателями, полученными в результате тестирования и совпадает с выводами Ф. Фидлера: подчиненные, описавшие своего лидера очень позитивно – ориентированы на взаимоотношения.


Заключение

Умение работать с людьми – важнейшее качество, которым должен обладать руководитель. В современных условиях его значение еще больше возрастает. Организации, добивающиеся сегодня успеха, отличаются от противоположных им, главным образом, тем, что имеет более динамичное и эффективное руководство.

Руководитель – это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Эффективность управления проявляется в создании в социальной группе позитивного психологического климата, направленного на укрепление сплоченности коллектива и удовлетворение его членов своей деятельностью.

В плане изучения взаимодействия руководителя и коллектива важным выступает понятие «ценностный обмен». Именно ценностный обмен лежит в основе механизма межличностного взаимодействия, применительно к функционированию системы «руководство-подчиненный».

К традиционным блокам критериев эффективного руководства относят: продуктивность; удовлетворенность членов группы своим трудом и его условиями; получаемым вознаграждением; саму организацию и авторитет руководителя.

Одним из элементов руководства является обязательное наличие общей цели, на достижение которой будет направлены совместные усилия. Чтобы подчинить цели индивида целям группы, руководитель должен применить всю свою энергию, а иногда и власть.

Для быстрого и эффективного достижения цели, руководитель должен координировать работу и мотивировать персонал для ее выполнения. Для мотивации группы существуют определенные правила и руководитель должен их знать.

Самооценка группы также является одним из показателей эффективности деятельности руководителя.

Многочисленные исследования показывают, что удовлетворенность коллектива внутриорганизационными отношениями во многом зависят от стиля управления.

Стиль руководства является интегративной характеристикой деятельности руководителя, взаимоотношений с починенными и особенностей деятельности. В соответствии с поведенческой актуализацией руководителя, тех или иных функциональных составляющих, стиль может рассматриваться, как своего рода, ценностный вклад в жизнедеятельность коллектива. В целом весь процесс руководства можно рассматривать как процесс использования руководителем стиля руководства и своих личных качеств, которые составляют авторитет руководителя.

Авторитет – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, умением работать с людьми. Главное для руководителя выбрать наиболее приемлемый стиль руководства, наиболее сочетающийся с его личными качествами и имеющейся ситуацией. Стиль руководителя напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них, руководитель добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку подчиненным, в других – руководитель допускает подчиненных к участию в решении производственных проблем, в- третьих, безболезненно меняет стиль под нажимом обстоятельств. В любом случае стиль авторитетного руководителя должен быть гибким орудием эффективного управления фирмой.

Проведенный нами анализ влияния личностно-психологичеких особенностей руководителя на различные параметры работы в коллективе позволил сделать выводы, что каждая организация, (коммерческая и бюджетная), исходя из сложившейся ситуации во внутренней среде и целях деятельности, выдвигает по каждой группе характеристик свои – желаемые (идеальные) и существующие (реальные) требования к руководителю.

Характеристики руководителя коммерческой организации определяют его как «делового» лидера, направленного на решение сложных задач. Для него характерны организаторские способности.

Руководителя бюджетной организации можно определить как лидера общения, обладающего коммуникабельностью. Для него является характерным умение снимать напряжение внутри группы.

При сравнении показателей, полученных данных в ходе исследования выявилось, что качества руководителя бюджетной организации в большей степени влияют на сотрудничество в коллективе. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу: личностно-психологические качества руководителя влияют на сотрудничество в коллективе.

 

 


Список использованной литературы

1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 143 с.

2. Ананьев В.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.-М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 232 с.

3. Андреева Г. М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 152-166.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 416 с.

5. Андрощенко М.Н. Понятие эффективности и его философский смысл //Вестник МГУ, Сер. Философия. - Вып. 12. - С. 40-48.

6. Афонин А.С. Основы мотивации труда. - К.: МЗУУП, 1994. - 132 с.

7. Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп /пер. с англ. - Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2001. - 320 с.

8. Богданович В.И. Психокоррекции в повседневной жизни. - СПб: Респекс, 1995. - 148 с.

9. Большаков А.С. Менеджмент. Стратегия успеха. - СПб.-Изд. Дом «Литера», 2001. - 224 с.

10. Вернер З., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М.:Экономика, 1990. - 335 с.

11. Волков И.П. О личном авторитете руководителя //Социальная психология личности /Под ред А.А. Бодалева. - Л.: Знание, 1974. - С. 77-87.

12. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе. - Л.: Лениздат, 1989. - 231 с.

13. Гаєвський Б.А. Основи науки управління. - К.: МАУП, 1996. - 246 с.

14. Генов Ф. Психология управления. - М.: Прогресс, 1982. - 422 с.

15. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - К.: Наукова думка, 1984. - 207 с.

16. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. - М.: Дом Литера, 1993. - 213 с.

17. Донцов А.И. Психология коллектива (методологические проблемы исследования). - М., 1984. - 288 с.

18. Доценко Е.А. Психология манипуляции. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 98 с.

19. Дукер П. Эффективный управляющий. - М.: Экономика, 1994. - 257 с.

20. Журавлев А.Л. Стиль руководства по управлению социально-психологическим климатом производственного коллектива: теория и методы изучения. - М.: 1979. - С. 135-145.

21. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 1990. - 256 с.

22. Иосифович Н. Ты – босс. - М., 1993. - 178 с.

23. Китов А.И. Психология хозяйственного управления.-М.:Профиздат, 1984. - 248 с.

24. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий / Тесты. - М., 1988. - 259 с.

25. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М.: Политиздат, 1979. - 275 с.

26. Колпаков В.М. Методы управления. - К.: МАУП, 1997, 157 с.

27. Краткий психологический словарь / Под ред. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1980.- 412 с.

28. Кричевский Р.Л. К вопросу о механизме межличностного взаимодействия //Вопросы психологии межличностного познания и общения /Под ред. О.Г. Гукасяна. - Краснодар, 1983. - 266 с.

29. Кричевский Р.Л. Психологические основы руководства и лидерства в первичном коллективе: Автореф. Дис. д-ра психолог. наук. - М, 1985. - 43 с.

30. Кричевский Р.Л., Маржине А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. - Кишинев, 1991. - 89 с.

31. Личность. Внутренний мир и самореализация:Идеи, концепции, взгляды. - СПб., 1996. - 211 с.

32. Ломов Б.Ф. Психологические проблемы социальной регуляции поведения индивида. - М.: Наука, 1976. - С. 64-93.

33. Луковников Н.Н. Методы исследования личности и коллектива. - Калинин, 1990.- 77 с.

34. Маньков В.С. Прфессиональные качества современного хозяйственного руководителя. - М.: Знание, 1987. - 61 с.

35. Мельник Л.П. Психологія управління. - К.: МАУП, 1999. - 171 с.

36. Ниренберг Дж. Читать человека как книгу. - М. Новости, 1990. - 299 с.

37. Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми. - К.: МАУП, 1998. - 136 с.

38. Омаров А.М. Управление: искусство общения. - М.: Сов. Россия, 1983.-240 с.

39. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. - М.: Экономика, 1990. - 112 с.

40. Паркинсон Дж. Р. Люди сделают так, как захотите вы. - М.: Новости, 1993. - 321 с.

41. Паркинсон С.М. Как преуспеть в бизнесе. - Тула, 1992. - 236 с.

42. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. - Л: Изд-во ЛГГИ, 1973. - С. 5-12.

43. Радченко Л. Классификация видов управления //Вопросы теории и практики управления. - 1994. - №3. - С. 8-12.

44. Ревенко Н.В. Социально-психологический анализ стиля руководства. - Автор. дис. канд. психол. наук. - М., 1980. - 19 с.

45. Русалинова А.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом //Трудовой коллектив как объект и субъект управления /Под ред. А.С. Пашкова. - Л., 1980. - С. 97-114.

46. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. - Р н/Д, 1997. - 264 с.

47. Скрипник К.Д., Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя //Управление персоналом. - 1997. - №8. - С. 23-27.

48. Стиль работы и образ жизни руководителя: Анализ, проблемы, рекомендации /пер. с нем. - М: Экономика, 1985. - 279 с.

49. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Р н/Д, -Изд-во «Феникс», 1997 с. - 736 с.

50. Теория и практика управления персоналом: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 1998. - 256 с.

51. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. - М., 1980.- 206 с.

52. Шейнов В.П. Как управлять другими, как управлять собой. - Минск.- Амалфея, 1996. - 211 с.

53. Шепель В.М. Управленческая психология. - М.: Экономика, 1984. - 244 с.


[1] Скрипник К.Д. Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя. //Управление персоналом. –1997.-№8.



2020-03-17 191 Обсуждений (0)
Методика выявления качеств «реального» и «идеального» руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика выявления качеств «реального» и «идеального» руководителя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)