Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Попробуйте определить, какие семантические процессы произошли со словом



2020-03-17 334 Обсуждений (0)
Попробуйте определить, какие семантические процессы произошли со словом 0.00 из 5.00 0 оценок




Контрольная работа по курсу «Активные процессы в лексике русского языка»

направление 44.03.01 Педагогическое образование

профиль Филологическое образование

(2019–2020 учебный год, 4 курс, заочное отделение)

Письменный или распечатанный вариант контрольной работы сдается в деканат заочного отделения или на кафедру русского языка (316 аудитория) до начала сессии или в первый день сессии.

На титульном листе контрольной работы должны быть указаны: название предмета, имя, отчество и фамилия студента (полностью), номер зачетной книжки, номер варианта, фамилия и инициалы преподавателя.

 

Требования к оформлению текста

Задание выполняется в письменном виде в тонкой тетради или на отдельных листах или набирается на компьютере и распечатывается.

Требования к оформлению печатного текста: текст печатается на одной стороне бумаги формата А4: размер левого поля 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм. Текст работы набирается через 1,5 межстрочный интервал шрифтом Times New Roman, кегль 12.

Требования к оформлению письменного текста: текст пишется на листах формата А4 или на тетрадных листах. При выполнении работы на листах в клетку текст должен быть написан через строчку.

Общие требования:

1) наличие полей в работе;

2) текст должен быть вычитан, он не должен содержать орфографических, пунктуационных, речевых и грамматических ошибок, в нем должны быть исправлены опечатки.

 

 

Распределение вариантов

 

1 вариант 1. Андреева Е. 2. Березняк П. 3. Гундерина В. 4. Гюлумджанова Р. 5. Давыдова В. 6. Данилова Е. 7. Ефремова А. 8. Захарова М.
2 вариант 1. Корнейчук Е. 2. Крицкая Д. 3. Крылова А. 4. Кудинова Н. 5. Ляпина Е. 6. Морозова Е. 7. Осипова М. 8. Переверзева Ю.
3 вариант 1. Пугаева Е. 2. Ротарь А. 3. Сажнева А. 4. Серова В. 5. Томина А. 6. Фролова Е. 7. Янц М. 8. Боркова А.

 


 

Задание 01.

Прочитайте статью И.А. Стернина «Социальные факторы и развитие современного русского языка». Какие социальные факторы обуславливают развитие языка на современном этапе, а какие уже не характерны для нашего времени?

Сможете ли вы добавить какие-то социальные факторы, определяющие изменение языка в 2018–2020 гг.?

Примечание: статью И.А. Стерина можно найти по адресу: www.philology.ru/linguistics2/sternin-00.htm.

Задание 02

Подготовьте тезисы 3 научно-популярных статей журнала «Русская речь» (по собственному выбору), рассматривающих различные активные процессы в лексической системе русского языка в 2000-е гг.

Примерная тематика публикаций, которые могут быть выбраны для составления тезисов: семантические изменения в лексике; появление новых слов и фразеологизмов; перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; ключевые слова, слова года; современные заимствования; стилистические процессы в современной лексической системе; коммерческая номинация; особенности стиля современных писателей и поэтов (современные — это писатели и поэты 1990–2000-х гг.).

 

Распределение журналов для составления тезисов

Андреева Е. 2017 №№ 01-02
Березняк П. 2017 №№ 03-04
Гундерина В. 2017 №№ 05-06
Гюлумджанова Р. 2016 №№ 01-02
Давыдова В. 2016 №№ 03-04
Данилова Е. 2016 №№ 05-06
Ефремова А. 2015 №№ 01-02
Захарова М. 2015 №№ 03-04
Корнейчук Е. 2015 №№ 05-06
Крылова А. 2014 №№ 01-02
Кудинова Н. 2014 №№ 03-04
Ляпина Е. 2014 №№ 05-06
Морозова Е. 2013 №№ 01-02
Осипова М. 2013 №№ 03-04
Переверзева Ю. 2013 №№ 05-06
Пугаева Е. 2012 №№ 01-02
Ротарь А. 2012 №№ 03-04
Сажнева А. 2012 №№ 05-06
Серова В. 2011 №№ 05-06
Томина А. 2018 №№ 04-05
Фролова Е. 2019 №№ 01-02
Янц М. 2019 №№ 03-04
Боркова А. 2019 №№ 05-06

 

Тексты статей можно найти на официальном сайте журнала в Интернете (russkayarech.ru) или в фундаментальной библиотеке ЯГПУ.

 

Для справки

Тезисы — вид самостоятельной работы, предполагающий создание основных положений чужого научного труда в виде кратких компактных суждений, передающих сжато, без искажений, основное содержание исходного текста. Количество тезисов должно совпадать с количеством информативных центров текста, т.е. каждый тезис, занимающий отдельный абзац, должен отражать одну микротему. Для обозначения формальной логической связи между тезисами могут быть использованы вводные слова в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых…) или сквозная нумерация каждого тезиса (1, 2, 3….). Для тезисов характерен лаконизм стиля, отсутствие цитат и примеров, графиков, рисунков. Тезисы могут быть: вторичными, т.е. передавать главную информацию какого-либо первоисточника, и первичными, т.е. создаваться к предстоящему выступлению на семинаре или конференции.

 

Задание 03

Проанализируйте с помощью словарей и собственного речевого опыта изменения в семантике нижеприведенных слов. Сравните толкование слов в словарях, изданных в СССР до 1985 г. (МАС, словарь С.И. Ожегова), и современных толковых словарях

(- Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2006; электронная версия размещена на сайте www.gramota.ru;

- «Толковый словарь русского языка XX века. Языковые изменения» (под ред. Г.Н. Скляревской);

- «Толковый словарь начала XXI века. Актуальная лексика» (под ред. Г.Н. Скляревской);

- Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов ХХ века: В 3 т. / Сост. Т. Н. Буцева, Е. А. Левашов, Ю. Ф. Денисенко, Н. Г. Стулова, Н. А. Козулина, С. Л. Гонобоблева; Отв. ред. Т. Н. Буцева. Ин-т лингвистических исследований РАН. – СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2009).

Попробуйте определить, какие семантические процессы произошли со словом

 

1 вариант афганец, гимназия, зеленка, казнить, контора, майка, наемник, ночник, панихида, стучать.
2 вариант академия, благословить, вертушка, дождевик, наезжать, народник, обуть, пользователь, прессовать, схлопотать.
3 вариант бокал, венчаться, заложить, запасник, колледж, липучка, пакет, реструктуризация, травник, фигурант.

 

Задание 04

Перед вами список новейших заимствований, активно используемых в СМИ и Интернете, но практически не зафиксированных в словарях. Попытайтесь выступить в роли составителя словаря. Охарактеризуйте каждое слово по плану:

1) точное значение (определите его по сочетаемости слов);

2) грамматические показатели;

3) функционально-стилевая окраска (если есть);

4) эмоционально-экспрессивная окраска (если есть).



2020-03-17 334 Обсуждений (0)
Попробуйте определить, какие семантические процессы произошли со словом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Попробуйте определить, какие семантические процессы произошли со словом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)