Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обоснование потребности в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики.



2020-03-17 238 Обсуждений (0)
Обоснование потребности в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Закупочная логистика ­– это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.

Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами предприятий, вопрос цен – главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок. Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчета издержек. Хотя степень влияния снабженческих издержек на уровень общих производственных затрат в трудоемких и капиталоемких отраслях не столь велика по сравнению с другими отраслями экономики (особенно материалоемкими), расчет затрат на приобретение сырья и материалов во многом определяет дальнейшею стратегию производства и сбыта конечной продукции.

Выбор поставщиков осуществляется путем коллегиального обсуждения, к помощи посредников или торговых агентов не прибегается. Ответственность за заключение договоров с поставщиками, качество поставляемого сырья и других вопросов, связанных с приобретением сырья и материалов несет отдел материально – технического снабжения.

При рассмотрении возможностей поставщика на первое место выдвигаются следующие требования:

- наличие оборудования для производства продукции необходимого качества;

- возможность проводить испытания качества по заданной программе и с помощью необходимых приборов;

- контроль и аттестация входящих материалов и сырья

- наличие необходимых документов и инструкций, определяющих количество рабочих операций и их контроль;

- наличие маршрутных документов, подтверждающих проведение всех необходимых операций по производству и контролю.

Таблица 2

Основные показатели деятельности предприятия

Показатели

Годы (кварталы)

2001 2002 2003
1. Объем заказов, шт. 2911 3889 5422
2. Эффективный годовой фонд работы оборудования, дн. 236 236 236
3.Остатки готовой продукции на складе, шт.: - на начало года (квартала) - на конец года (квартала)   413 236   236 120   120 70
4.Остатки сырья на складе, т.: - на начало года (квартала) - на конец года (квартала)   1,610 0,243   0,243 0,676   0,676 0,288

 

Объем производства конечной продукции определяется как:

,

где  - годовой объем производства конечной продукции;

 - остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и конец года;

 - объем заказа.

2001:  = 2911 + (413-236) = 3088

2002:  = 3889 + (236-120) =  4005

2003:  = 5422 + (120-70)  =  5472

Потребность в сырье и полуфабрикатах определяется следующим образом:

,

где  - объем потребности в «i» материальном ресурсе;

 - норма расхода «i» ресурса на производство единицы готовой продукции.

Представим расчет потребности в сырье для производства волнистых асбестоцементных листов 40/150-1750-8, единицы измерения – тонн/шт.:

Таблица 3

Наименование сырья Потребность в 2001 году Потребность в 2002 году Потребность в 2003 году
Цемент Асбест Вода Краска 2828,6 450,8 2779,2 38,3 3668,6 584,7 3607,2 49,7 5195,6 828,1 4924,8 67,9

 

Вывод: таким образом, из произведенных расчетов видно, что производство волнистых асбестоцементных листов ориентированно на заказы. При этом остатки готовой продукции на складах уменьшаются, что говорит об улучшении сбыта. К 2003 году по сравнению с 2001, объем производства готовой продукции вырос на 86%. Все это говорит об эффективности работы ОАО «Белгородасбестоцемент».

 

 


4. Разработка стратегии управления запасами.

Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике. Взятое из природы сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, соединяется с другими материалами подвергается производственной обработке. Продвигаясь материалопроводящей цепи, сырье (а впоследствии полуфабрикат и готовый продукт) периодически задерживается, ожидая своей очереди вступления в ту или иную производственную или логистическую операцию.

Общепринятая формулировка гласит: материальные запасы — это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.

Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:

♦  замороженные финансовые средства;

♦ расходы на содержание специально оборудованных
помещений;

♦ оплата труда специального персонала;

♦ постоянный риск порчи, хищения.

Наличие запасов — это расходы. Однако отсутствие запасов — это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:

♦ потери от простоя производства;

♦ потери от отсутствия товара на складе в момент
предъявления спроса;

♦ потери от закупки мелких партий товаров по более
высоким ценам и др.

Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, так как отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли.

Рациональное управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов.

Для расчета параметров материального потока в сфере складского хозяйства необходимы следующие данные:

- величина текущего запаса, в днях;

- величина страхового запаса, в процентах от текущего запаса;

- величина подготовительного запаса, в днях.

 

Рассчитаем производственный запас материальных ресурсов в натуральном выражении (тонн.):

где , - среднедневное потребление ресурса в натуральных единицах в рамках года;

 - объем потребление ресурса в натуральных единицах за год;

 - эффективный фонд работы оборудования в днях за год.

Результаты расчета сведем в таблицу:                                                   

 

 

Таблица 4

Расчет производственных запасов материальных ресурсов.

Наименование сырья

2001

2002

2003

В год. В дн. В год. В дн. В год. В дн.
Цемент Асбест Вода Краска 2828,6 450,8 2779,2 38,3 11,9 1,9 11,8 0,16 3668,6 584,7 3607,2 49,7 15,5 2,5 15,3 0,21 5195,6 828,1 4924,8 67,9 22 3,5 20,9 0,29

 

Рассчитаем оптимальный размер заказываемой партии.

Цемент:

Показатель 2001 2002 2003
Среднесут. потребление ресурса (Вдн), т./сут. 11,9 15,5 22
Накладные расходы на выполнение одного заказа (Знак), руб. 30 40 50
Расход на хранение единицы ресурса в сутки (h), руб./т. Сут. 250 270 290
Оптимальный размер поставки , тонн   1,7   2,2   2,7

 

Асбест:

Показатель 2001 2002 2003
Среднесут. потребление ресурса (Вдн), т./сут 1,9 2,5 3,5
Накладные расходы на выполнение одного заказа (Знак), руб. 1650 1780 1850
Расход на хранение единицы ресурса в сутки (h), руб./т. сут 150 170 190
Оптимальный размер поставки , тонн   6, 4   7,2   8,3

 

 

Краска:

Показатель 2001 2002 2003
Среднесут. потребление ресурса (Вдн), т./сут 0,16 0,21 0,29
Накладные расходы на выполнение одного заказа (Знак), руб. 240 260 290
Расход на хранение единицы ресурса в сутки (h), руб./т. сут 130 150 190
Оптимальный размер поставки , тонн   0,8   0,9   0,94

 

Таким образом, из произведенного расчета можно сказать, что для обеспечения среднесуточного потребления сырьем производства, его необходимо завозить: цемент- 8 раза день; асбест – каждые 2,5 дня; краска – каждые 3 дня.

В таком случае транспортно-заготовительные расходы по хранению составят (2003 год):

Цемент: Собщ. = 50 · 22 / 2,7 + 290· 2,7 / 2 = 798,9 руб.

Собщ. = 1850 · 3,5 / 8,3 + 190 · 8,3 / 2 = 1359,24 руб.

Собщ. = 290*0,29/0,94 + 190*0,94/2 = 178,8 руб.

Игнорирование полученных результатов приводит к завышенным расходам.

Например, при завозе партии цемента в 6 тонн:

Собщ. = 50 · 22 / 6 + 290· 5 / 6 = 1053 руб.

При завозе партии в 1 тонну:

Собщ. = 50 · 22 / 1 + 290· 1 / 2 = 1245 руб.

Из приведенных выше вычислений видно, что при отклонении от оптимального размера поставки (увеличение или уменьшение партии заказа), транспортно-заготовительные расходы предприятия увеличиваются.

Рассчитаем параметры системы управления запасами за 2003 год на примере одного из материалов – цементе.

 

Параметры системы управления запасами

Показатель Расчет
1. Потребность, тонн 2. Оптимальный размер заказа, тонн 3. Время поставки, час 4. Возможная задержка, час 5. Ожидаемое дневное потребление, тонн / день 6. Срок расхода заказа 7. Ожидаемое потребление за время поставки, тонн 8. Максимальное потребление за время поставки, тонн 9. Гарантийный запас 10. Пороговый уровень запаса, тонн 11. Максимальный желательный запас, тонн Срок расходования запаса, час 5195,6 2,7 0,5 0,17   22 2,7 / 22 = 1,2 .   22 · 0,5 = 11   (0,5 + 0,17) · 22 = 14,74 14,74 – 11 = 3,74 14,74   3,74 + 22 = 25,74 (25,74 - 14,74) / 22 = 0,5

 

На основе данных полученных в приведенной выше таблицы, построим модель управления запасами:

 

 

       Уровень запаса, тонн

 

 


Ж. з.

