Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Пути коррекции сложных педагогических ситуаций.



2020-03-17 145 Обсуждений (0)
Глава 3. Пути коррекции сложных педагогических ситуаций. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

3.1. Глубинное воспитание как основа коррекции сложных педагогических                      ситуаций в процессе семейного воспитания.

Источник конфликтов, возникающих в сфере взаимоотношений родителя и ребенка, заключается в различии их взглядов на явления окружающей их действительности. С одной стороны, ребенком движет сила собственных актуальных потребностей, что мешает ему за течением сегодняшней жизни увидеть завтрашний день. С другой стороны, воспитатель исходит в своих действиях именно из завтрашних интересов ребенка, что мешает ему считать сегодняшний день ребенка его реальной, настоящей жизнью. Складывается впечатление, что, с точки зрения того же воспитания, сегодняшний день ребенка не имеет никакого значения, так же, как и то, что волнует его сегодня. Точнее, эти реальности замечаются, но в то же время подразумеваются, что они – факторы, препятствующие воспитанию, и, насколько это возможно, их следует пресекать.

Как подходит в реальной жизни воспитатель?

Исследования показывают, что в основном в семье и школе господствует так называемый авторитарный императивный подход к ребенку. Поскольку воспитатель считает, что его требования служат лучшему будущему ребенка, поскольку он пытается заставить их выполнять, скажем так, с помощью прямого воздействия на воспитанника. Иначе говоря, он пытается подчинить ребенка для того, чтобы воспитать его. В системе средств «подчинения» ребенка подразумеваются методы убеждения, и практика показывает, что в педагогическом процессе преобладают различные виды императивного воздействия: приказ, наказание, порицание, требование, выговор и т.д. В условиях императивного, авторитарного, воспитания личность ребенка ущемлена и подавлена. Такие существенные компоненты психологии ребенка, как его стремление к самостоятельности, потребность ощущать себя взрослым, фактически не учитываются, а возникающие на этой почве противоречия, находящие проявления в поведении ребенка, часто воспринимаются взрослыми как наглость, невоспитанность и т.д. А как раз эти компоненты психологии ребенка и составляют мотивационный источник его поведения, определяя границы его личности. Не учитывать данный мотивационный источник, значит, отрицать личность ребенка. Воспитание, в ходе которого не считаются с мотивационным источником, с движением внутренних сил ребенка, будет только обострять конфликты и учащать их. Подобный воспитательный процесс – педагогика без детей, поскольку она подчиняет ребенка силой и таким образом пытается сформировать его.

Воспитание, разумеется, нелегкое дело и утверждать, что педагогический процесс можно организовать таким образом, при котором он будет бесконфликтным и построенным на полном согласии и сотрудничестве воспитателя и воспитанника, будет неверно. Однако мы считаем, не оправдано и такое положение, при котором воспитатель воспринимает воспитанника как противника. Процесс воспитания не должен походить на борьбу противопоставленных друг другу сил, в которой побеждает сильнейший (как правило, родитель, т.к. его права по отношению к ребенку обширны).

Основные положения классического педагогического наследия касаются не только гуманности целей воспитания, но и в достижении гуманных целей в ходе гуманного педагогического процесса. Эта концепция лежит в основе педагогических учений Я.А.Коменского, Ж..Ж..Руссо, И.Г.Песталоцци, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Я.Корчака. А.С.Макаренко дал классическую формулировку этой концепции: «Как можно больше уважения к личности подростка и как можно больше требовательности к нему». (33,1983г.)

Что следует понимать под уважением личности? Это, в первую очередь, доверие, вырабатывающее у ребенка чувство ответственности и долга.

В «Педагогической поэме» А.С.Макаренко описывает классический случай использования доверия в целях воспитания: он доверил бывшему вору пистолет, коня и поручил забрать из банка деньги и доставить их в колонию. В душе бывшего вора пробудилось чувство ответственности перед коллективом, он увидел и свое личное достоинство: ему доверяют, ему поручили важное дело. Подобное доверие вызывает качественное перерождение личности ребенка. Наблюдения позволяют предположить, что во многих семьях частично нарушен фундамент доверия. Родители проявляют недоверие к ребенку, контролируют его на каждом шагу, ставят его слова под сомнение. Осознанные требования родителей на педагогически неверную почву, вследствие чего ребенок также утрачивает доверие к родителям, предпочитает обманывать. Таким образом, складывается обстановка, когда возникшая и развивающаяся на почве недоверия конфликтная ситуация заводит в тупик отношения родителей и детей.

В классе, где мы проводили исследование, одна девочка не пришла в школу в тот день, когда должно было состояться изложение, родителям она сказала, что занятий в школе не будет. Когда мать ребенка узнала, очень удивилась, что ее дочь обманула. Мы предположили, что в семье царит атмосфера недоверия.

Вторым существенным признаком уважения к личности ребенка является обязательное учитывание потребностей в самостоятельности. У многих детей сильно стремление к свободе. Но речь, конечно, не о том, чтобы родители позволили ребенку все. Вместе с тем, в силу ограниченности его жизненного опыта, он не может правильно понимать, что такое «свобода». Свобода для него – это, когда никто не вмешивается в его «дела», никто не наставляет. Родители, которые не обладают ни воспитательными способностями и опытом, ни соответствующими педагогико-психологическими знаниями, в подходе к этому делу занимают две крайние позиции: либо действительно дают ребенку полную свободу, что в случае его попадания в асоциальную среду может сбить его с правильного пути, либо лишают ребенка всякой свободы, что может его ожесточить, сделать безвольной, беспомощной личностью.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

В качестве принципиальной основы преодоления основной трагедии воспитания в системе А.С.Макаренко разработаны такие педагогические пути, как самоуправление, ответственность, перспективные линии и т.д. В педагогической практике есть немало случаев, являющихся примером установления между родителями и детьми отношений сотрудничества и взаимопонимания, когда педагогический процесс основывается не на императивном подходе, а на началах личностно-гуманного воспитания. Например, когда супругов Никитиных спрашивали (из книги «Мы и наши дети» Б.П.Никитин, М.А.Никитина (37,1980)), послушны ли их дети, не вступают ли с ними в пререкания, в споры. На это они ответили так, что у них не было стремления к послушанию, к беспрекословному подчинению. Ребенок должен не бояться, быть самим собой и иметь право наравне со взрослыми высказывать свое мнение. Никитины старались избавляться от авторитарности и с самого начала пытались строить жизнь семьи на демократических началах: все, что касалось общих дел или проблем, обсуждали вместе с детьми, причем первое слово предоставляли младшему, а затем по старшинству. Словом, дети были свободны в своих размышлениях и высказываниях. При этом можно было возражать, доказывать. Главным для всех оставалось выиграть честный поединок, найти истину, а не уязвить друг друга.

Ш.А.Амонашвили считает, что в воспитании часто создается обстановка, при которой воспитанник избегает воспитателя, а этот последний пытается поймать его для того, чтобы провести процесс насильственного воспитания. (2,1982г.) Существенной возможностью, с помощью которой можно изменить сложившуюся обстановку, основным условием личностно-гуманного подхода исследователи (В.А.Сухомлинский, Ю.П.Азаров, Ш.А.Амонашвили) считают необходимость обязательно учитывать позицию ребенка. Интересно привести в связи с этим мысль, высказанную Н.А.Добролюбовым: «Как скоро стремление ребенка удовлетворяются, т.е. дается ему простор думать и действовать самостоятельно (хотя до некоторой степени), ребенок бывает весел, радужен, полон чувств самых симпатичных, выказывает кротость, отсутствие всякой раздражительности, самое милое и радужное послушание в том, справедливость чего признает». У детей есть свое мерило справедливости, у них есть свой моральный кодекс. Ш.А.Амонашвили , рассматривая в своих трудах проблему взаимоотношений воспитателя и воспитанника на началах личностно-гуманного подхода («Созидая человека», «Здравствуйте, дети!», «Обучение и воспитание», «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников»), приходит к выводу, что воспитатель обязательно должен занять позицию ребенка, должен встать на его сторону и только в этих условиях искать пути, как ограничивать процесс ее формирования. Умение воспитателя занять позицию воспитанника, понять его и возникающие при этом между ними взаимоотношения В.А.Сухомлинский назвал духовной общностью. Он считал, что без этой духовной общности воспитание невозможно, нельзя и говорить о настоящем, истинном воспитательном процессе. «Мы добиваемся того, - писал В.А.Сухомлинский, - чтобы учителей и учеников объединяла духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло… Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках». (48,1981г.) Учет позиции ребенка, понимание и проникновение вглубь ее, по мнению Ш.А.Амонашвили, предоставляет возможность осуществлять глубинное воспитание. (2,1982г.) Процесс глубинного воспитания, в первую очередь, подразумевает, что ребенок считает вродителя своим, близким человеком, доверяет ему и любит его. Без доверия и любви, без взаимного уважения процесс глубинного воспитания не может быть налажен. Этот процесс основывается на взаимном согласии и сотрудничестве взрослого и ребенка, и, поскольку родитель обладает большими знаниями и опытом, естественно, его советы и наставления становятся руководящими для ребенка, открывающего ему душу.

 

Глубинное воспитание, как отмечает Ш.А.Амонашвили, должно стать основой современного педагогического процесса. В таких условиях родитель имеет возможность глубоко изучить ребенка, его психологические особенности, понять, что радует, что огорчает его. Знание всего этого позволяет взрослому вмешиваться в жизнь ребенка только в том случае, когда это действительно необходимо.

Личностный гуманный подход станет основой коррекции сложных педагогических ситуаций в том случае, если весь воспитательный процесс будет построен на этих началах. Но личностно-гуманный подход не лекарство для уже осложненных педагогических ситуаций. Однако он является существенным условием для разрядки ситуации и успокоения ребенка. Вместе с тем необходимо, чтобы в дальнейшем отношения родителей с детьми строились на тех же основах. Это позволит исключить недоверие и возникновение новых сложных педагогических ситуаций. Глубинное воспитание в сравнении с императивным – процесс, труднее поддающийся управлению со стороны родителя. Он требует хорошего владения педагогическим искусством, обладания психологическим чутьем, знания того, как следует поступать в тех или иных обстоятельствах, чтобы увлечь и повлечь за собой ребенка. Коррекция сложной педагогической ситуации, возникшей в рамках подобного воспитательного процесса, осуществляется легче, взаимоотношения между родителем и ребенком восстанавливаются сравнительно проще.

В данном параграфе дипломной работы рассмотрено понятие «глубинное воспитание» как процесс воспитания, который не должен походить на борьбу противопоставленных друг другу сил, в которой побеждает сильнейший. Говорится о достижении гуманных целей в ходе гуманного педагогического процесса. Эта концепция лежит в основе учений А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Я.Корчака и др. В этом контексте мы рассматриваем, что следует понимать под уважением личности, - доверие, вырабатывающее у воспитанника чувство ответственности и долга, также учитывание потребности в самостоятельности.



2020-03-17 145 Обсуждений (0)
Глава 3. Пути коррекции сложных педагогических ситуаций. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Пути коррекции сложных педагогических ситуаций.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (145)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)