Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации младших школьников в учебно-воспитательном процессе



2020-03-17 365 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации младших школьников в учебно-воспитательном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок




Комсомольск-на-Амуре, 2013


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации младших школьников в учебно-воспитательном процессе

1.1 Сущность, содержание и факторы адаптации младших школьников

1.2 Психолого-физиологические особенности младших школьников

1.3 Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников начальной школы

1.4 Формы, средства и методы исследования процесса адаптации младших школьников

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации. В этих условиях в нашем обществе очень остро встает проблема социальной адаптации и сохранения психического здоровья личности. Система воспитания и образования требует существенных изменений методики, ценностей и содержания подготовки нового поколения к жизни. Поэтому проблема социальной адаптации детей к школе актуальна и требует внимания со стороны психологов, учителей и родителей.

Успешная адаптация к школьной жизни является предметом исследования многих авторов. Проблеме готовности к школьному обучению уделяется значительное внимание в методологических, теоретических экспериментальных и прикладных исследованиях педагогов, психологов, физиологов: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Уткиной, З.И. Калмыкова, Г.Г. Кравцовой, Р.В. Овчаровои, Н.Г. Салминой, Д.Б. Эльконина и других.

Поэтому целью курсовой работы является: изучение адаптации младших школьников.

Объект исследования: процесс адаптации младших школьников.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптации младших школьников.

Гипотеза: адаптация младшего школьника будет эффективна, если:

между педагогом и учащимися устанавливаются доверительные отношения;

Учитываются индивидуальные особенности младших школьников.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:

·         Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

·         Определить состояние адаптации младших школьников в условиях современной школы;

·         Выявить психолого-педагогические условия адаптации младших школьников;

·         Методы исследования: беседа, наблюдение, опрос.

Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованных источников.


Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации младших школьников в учебно-воспитательном процессе

 

1.1 Сущность, содержание и факторы адаптации младших школьников

 

Понятие "адаптация" - одно из ключевых в исследовании живого организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в результате длительной эволюции, обеспечивают возможность существования организма в меняющихся условиях среды.

Адаптация (от лат. Adapto - приспосабливаю) - одно из центральных понятий биологии. Механизмы адаптации повышают устойчивость организма к перепадам температуры, к недостатку кислорода, изменений давления и других неблагоприятных воздействий среды. Термин "адаптация" широко применяется как теоретическое понятие в психологии [2, с.12].

Адаптация - динамический процесс благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования развития продолжения рода. Процесс адаптации происходит тогда, когда в системе организм - среда возникают значительные изменения, обеспечивающие формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций.

Психическая адаптация - это процесс взаимодействия личности со средой, при котором личность должна учитывать особенности среды, и активно влиять на него, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей и реализацию значимых цепей. Процесс взаимодействия личности и среды заключается в поиске и использовании адекватных способов удовлетворения основных потребностей.

Рассматривая адаптацию ребенка к школе, исследователи выделяют уровни, механизмы и показатели адаптации. Так, А.Л. Венгер рассматривает адаптированность как систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности, и выделяет три уровня адаптированности первоклассников.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при контроле и тогда, когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого. Сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет [4, с.43].

Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни. Известно, что школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако адаптация это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию [7, с.119].

Существует понятие школьной дезадаптации, под которой подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой, по ряду причин, становится затруднительным или невозможным. Школьная дезадаптация проявляется в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий. Уже в начальных классах выявляются дети с подобными проблемами и несвоевременное распознание их характера и природы, отсутствие специальных корректирующих программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, к снижению учебной мотивации, но и к различным формам отклонений в поведении [8, с. 194].



2020-03-17 365 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации младших школьников в учебно-воспитательном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)