25,74

 

 

                                                                                            пороговый уровень

14,74

 

 

                                                                                                  З страх.

3,74

 

                     t1  t2                                 t3                0,5            Время, час.

  Нормальный спрос   Низкий спрос   Высокий спрос

 

Рис.1 Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверки уровня запаса на ОАО «Белгородасбестоцемент».

 


5.Выбор оптимальных хозяйственных связей в сфере закупок.

Стратегия выбора поставщиков и условий поставки зависят от номенклатуры закупаемой продукции (сырья, комплектующих).

Наиболее часто используемые в практике критерии выбора поставщиков:

удаленность от производственных мощностей (от потребителей),

потенциальные возможности по объемам и ритмичности поставок,

репутация на рынке.

Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи:

· Что купить;

· Сколько купить;

· У кого купить;

· На каких условиях закупать.

Кроме того, необходимо выполнить работы:

· Заключить договор;

· Проконтролировать исполнение договора;

· Организовать доставку;

· Организовать складирование.

Что, сколько и у кого купить – это задачи сложные по своей природе. В России их решение осложнено тем, что в недавнем прошлом предприятия эти задачи в полном объеме зачастую не решали вообще, так как ресурсы распределялись.

Выбор поставщика– процесс оценки возможных поставщиков и принятия решений о стратегическом партнерстве в части поставок материалов, комплектующих изделий

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Функции закупочной логистики:

· Определить необходимое количество сырья и материалов для производства продукции;

· Определить что закупать;

· Сколько закупать;

· Как закупать;

· Выбрать поставщика;

· Оформить заказ на поставку;

· Проконтролировать выполнение заказа;

· Разместить материалы на сладе.

На ОАО «БелАЦИ» в сфере закупок сложились стабильные и прочные связи с поставщиками всех видов ресурсов. Например, такие как ЗАО «Белгородский Цемент» максимально приближен к потребителю и цемент поставляется по трубопроводу, что очень удобно и экономично, так же удовлетворяет и по показателям качества. У предприятий за много лет сложились прочные и взаимовыгодные отношения, поэтому потребности в замене поставщика цемента нет. Такая же ситуация и с другими поставщиками, такими как ОАО “Белгородэнерго”, ОАО ”Белгородгоргаз” и др.

 

Рассчитаем оптимальный вариант долговременных хозяйственных связей. Информацию для расчета представим в следующей таблице:

Данные для расчета оптимальных хозяйственных связей

Наименование показателя

Годы (кварталы)

1 2 3
1. Объем поставок, от: Цемент: Белгородский цементный завод ООО «Стройснаб» Асбест: ОАО «Оренбургасбест» ОАО «Ураласбест» Краска: ЗАО «Квил» ЗАО «Эмплис»   2828,6 1828,6 1000 450,8 245,8 205 38,3 25,7 12,5   3668,6 1773,6 1895 584,7 382 202,7 49,7 18 31,7   5195,6 3489 1706,6 828,1 355 473,1 67,9 42,1 25,8
2. Цена 1тонны: Цемент: Белгородский цементный завод ООО «Стройснаб» Асбест: ОАО «Оренбургасбест» ОАО «Ураласбест» Краска: ЗАО «Квил» ЗАО «Эмплис»     1050 1200   2150 2150   5000 5000     1150 1250   2400 2300   5400 5600     1200 1350   2700 2500   5850 5750
Величина потерь от иммобилизации оборотных средств в год, тыс. руб./тыс. руб. 35 23 41

 

При определении оптимального варианта долговременных хозяйственных связей следует воспользоваться следующей формулой:

,

где  - общие издержки и потери при заключении договора поставок на год с «i» поставщиком;

 - цена единицы продукции «i» поставщика;

 - расходы на транспортировку единицы продукции от «i» поставщика;

- годовой объем поставок «i» поставщика;

-   объем поставок «i» поставщика в «k» квартале (году);

m – квартал года (год);

R – потери, связанные с иммобилизацией оборотных средств, тыс. руб./т.;

D – потери в производстве от наличия дефицита материальных ресурсов, тыс. руб./т.

 

Поставщики цемента:

1. Зобщ. = (1133,3 + 40) · 2397 + ((1828,6 - 2828,6) ·35/3 + (1773,6 -3668,6) · 23/3 + (3489 - 5195,6) · 41/3) = 2762,7 тыс. руб. = 1152,6 руб./ тонн.

2. Зобщ. = (12266,7 + 300) · 2397 + ((1000 - 2828,6) ·35/3 + (1895 -3668,6) · 23/3 + (1895 - 5195,6) · 41/3) = 3672,7 тыс. руб. = 1532,2 руб./ тонн.

Поставщики асбеста:

1. Зобщ. = (2416,7 + 1780) · 621,2 + ((245,8 - 450) ·35/3 + (382 -584,7) · 23/3 + (355 – 828,1) · 41/3) = 1881,4 тыс. руб. = 3028 руб./ тонн.

2. Зобщ. = (2316,7 + 1780) · 621,2 + ((205 - 450) ·35/3 + (202,7 -584,7) · 23/3 + (473,1 – 828,1) · 41/3) = 2532,7 тыс. руб. = 4077,13 руб./ тонн.

Поставщики краски:

1. Зобщ. = (5416,7 + 650) · 51,9 + ((12,5 – 38,3) ·35/3 + (31,7 – 49,7) · 23/3 + (25,8 – 67,9) · 41/3) = 298,4 тыс. руб. = 5750,01 руб./ тонн.

2. Зобщ. = (5616,7 + 150) · 51,9 + ((25,7 – 38,3) ·35/3 + (18 – 49,7) · 23/3 + (42,1 – 67,9) · 41/3) = 315,5 тыс. руб. = 6079 руб./ тонн.

Из приведенных выше расчетов общих издержек на поставку сырья можно выделить поставщика цемента - белгородский цементный завод; асбеста - ОАО «Оренбургасбест»; краски - ЗАО «Квил», при формировании долгосрочных хозяйственных связей с которыми, издержки будут минимальными.

 

Для более объективного обоснования выбора поставщика рассчитаем рейтинг каждого поставщика.

 

Расчет рейтинга поставщиков.

Критерий выбора поставщика

Уд. вес критерия

Оценка значения критерия

Произведение уд. веса критерия на оценку

Цемент

Асбест

Краска

Цемент

Асбест

Краска

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
1.Надежность поставки 0,3 9 6 8 7 9 6 2,7 1,8 2,4 2,1 2,7 1,8
2.Цена 0,25 9 8 8 7 7 6 2,25 2 2 1,75 1,75 1,5
3.Качество товара 0,15 8 7 6 8 7 9 1,2 1,05 0,9 1,2 1,05 1,35
4.Условия платежа 0,15 8 6 7 6 8 6 1,2 0,9 1,05 0,9 1,2 0,9
5.Возможность внеплановых поставок   0,1   9   5   8   6   9   6   0,9   0,5   0,8   0,6   0,9   0,6
6.Финансовое состояние 0,05 8 6 6 7 8 7 0,4 0,3 0,3 0,35 0,4 0,35
Итого 1,0             8,65 6,55 7,45 6,9 8 6,5

 

Итак, самые высокие баллы получили белгородский цементный завод, ОАО «Оренбургасбест» и ЗАО «Квил», сотрудничество именно с этими поставщиками при формировании долгосрочных хозяйственных связей будет наиболее выгодно.

 

 




2020-03-17 238 Обсуждений (0)
Обоснование потребности в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обоснование потребности в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)