Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды дифференцированных технологий



2020-03-17 527 Обсуждений (0)
Виды дифференцированных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос 22

Глобальные социокультурные изменения в современном мире, наполненном противоречиями и напряженностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении образования и культуры в жизни общества.

Но, тем не менее, процессы демократизации и духовно-нравственного обновления общества заставляют по-новому подойти к проблеме развития социально-культурной сферы и организации досуга людей всех возрастов.

Сегодня основное внимание в учреждениях культуры и досуга уделяется оптимизации социально-педагогической и психологической помощи различным группам населения и созданию условий для их общения по интересам, а это требует внедрения новых технологий социально-культурной деятельности.

Понятие «технология» как термин определяется как «совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в готовое изделие» и «совокупность процессов переработки».

Однако в сфере социального обслуживания населения, технология является системой методов решения социальных проблем, направленных на формирование:

- условий жизни и развития общества

- общественных отношений

- социальных структур, целью которых является обеспечение потребностей человека и создание условий для реализации его потенциальных способностей и интересов с учетом установленной обществом системы ценностей.

Формируются или проектируются технологии, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических «этнических и других ситуаций в регионе».

Исходя из этого, можно определить, что социальные технологии направлены на:

1. Выявление механизмов и процессов, целью которого является гуманизация действительности;

2. Обеспечение постоянной и полноценной адаптации человека в обществе.

Технология культурно-досуговой деятельности как система состоит из нескольких подсистем. Они связны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов:

- организационная подсистема – управление, финансирование, штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы.

- подсистема методическая – сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта,

- режиссерская подсистема – режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ;

- психологическая подсистема – мотивированная сфера, структура личности посетителя учреждения досуга и участника домашнего досуга, совокупность отношений между сотрудниками, профессиональные знания, мастерство специалистов.

Все эти подсистемы составляют систему технологии, которая служит основанием функционирования учреждения культуры.

Технологический процесс в учреждении культуры включает следующие элементы:

- объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (группы – коллективы людей и отдельные личности);

- субъект деятельности: руководители, специалисты и другие работники учреждений культуры и актив;

- деятельность учреждений культуры (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации аудитории, средства и методы, используемые учреждениями культуры для осуществления стоящих перед ними задач.

Дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

 

К числу дифференцированных технологий можно отнести:

· Методику организации досуга для детей, подростков.

В культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками мы выделим четыре основные направления:

- познавательная деятельность

- воспитательная деятельность

- творческая деятельность

- рекреационная деятельность.

По существу, воспитать – это значить организовать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других свои роли, цели, взаимные отношения.

Необходимо понимать, что приобщение детей к культурному наследию не может происходить без родительского участия, так как зависимость дошкольников и детей младших школьников от установок, отношения и уровня образованности родителей чрезвычайно велика. При этом необходимо опираться на позитивно-конструктивный индивидуальный опыт ребенка.

Необходимо вовлекать детей в созидательные виды деятельности. Форму, при которой можно увлечь детей за собой может стать игра. Посредством предлагаемых игровых ситуаций (эмоционально-увлекательных, активных и мобильных) возможно обеспечить не директивное вовлечение детей к творчеству.

В детском возрасте личность формируется под решающим воздействием воспитания. Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности.

Учреждения культуры должны:

- содействовать развитию интеллектуальных способностей ребенка

- формировать моральный облик ребенка

- развивать творческие способности личности через систему самодеятельного творчества и подростков (кружки, коллективы, студии художественной самодеятельности).

- укреплять физическое здоровье

· Методику молодежного досуга

Основной возрастной особенностью подростков является ориентация на ценности своих сверстников и молодежных сообществ, транслирующих образцы и эталоны молодежной субкультуры. Необходимо учитывать особенности модных течений молодежи, их стремление к активной и яркой деятельности.

· Методику семейного досуга

Жизнедеятельность семьи связана с удовлетворением личностных культурно-социальных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Работник учреждения культуры обязан заботиться о создании таких условий, которые бы способствовали развитию конструктивных родительских, отцовско-материнских, детско-родительских отношений в семье.

Формы культурно-досуговых мероприятий должны быть разнообразными, с использованием видеоматериалов: лекции, тематические программы, турниры знатоков и т.д. Главное совместная деятельность детей и их родителей.

· Методику работы с людьми среднего и пожилого возраста

При работе с людьми среднего и пожилого возраста необходимо через активные формы включать их в культурно-досуговую деятельность. Люди этого возраста с удовольствием участвуют в кружках и коллективах самодеятельного художественного творчества: в певческих и музыкальных коллективах, в самодеятельных театрах и студиях, в клубах гармонистов и частушечников. Необходимо использовать широкий спектр форм работы рекреационной направленности: вечера отдыха, посиделки, концерты, спектакли, конкурсные и игровые программы, танцевальные вечера.

При работе пожилыми людьми нельзя ограничиваться только в среде себе подобных. Необходимо создавать условия для контактов людей всех поколений, так как это служит еще одним звеном объединения нашего общества, которое необходимо нам всем.

· Социально-культурная адаптация людей с ограниченными возможностями

Лицо с ограниченными возможностями здоровья – человек, имеющий физический и (или) психические недостатки, которые препятствуют нормативной социальной личности.

Они нуждаются в различного рода социальной помощи, которая может быть организована и в рамках учреждений культуры и искусства, где организуются общественные пункты юридической защиты, секции спортивной, художественной и социальной реабилитации. Специальные условия культурно-просветительской деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья требуют специальных культурно-образовательных программ и методов работы, индивидуальных технических средств жизнедеятельности, а также психолого-педагогические, медицинские и социально-культурные услуги, без которых невозможна конструктивная социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья.

· Методику работы с военнослужащими, социально-незащищенными категориями населения и т.д.

 

В настоящее время основное внимание работники учреждений социально-культурной сферы уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и медицины, создают разнообразные культурно-досуговые программы и внедряют такие формы работы, которые способствуют:

 восстановлению эмоционального равновесия людей;

 возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний;

 акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.

До настоящего времени в вузах культуры не ведётся подготовка специалистов по дифференцированным технологиям, которые могли бы повысить эффективность работы специалистов в сфере СКД. Как правило, только с годами приходит опыт и практика подсказывает, как строить работу с детьми дошкольного возраста, а как работать с коллективом, где самому молодому участнику 60 лет.

Каждая такая категория требует хорошего знания её психологических особенностей, социального статуса, потребностей и интересов.

Поэтому предполагается предварительная подготовка и изучение их досуговых интересов и ожиданий в социально – культурной сфере, прежде чем вести речь о серьёзной работе с каждой из вышеупомянутых категорий.

В последние годы в учреждениях культуры появились специалисты нового направления, способные квалифицированно вести работу с каждой категорией. Во МГУКИ открылась специализация «социальный педагог», ведутся узкие специализации для подготовки руководителей творческих коллективов в реабилитационных центрах, колониях для несовершеннолетних преступников и другие. Жизнь заставляет расширять спектр дифференцированных технологий в СКД.

В дифференцированных технологиях основное внимание уделяется учёту возрастных особенностей, психологии данной возрастной категории, специфике их интересов и увлечений.

Принимается во внимание также вид деятельности, профессия человека, пол, национальность, религия, политические убеждения.

Учитывая тот факт, что происходит дифференциация населения по уровню жизни, социальному статусу, уровню образования, можно предположить, что процесс образования новых типов учреждений культуры будет набирать силу и ускорит формирование новых подходов в совершенствовании данного вида технологий.  

 



2020-03-17 527 Обсуждений (0)
Виды дифференцированных технологий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды дифференцированных технологий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)