Глава 1. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии
Введение
Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Устное народное творчество – это плоды опытности всех народов и здравый смысл всех веков, переложенные в формулы. Глава 1. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии
Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Устное народное творчество – это плоды опытности всех народов и здравый смысл всех веков, переложенные в формулы. (сказал Ривароль А.) Что может быть наиболее выразительным, ёмким, чем народная мудрость?! Рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки позволяют моим ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней. Отбирая художественный материал необходимо, чтобы он имел познавательную и эстетическую ценность, то есть должен быть таким, чтобы при анализе его, школьники могли приобретать знания о природе, выявлять закономерности и в то же время испытать эстетические чувства, связанные с художественно-образным познанием действительности. Например: в курсе "Ботаника" можно широко использовать загадки, сказки, пословицы. Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы: это загадки. Что же такое загадки? Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Народом создано очень много загадок о растениях, грибах: 1. Беленькая нитка загуляла прытко, Под землёй ходила, землю шила, шила. А потом снаружи заплелась потуже. Заплелась в моточек, завилась в клубочек. 2. Пока молода – она седа Как постарела, так почернела. При изучении темы "Прорастание семян" создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц: · "Весной день год кормит". · "День прозевал – урожай потерял. · "Вспашешь в срок, посеешь в срок – будет урожай высок". · "С агротехникой лад – урожай богат". В 5 классе при обобщении темы "Вода. Значение воды в природе." Можно использовать стихи, пословицы. Многие могут сказать, что использование поэзии, рассказов, загадок, пословиц отвлекает учащихся от основного учебного материала. Но при тщательной подготовке к урокам, соблюдении меры эти приёмы помогают сделать уроки эмоциональными, впечатляющими, интересными, что способствует лучшему усвоению учебного материала. А также побуждает учащихся к творческой деятельности, активизирует познавательную деятельность. В ответ на такие уроки появляются стихи, сказки, загадки, сочинённые детьми. Например: ученица 7 класса придумала загадки – стихи к теме "Биоценозы", которые я использую теперь при повторении. 1. Медведь в тайге рос, тайга – естественный (биоценоз) 2. Хоть щеночек наш и мал, у него есть территория (ареал) 3. Пете от родителей досталась ответственность, 4. Это понятно, это (наследственность) 5. Пыльцеед не любит хлеб. 6. Ему нравится пыльца 7. А зовут его (оса) 8. Спуск в этот биоценоз крут, а биоценоз называется (пруд) 9. Нелегко зайцу вкусная трава далась, 10. Это прямая пищевая (связь) Для закрепления изученного материала можно использовать и такую загадку: "Спит волшебным сном малютка. Кто бы разбудил? Солнце грело, грело. Не встаёт малютка! Дождик брызгал, брызгал. Крепко спит малютка. Ветер дул-дул. Как мертва малютка. А пришли все вместе – сразу разбудили." ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА МАЛЮТКА? (ответ – семя) Вот как можно использовать на уроке в 6 классе загадки, пословицы и стихи. Предлагается фрагмент урока "Строение семени двудольного растения." Учитель: У меня для вас задание На уменье и на знание. В руки карточки возьмите И внимательно прочтите. Рассмотрите это семя И сравните их размеры Почему одно из них больше, чем другое? Ответ учащихся: На вогнутой стороне находится отверстие – микропиле. Через него в семя проникает вода и воздух. Более крупное семя впитало влагу и набухло. Учитель: Совершенно верно. Следующее задание на Смекалку и внимание. "Коробочка запечатана А ней растенье спрятано С ветками листочками С белыми цветочками" Чтоб найти нам ответ Мы исследуем объект. Чем покрыто семя? Ответ учащихся: Кожурой. Учитель: Изучите зародыш. Чем он образован? Ответ учащихся: зародыш имеет 2 семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку с листочком. Учитель: мы видим, что семя имеет кожуру и зародыш, который состоит их 2-х семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки с листочком. Так что же это за коробочка? Ответ учащихся: Это семя. А в нём зародыш будущего растения. Учитель: А как вы думаете, для чего семядоли? Тогда отгадайте загадку. "В малой хатке – спаленке Спит ребёнок маленький В кладовой еда лежит Как проснётся, будет сыт." Ответ учащихся: в семядолях находится запас питательных веществ. Учитель: правильно. Следовательно, чем крупнее семена, тем больше питательных веществ. Какое же строение имеет семя фасоли? Ответ учащихся: семя имеет кожуру и зародыш, который состоит из 2-х семядолей, корешочка, стебелёчка и почечки с листочком. Учитель: Как верёвочка не вьётся, а кончику быть. На последок я пословицы прошу вас объяснить. · "От доброго семени – добрый всход" · "Каково семя, таково и племя" · "По семенам и всходы" Ответ учащихся: Пословицы говорят о том, что для посева нужно брать хорошие полновесные семена. Учитель: И, конечно же друзья, без загадки никуда! "В золотой клубочек Спрятался дубочек." "Я из крошки бочки вылез Корешки пустил и вырос" (жёлудь) "У матери тысячи сыновей, Каждому она мисочку дала, А себе не взяла." (материнское растение и семена с запасом питательных веществ) Очень приятно, когда прозвенит звонок с урока и пятиклассник скажет Вам спасибо за урок. Одиннадцатиклассники удивятся: "Как интересно?" Но самым приятным можно считать то, что дети посвящают нашему труду свои стихи: Наука жизни и любви К природе и дарам Земли Научит мир воспринимать И по другому понимать Всё то, что окружает нас. И в добрый путь, и в добрый час Перешагнёт пусть человек Тяжёлый XXI век. Пусть сердце чувствует его Природы – матери тепло. Чтоб научились созидать, Чтобы умели больше строить И на страницах, чтоб истории Могли бы след свой оставлять. Нас биология научит Так жить, чтоб стало людям лучше! Загадки, пословицы, поговорки, сказки оставляют след в умах учеников, пускают корни, дают цветы, приносят плоды и не перестают вызывать интерес к моему предмету.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |