Обоснование потребности в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики.
Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами предприятий, вопрос цен – главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок. Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчета издержек. Хотя степень влияния снабженческих издержек на уровень общих производственных затрат в трудоемких и капиталоемких отраслях не столь велика по сравнению с другими отраслями экономики (особенно материалоемкими), расчет затрат на приобретение сырья и материалов во многом определяет дальнейшею стратегию производства и сбыта конечной продукции. Выбор поставщиков осуществляется путем коллегиального обсуждения, к помощи посредников или торговых агентов не прибегается. Ответственность за заключение договоров с поставщиками, качество поставляемого сырья и других вопросов, связанных с приобретением сырья и материалов несет отдел материально – технического снабжения. При рассмотрении возможностей поставщика на первое место выдвигаются следующие требования: - наличие оборудования для производства продукции необходимого качества; - возможность проводить испытания качества по заданной программе и с помощью необходимых приборов; - контроль и аттестация входящих материалов и сырья - наличие необходимых документов и инструкций, определяющих количество рабочих операций и их контроль; - наличие маршрутных документов, подтверждающих проведение всех необходимых операций по производству и контролю. Таблица 2 Основные показатели деятельности предприятия
Объем производства конечной продукции определяется как: , где - годовой объем производства конечной продукции; - остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и конец года; - объем заказа. 2001: = 2911 + (413-236) = 3088 2002: = 3889 + (236-120) = 4005 2003: = 5422 + (120-70) = 5472 Потребность в сырье и полуфабрикатах определяется следующим образом: , где - объем потребности в «i» материальном ресурсе; - норма расхода «i» ресурса на производство единицы готовой продукции. Представим расчет потребности в сырье для производства волнистых асбестоцементных листов 40/150-1750-8, единицы измерения – тонн/шт.: Таблица 3
Вывод: таким образом, из произведенных расчетов видно, что производство волнистых асбестоцементных листов ориентированно на заказы. При этом остатки готовой продукции на складах уменьшаются, что говорит об улучшении сбыта. К 2003 году по сравнению с 2001, объем производства готовой продукции вырос на 86%. Все это говорит об эффективности работы ОАО «Белгородасбестоцемент».
4. Разработка стратегии управления запасами. Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике. Взятое из природы сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, соединяется с другими материалами подвергается производственной обработке. Продвигаясь материалопроводящей цепи, сырье (а впоследствии полуфабрикат и готовый продукт) периодически задерживается, ожидая своей очереди вступления в ту или иную производственную или логистическую операцию. Общепринятая формулировка гласит: материальные запасы — это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления. Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов: ♦ замороженные финансовые средства; ♦ расходы на содержание специально оборудованных ♦ оплата труда специального персонала; ♦ постоянный риск порчи, хищения. Наличие запасов — это расходы. Однако отсутствие запасов — это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят: ♦ потери от простоя производства; ♦ потери от отсутствия товара на складе в момент ♦ потери от закупки мелких партий товаров по более Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, так как отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли. Рациональное управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов. Для расчета параметров материального потока в сфере складского хозяйства необходимы следующие данные: - величина текущего запаса, в днях; - величина страхового запаса, в процентах от текущего запаса; - величина подготовительного запаса, в днях.
Рассчитаем производственный запас материальных ресурсов в натуральном выражении (тонн.): , где , - среднедневное потребление ресурса в натуральных единицах в рамках года; - объем потребление ресурса в натуральных единицах за год; - эффективный фонд работы оборудования в днях за год. Результаты расчета сведем в таблицу:
Таблица 4 Расчет производственных запасов материальных ресурсов.
Рассчитаем оптимальный размер заказываемой партии. Цемент:
Асбест:
Краска:
Таким образом, из произведенного расчета можно сказать, что для обеспечения среднесуточного потребления сырьем производства, его необходимо завозить: цемент- 8 раза день; асбест – каждые 2,5 дня; краска – каждые 3 дня. В таком случае транспортно-заготовительные расходы по хранению составят (2003 год): Цемент: Собщ. = 50 · 22 / 2,7 + 290· 2,7 / 2 = 798,9 руб. Собщ. = 1850 · 3,5 / 8,3 + 190 · 8,3 / 2 = 1359,24 руб. Собщ. = 290*0,29/0,94 + 190*0,94/2 = 178,8 руб. Игнорирование полученных результатов приводит к завышенным расходам. Например, при завозе партии цемента в 6 тонн: Собщ. = 50 · 22 / 6 + 290· 5 / 6 = 1053 руб. При завозе партии в 1 тонну: Собщ. = 50 · 22 / 1 + 290· 1 / 2 = 1245 руб. Из приведенных выше вычислений видно, что при отклонении от оптимального размера поставки (увеличение или уменьшение партии заказа), транспортно-заготовительные расходы предприятия увеличиваются. Рассчитаем параметры системы управления запасами за 2003 год на примере одного из материалов – цементе.
Параметры системы управления запасами
На основе данных полученных в приведенной выше таблицы, построим модель управления запасами:
Уровень запаса, тонн
Ж. з. 25,74
пороговый уровень 14,74
З страх. 3,74
t1 t2 t3 0,5 Время, час.
Рис.1 Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверки уровня запаса на ОАО «Белгородасбестоцемент».
5.Выбор оптимальных хозяйственных связей в сфере закупок. Стратегия выбора поставщиков и условий поставки зависят от номенклатуры закупаемой продукции (сырья, комплектующих). Наиболее часто используемые в практике критерии выбора поставщиков: удаленность от производственных мощностей (от потребителей), потенциальные возможности по объемам и ритмичности поставок, репутация на рынке. Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи: · Что купить; · Сколько купить; · У кого купить; · На каких условиях закупать. Кроме того, необходимо выполнить работы: · Заключить договор; · Проконтролировать исполнение договора; · Организовать доставку; · Организовать складирование. Что, сколько и у кого купить – это задачи сложные по своей природе. В России их решение осложнено тем, что в недавнем прошлом предприятия эти задачи в полном объеме зачастую не решали вообще, так как ресурсы распределялись. Выбор поставщика– процесс оценки возможных поставщиков и принятия решений о стратегическом партнерстве в части поставок материалов, комплектующих изделий Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Функции закупочной логистики: · Определить необходимое количество сырья и материалов для производства продукции; · Определить что закупать; · Сколько закупать; · Как закупать; · Выбрать поставщика; · Оформить заказ на поставку; · Проконтролировать выполнение заказа; · Разместить материалы на сладе. На ОАО «БелАЦИ» в сфере закупок сложились стабильные и прочные связи с поставщиками всех видов ресурсов. Например, такие как ЗАО «Белгородский Цемент» максимально приближен к потребителю и цемент поставляется по трубопроводу, что очень удобно и экономично, так же удовлетворяет и по показателям качества. У предприятий за много лет сложились прочные и взаимовыгодные отношения, поэтому потребности в замене поставщика цемента нет. Такая же ситуация и с другими поставщиками, такими как ОАО “Белгородэнерго”, ОАО ”Белгородгоргаз” и др.
Рассчитаем оптимальный вариант долговременных хозяйственных связей. Информацию для расчета представим в следующей таблице: Данные для расчета оптимальных хозяйственных связей
При определении оптимального варианта долговременных хозяйственных связей следует воспользоваться следующей формулой: , где - общие издержки и потери при заключении договора поставок на год с «i» поставщиком; - цена единицы продукции «i» поставщика; - расходы на транспортировку единицы продукции от «i» поставщика; - годовой объем поставок «i» поставщика; - объем поставок «i» поставщика в «k» квартале (году); m – квартал года (год); R – потери, связанные с иммобилизацией оборотных средств, тыс. руб./т.; D – потери в производстве от наличия дефицита материальных ресурсов, тыс. руб./т.
Поставщики цемента: 1. Зобщ. = (1133,3 + 40) · 2397 + ((1828,6 - 2828,6) ·35/3 + (1773,6 -3668,6) · 23/3 + (3489 - 5195,6) · 41/3) = 2762,7 тыс. руб. = 1152,6 руб./ тонн. 2. Зобщ. = (12266,7 + 300) · 2397 + ((1000 - 2828,6) ·35/3 + (1895 -3668,6) · 23/3 + (1895 - 5195,6) · 41/3) = 3672,7 тыс. руб. = 1532,2 руб./ тонн. Поставщики асбеста: 1. Зобщ. = (2416,7 + 1780) · 621,2 + ((245,8 - 450) ·35/3 + (382 -584,7) · 23/3 + (355 – 828,1) · 41/3) = 1881,4 тыс. руб. = 3028 руб./ тонн. 2. Зобщ. = (2316,7 + 1780) · 621,2 + ((205 - 450) ·35/3 + (202,7 -584,7) · 23/3 + (473,1 – 828,1) · 41/3) = 2532,7 тыс. руб. = 4077,13 руб./ тонн. Поставщики краски: 1. Зобщ. = (5416,7 + 650) · 51,9 + ((12,5 – 38,3) ·35/3 + (31,7 – 49,7) · 23/3 + (25,8 – 67,9) · 41/3) = 298,4 тыс. руб. = 5750,01 руб./ тонн. 2. Зобщ. = (5616,7 + 150) · 51,9 + ((25,7 – 38,3) ·35/3 + (18 – 49,7) · 23/3 + (42,1 – 67,9) · 41/3) = 315,5 тыс. руб. = 6079 руб./ тонн. Из приведенных выше расчетов общих издержек на поставку сырья можно выделить поставщика цемента - белгородский цементный завод; асбеста - ОАО «Оренбургасбест»; краски - ЗАО «Квил», при формировании долгосрочных хозяйственных связей с которыми, издержки будут минимальными.
Для более объективного обоснования выбора поставщика рассчитаем рейтинг каждого поставщика.
Расчет рейтинга поставщиков.
Итак, самые высокие баллы получили белгородский цементный завод, ОАО «Оренбургасбест» и ЗАО «Квил», сотрудничество именно с этими поставщиками при формировании долгосрочных хозяйственных связей будет наиболее выгодно.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |