Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности контрактации сельскохозяйственной продукции для государственных нужд



2020-03-17 209 Обсуждений (0)
Особенности контрактации сельскохозяйственной продукции для государственных нужд 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Контрактация, если она подчинена удовлетворению потребностей государства в сельхозпродуктах, регулируется, помимо специально посвященных ей норм § 5 гл. 30 ГК, правилами ГК о поставке товаров для государственных нужд (§ 4 гл. 30 ГК) и, кроме того, Федеральными законами от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".

Под государственными нуждами понимаются потребности РФ и ее субъектов в сельхозпродукции, а под закупкой - форма ее организованного приобретения государством у товаропроизводителей для последующей переработки или реализации потребителям.

Госзакупка на федеральном уровне (федеральный фонд) необходима для удовлетворения потребностей в сельхозпродукции, сырье и продовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, экологически загрязненных территорий, сил обороны и государственной безопасности и иных спецпотребителей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, формирования государственных продовольственных резервов и оперативного резерва Правительства РФ, обеспечения экспортных поставок.

На уровне регионов (региональные фонды) удовлетворяются потребности субъектов РФ в указанной продукции для медицинских учреждений, школ, снабжения населения и т.п.

Конкретных госзаказчиков определяет Правительство РФ или, соответственно, региональные органы исполнительной власти. В этой роли помимо государственных органов могут выступать частные коммерческие структуры, унитарные предприятия и потребительские кооперативы.

Государственные заказчики, преимущественно на конкурсной основе, проводят выбор производителей, определяют потребителей и согласовывают с ними ассортимент, объемы и сроки поставок. Они же гарантируют производителям оплату продукции, которая должна быть поставлена по договорам контрактации.

На более высоком уровне, но в том же русле Правительство РФ и исполнительная власть регионов гарантируют производителям продукции растениеводства, поставляющим ее для госнужд, авансовую оплату в размере не менее 50% от стоимости объема поставок, определенных договором, в том числе 25% после заключения договора и 25% после завершения сева, а по продукции животноводства - выплату дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства.

В задачи Правительства РФ входит (по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и представителями общественных объединений, выражающих интересы производителей и потребителей) ежегодное установление на сельхозпродукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд гарантированного уровня закупочных цен, обеспечивающих возмещение материальных затрат и получение товаропроизводителем дохода, достаточного для расширенного воспроизводства.

Договор на закупку сельхозпродукции для государственных нужд заключается до начала года и действует по тем ценам, которые были определены на момент его заключения. Он не может быть в последующем расторгнут одной из сторон на основании несогласия с установленной ценой, хотя предусмотренные в договоре на момент расчета цены на закупаемую продукцию индексируются с учетом уровня инфляции. Государственный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, только в случаях, прямо предусмотренных законом. Такой случай предусматривает, например, п. 4 ст. 8 ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", устанавливающий возможность для государственного заказчика отказаться от сельскохозяйственной продукции в случае, когда необходимость в продукции данного вида отпала. Приведенное правило вполне оправдано, поскольку договоры с производителями сельхозпродукции, в силу требований закона, заключаются до начала года (часть 4 п. 8 ст. 6 ФЗ "О закупках..."), и впоследствии (например, к началу периода сбора урожая) ситуация может сильно измениться

Сельхозпроизводители традиционно пользуются экономическими льготами. Их виды, размеры и порядок предоставления устанавливаются еще до заключения договоров законодательными и исполнительными властями РФ и ее субъектов в пределах их компетенции. Сюда относятся льготы по налогообложению, целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях и т.п.

В практике отношений по государственным закупкам сельскохозяйственной продукции государственный заказчик (покупатель), чаще всего, не обладает собственными, необходимыми для вывоза ресурсами, главным образом транспортными, а хранение сельскохозяйственной продукции осуществляется, зачастую, не у государственного заказчика, а в специально предназначенных для этого хранилищах (например, на элеваторах, хлебоприемных предприятиях и др.). Как следствие этого, в договорах, опосредующих закупку для государственных нужд сельскохозяйственной продукции, обычно предусмотрено, что доставка сельхозпродукции к месту хранения (к месту, определяемому государственным заказчиком) осуществляется самим поставщиком. Это не противоречит требованиям п. 1 ст. 536, поскольку он сформулирован как диспозитивный и вместе с тем нивелирует для практики отличия договора контрактации от договора поставки.

Ответственность в сфере госзакупок сельхозпродукции предполагает применение довольно жестких штрафных санкций на фоне полного возмещения убытков. Так, при неисполнении договора в части объема закупок и поставок продукции в установленный срок виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку в размере 50% от стоимости недопоставленной или непринятой продукции. За несвоевременную оплату закупленной продукции, а также за несвоевременное авансирование продукции растениеводства покупатели уплачивают пеню в пользу производителей в размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3%.

Уплата штрафных санкций и возмещение убытков не освобождают виновную сторону от исполнения обязательства в натуре. Для производителя, нарушившего договор, может наступить такое негативное последствие, как лишение его права на получение льгот.

Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ при несоблюдении принятых ими гарантий по выделению государственным заказчикам финансовых средств возмещают вызванные этим штрафные санкции и убытки из соответствующих бюджетов.

 


Заключение

Важнейшим признаком, характеризующим договоры с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей, является то обстоятельство, что они в соответствии с установившимся правовым режимом в единстве и согласованно должны регулировать все стороны сельскохозяйственного производственного процесса (управление производством, собственно производство растениеводческой и животноводческой продукции, сбыт сельхозпродукции). В ныне существующем аграрном законодательстве содержится большой массив нормативно-правовых актов, предназначенных специально для регулирования аграрных отношений. При этом качество нормативно-правового акта, его эффективность зависят от взаимной увязки и согласованности его норм с нормами права, содержащимися в других нормативных актах, которые относятся к различным отраслям законодательства.

Все те особенности договора контрактации, которые предусматривает действующий ГК РФ, а их, в действительности, только две: 1) правило ст. 538 ГК РФ, согласно которому производитель сельхозпродукции несет ответственность только при наличии вины; 2) диспозитивное правило п. 1 ст. 536 ГК РФ, в соответствии с которым заготовитель обязан принять сельхозпродукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз, не объясняют существование контрактации как самостоятельного вида договора купли-продажи. Очевидно, что существование договора контрактации в действующем ГК РФ - только дань традиции, сложившейся в советском гражданском праве. Учитывая все сказанное, а также тот факт, что договор контрактации складывался в истории гражданского права в качестве самостоятельного договорного типа, главным образом, в силу политических причин, сегодня неправильно рассматривать его как обособленную разновидность договора купли-продажи. Необходимо признать, что сегодня отношения, связанные с оборотом сельхозпродукции (как переработанной, так и непереработанной), сырья и продовольствия во всех случаях должны опосредоваться гражданско-правовым механизмом поставки.




2020-03-17 209 Обсуждений (0)
Особенности контрактации сельскохозяйственной продукции для государственных нужд 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности контрактации сельскохозяйственной продукции для государственных нужд

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)