Мероприятия по организации кредитного процесса и приобретению оборудования в лизинг. Составление графика погашения задолженности
Если речь заходит о кредитном процессе, то анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия проводится с целью изучения его возможностей вернуть сумму кредита вместе с наличными процентами в определённый в договоре срок. Кредитный процесс состоит из следующих этапов: 1. Предварительная работа при получении заявки (ходатайства) заёмщика на предоставление кредита: - переговоры с потенциальным заёмщиком и определение целесообразности дальнейшей проработки кредитного проекта; - анализ документов, характеризующих заёмщика и его кредитоспособности (анализ хозяственно - финансового состояния, денежных потоков, технико – экономическое обоснование кредитуемого проекта), предлагаемого обеспечения возврата кредита и причитающихся процентов, а так же возможных издержек; - юридическая экспертиза документов, представленных заёмщиком; - проверка и подготовка заключения управления (отдела) экономической безопасности и защиты информации; - составление общего заключения кредитным подразделением о возможности выдачи кредита. 2. Принятие решения о предоставлении (непредоставлении кредита). 3. Формирование кредитного досье. 4. Страхование имущества, предоставляемого банку в качестве залога по заключённому кредитному договору. 5. Заключение и исполнение кредитного договора (получение кредита, перечисление денежных средств, полное погашение кредита и уплата процентов за использование ссуды). Для получения кредита клиент обращается в банк с письменным ходатайством (заявкой) на получение кредита. В заявке указываются цель, сумма, срок кредита, предлагаемое обеспечение кредита, планируемые источники и сроки погашения кредита [28.C.105]. В нашем случае речь будет идти о кредите в сумме 16 млн.руб. на приобретение оборудования со сроком погашения 2 года в соответствии с согласованным графиком. Кредитный процесс на предприятии сопровождают определённые денежные потоки, которые определяют совокупную стоимость кредитных ресурсов и принимаются в расчёт при оценке эффективности кредита. Этих денежных потоков 4 вида: 1. Страхование закладываемого имущества и оплата страхового взноса. Для кредита под приобретение производственных фондов банки, как правило, в качестве залога берут недвижимость и оборудование. В нашем случае балансовая стоимость этого имущества составит 23 040 000 руб., а залоговая – 16 128 000 руб., т.к. при залоге производственных фондов банки применяют коэффициент 0,7 (23040 тыс.руб. * 0,7 = 16128 тыс.руб.). По залоговой стоимости проводится страхование имущества. Страховой тариф равен 0,2%, следовательно, страховой взнос, который уплатит предприятие страховой компании составит 32256 руб. (16 128 000 руб. * 0,2% = 32256 руб.) 2. Плата за предоставление кредита (открытие кредитной линии). Эта плата взимается банком в размере 0,25% от суммы предоставляемого кредита. В нашем случае она составит 40000руб. (16 128 000 руб. * 0,25%=40000руб.). Страховой взнос и плата за открытие кредитной линии оплачивается предприятием в день заключения кредитного договора с банком. 3. Ежемесячная оплата процентов за пользование кредитными ресурсами. Данный денежный поток будет рассчитываться по формуле Проц.мес.=(ОСЗ*Стгод.*Тмес.)/(Тгод.*100),
Где, Проц.мес.- ежемесячный процент за пользование кредитными ресурсами; ОСЗ - остаток ссудной задолженности, руб.; Стгод.- годовая ставка процента за кредит, %; Тмес. - календарное количество дней в расчётном месяце, дн.; Тгод. - продолжительность банковского года (365 или 366), дн. 4.Сумма ежемесячной амортизации основного долга по кредиту. Данный денежный поток актуален только в том случае, если это предусмотрено кредитным договором. В основном, при заключении кредитного договора предприятия погашают кредит равными долями в течение всего периода кредитования. Это позволяет сэкономить на процентах, начисляемых и уплачиваемых банку. К тому же, ежемесячная амортизация основного долга в таком случае позволит погасить кредит без создания на предприятии резервных фондов [22.C.79]. Для составления графика погашения ссудной задолженности и начисляемых процентов необходимо задать условия кредитования клиента. В нашем случае ими будут: Сумма кредита – 16 млн.руб.; Срок кредитования – 2 года; Процентная ставка годовых – 13,5%; Периоды погашения – в конце каждого месяца (с учётом начисляемых процентов), равными частями; Дата начала погашения – 1 ноября 2011 г. Итак, при выполнении всех перечисленных условий график погашения ссудной задолженности и начисляемых процентов будет иметь вид Таблицы 13.
Таблица 13. График погашения задолженности по ссуде
Таким образом, за весь период пользования кредитом предприятие выплатит банке 18 260 285,71 руб. А совокупные расходы предприятия по обслуживанию кредита составят 18 332 541,71 руб. (32 256 руб.+40 000 руб.+18 260 285, 71 руб.= 18 332 541,71 руб.) Здесь же стоит упомянуть о лизинге, который представляет собой одно из комбинированных направлений финансирования реальных инвестиций и является наиболее эффективным методом вложения средств в производственно – техническое развитие с низкой стоимостью обслуживания долга, наличием дополнительных гарантий возвратности средств, сокращением налоговых отчислений и ростом общей ликвидности. Мероприятия по организации лизинга, в т.ч. составление графика погашения задолженности можно привести в Таблицах 14, 15,16.
Таблица 14. Описание предметов лизинга
Таблица 15. Условия лизингового финансирования
Таблица 16. График погашения платежей
Полученные результаты показывают, что, на первый взгляд, приобретение оборудования за счёт кредита более выгодно для предприятия. Однако, чтобы сделать окончательный выбор между рассмотренными формами финансирования приобретения основных средств, дополнительно следует провести сравнение кредита и лизинга с позиции выявления финансовых преимуществ для предприятия, к числу которых относится экономия по налогообложению. Оценка эффективности приобретения оборудования за счёт кредита либо за счёт лизинга проводится по следующим параметрам: 1. Сравнение денежных потоков по кредитной сделке и по лизинговой операции, приведённых к одному моменту времени. 2. Влияние выбранного способа финансирования обновления внеоборотных активов на уровень налогообложения предприятия. 1 параметр: Для сравнения затрат по лизингу и кредиту проведём оценку текущей стоимости денежного потока с регулярными поступлениями. Для этого воспользуемся расчётами финансистов ООО «Аскона», включёнными в долгосрочный бизнес- план предприятия (Таблица17, Таблица18).
Таблица 17. Денежный поток по кредитной сделке
Таблица 18. Денежный поток по лизинговой операции
2 параметр: При покупке оборудования за счёт кредита оно учитывается на балансе предприятия, у которого возникают дополнительные расходы, увеличивающие себестоимость выпускаемой продукции и, таким образом, снижающие налогооблагаемую базу по ННП. К этим расходам относятся амортизационные отчисления, налог на имущество и проценты за кредит. При использовании лизинга затраты, увеличивающие себестоимость и, следовательно, уменьшающие налогооблагаемую базу по ННП, складываются из лизинговых платежей. Для сравнения показателей экономии по ННП также воспользуемся данными, предоставленными финансистами компании (Таблица 19, Таблица 20).
Таблица 19. Экономия по ННП при приобретении оборудования за счёт кредита
Таблица 20. Экономия по ННП при приобретении оборудования по лизингу
Сравнивая итоговые цифры, мы увидим, что за период полезного срока службы оборудования предприятие сможет достичь большей экономии по ННП при покупке оборудования по лизингу. Сэкономленная сумма будет равна 39 059,77 руб. (4 746 069,80 – 4 707 010,03 = 39 059,77). Однако, покупка по лизингу может немного понизить часть финансово- экономических показателей деятельности предприятия, в частности, показатели рентабельности продукции (из- за увеличения затрат при лизинге). Для того чтобы окончательно определиться с эффективностью такого метода приобретения оборудования, нужно определить общую стоимость его приобретения. Необходимые показатели приведены в Таблице 21 (Приложение 11). Расчёты должны проводиться, исходя из минимального срока 2 года (это длительность договора лизинга), т.к. будет оцениваться финансовый результат выбора одной из форм финансирования покупки активов, а не денежные потоки. Общая оценка проводится по итоговым цифрам 13 781 209,10 руб. (кредит) и 11 929 885,54 руб. (лизинг). Мы видим, что текущая стоимость затрат по кредиту значительно выше, следовательно, у приобретения основных производственных фондов в лизинг явное преимущество перед приобретением их же в кредит. Прогнозирование финансового состояния предприятия Если обращаться к статистике, то одним из её методов прогнозирования финансового состояния предприятия является расчёт на основе сезонных колебаний уравнения динамического ряда. Сезонные колебания – это изменения уровня динамического ряда, которые вызываются влиянием времени года. Они проявляются с разной интенсивностью во всех сферах жизни общества. Такие колебания цикличны, т.е. им свойственно повторение через определённый промежуток времени. Чтобы проанализировать их, необходимы ежемесячные показатели товарооборота. При этом методе по умолчанию считается, что параметры сезонных колебаний будут сохраняться до следующего периода [26.C.58]. Безусловно, существуют различные «случайные» факторы, которые в виде отклонений будут накладываться на наши колебания, поэтому, для устранения этих отклонений, производится усреднение индивидуальных индексов [27.C.66]. Для расчёта индексов товарооборота и пиков сезонности данные о поступлениях денежных средств необходимо сгруппировать в таблицы. Это будут группировки по товарообороту собственной продукции (Таблица 22), товарообороту по услугам (Таблица 23) и общему товарообороту (Таблица 24). Таблица 22. Товарооборот по собственной продукции ООО «Аскона» за 2010 год
Для заполнения Таблицы 22, а именно, расчёта индекса необходимо составить пропорцию. Примем среднее значение за 100%, тогда индекс будет равен х. Выводим пропорцию:
х мес. = УПмесс. * 100% / СЗ, где, хмес. - индекс товарооборота; УПмесс. - уровень продаж за месяц, тыс.руб.; СЗ - среднее значение, тыс.руб. хянв. = 9055,40 тыс.руб. * 100% / 13058,40 тыс.руб. = 69,35% хфев. = 11086,40 тыс.руб. * 100% / 13058,40 тыс.руб. = 84,89% хмар. = 13424,00 тыс.руб. * 100% / 13058,40 тыс.руб. = 102,79% хапр. = 12645,40 тыс.руб. * 100% / 13058,40 тыс.руб. = 96,84% хмай. = 12124,10 тыс.руб. * 100% / 13058,40 тыс.руб. = 92,85% хиюн. = 10029,60 тыс.руб. * 100% / 13058,40 тыс.руб. = 76,81% хиюл. = 8362,00 тыс.руб. * 100% / 13058,40 тыс.руб. = 64,04% хавг. = 13780,00 тыс.руб. * 100% / 13058,40 тыс.руб. = 105,53% хсен. = 18800,00 тыс.руб. * 100% / 13058,40 тыс.руб. = 143,97% хокт. = 14314,00 тыс.руб. * 100% / 13058,40 тыс.руб. = 109,62% хноя. = 13628,60 тыс.руб. * 100% / 13058,40 тыс.руб. = 104,37% хдек. = 19451,20 тыс.руб. * 100% / 13058,40 тыс.руб. = 148,96%
Таблица 23. Товарооборот по услугам ООО «Аскона» за 2010 год
Для заполнения Таблицы 23 используем ту же пропорцию х мес. = УПмесс. * 100% / СЗ. хянв. = 11139,20 тыс.руб. * 100% / 22626,53 тыс.руб. = 49,23% хфев. = 24001,60 тыс.руб. * 100% / 22626,53 тыс.руб. = 106,08% хмар. = 21320,00 тыс.руб. * 100% / 22626,53 тыс.руб. = 94,26% хапр. = 26776,00 тыс.руб. * 100% / 22626,53 тыс.руб. = 118,34% хмай. = 25448,80 тыс.руб. * 100% / 22626,53 тыс.руб. = 112,47% хиюн. = 19038,40 тыс.руб. * 100% / 22626,53 тыс.руб. = 84,14% хиюл. = 9718,60 тыс.руб. * 100% / 22626,53 тыс.руб. = 42,95% хавг. = 22800,00 тыс.руб. * 100% / 22626,53 тыс.руб. = 100,77% хсен. = 28800,00 тыс.руб. * 100% / 22626,53 тыс.руб. = 127,28% хокт. = 24955,60 тыс.руб. * 100% / 22626,53 тыс.руб. = 110,29% хноя. = 28501,40 тыс.руб. * 100% / 22626,53 тыс.руб. = 125,96% хдек. = 29018,80 тыс.руб. * 100% / 22626,53 тыс.руб. = 128,25%
Таблица 24. Общий товарооборот по собственной продукции и услугам ООО «Аскона» за 2010 год.
Для заполнения Таблицы 24 также используем пропорцию х мес. = УПмесс. * 100% / СЗ. хянв. = 20194,60 тыс.руб. * 100% / 35684,93тыс.руб. = 56,59% хфев. = 35088,00 тыс.руб. * 100% / 35684,93тыс.руб. = 98,33% хмар. = 34744,00 тыс.руб. * 100% / 35684,93тыс.руб. = 97,36% хапр. = 39421,40 тыс.руб. * 100% / 35684,93тыс.руб. = 110,47% хмай. = 37572,90 тыс.руб. * 100% / 35684,93тыс.руб. = 105,29% хиюн. = 29068,00 тыс.руб. * 100% / 35684,93тыс.руб. = 81,46% хиюл. = 18080,60 тыс.руб. * 100% / 35684,93тыс.руб. = 50,67% хавг. = 36580,00 тыс.руб. * 100% / 35684,93тыс.руб. = 102,51% хсен. = 47600,00 тыс.руб. * 100% / 35684,93тыс.руб. = 133,39% хокт. = 39269,60 тыс.руб. * 100% / 35684,93тыс.руб. = 110,05% хноя. = 42130,00 тыс.руб. * 100% / 35684,93тыс.руб. = 118,06% хдек. = 48470,00 тыс.руб. * 100% / 35684,93тыс.руб. = 135,83%
Очевидно, что пиками сезонности товарооборота являются сентябрь и декабрь. В сентябре большое влияние на продажи оказывает сезонный фактор, т.к. люди приезжают из отпусков и могут позволить себе покупку товаров не первой необходимости. В октябре- ноябре потребители (покупатели) начинают копить деньги на новогодние праздники, поэтому уровень продаж немного снижается. В декабре товарооборот, соответственно, повышается, т.к. впереди новогодние праздники. В январе спад обоснован падением платёжеспособности населения в связи с длительными праздниками. В июле наблюдается спад всё из- за тех же отпусков: во- первых население не готово потратиться на что- то кроме отпуска, во- вторых большое количество «отпускников» находится за границей и, соответственно, не может совершать покупки в России. Заключение
В данной выпускной квалификационной работе для обоснования выбора будущего направления деятельности ООО «Аскона» был проведён анализ его финансового состояния за 2008 г., 2009 г. и 2010 г. Цель анализа состояла в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия и предложить пути его улучшения. Анализ финансового состояния показал, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дал возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия. Основу информационного обеспечения анализа финансового состояния составила бухгалтерская отчётность, которая является единой для организации всех отраслей и форм собственности. Также были решены следующие основные задачи: - дана общая характеристика ООО «Аскона»; - рассмотрены основные финансово- экономические показатели его деятельности и определена динамика их изменения; - произведён анализ имущественного состояния и источников его финансирования; - произведён анализ ликвидности баланса, расчёт показателей ликвидности, платёжеспособности, финансовой устойчивости; - произведён анализ деловой активности; - предложены и обоснованы мероприятия по улучшению финансового состояния ООО «Аскона». При анализе структуры имущества предприятия были выявлены такие особенности, как уменьшение доли внеоборотных активов, уменьшение доли основных средств в структуре внеоборотных активов, увеличение доли незавершённого строительства. При оценке эффективности использования оборотных средств были рассчитаны показатели эффективности использования оборотных средств: коэффициент оборачиваемости оборотных средств, коэффициент загрузки оборотных средств, продолжительность одного оборота в днях, сумма высвобожденных или дополнительно привлечённых оборотных средств. Также был проведён анализ показателей финансового состояния предприятия, рассчитаны и проанализированы коэффициенты ликвидности, проведён анализ финансовой устойчивости, для чего были рассчитаны такие коэффициенты, как: - коэффициент автономии; - коэффициент соотношения заёмных и собственных средств; - коэффициент финансовой устойчивости; - коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами; - коэффициент маневренности собственного капитала; - коэффициент реальных активов в имуществе предприятия; - коэффициент обеспеченности запасов и затрат источниками средств. Был проведён анализ деловой активности: рассчитаны показатели производительности труда и фондоотдачи. Производительность на нашем предприятии выросла, фондоотдача уменьшилась, что является отрицательной тенденцией. Также был проведён анализ рентабельности. Была проведена оценка капитала, вложенного в имущество, показавшая увеличение зависимости предприятия от кредиторов. Также мы проанализировали обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами и оценили эффективность использования оборотных средств. Во второй главе данной работы были приведены мероприятия по улучшению финансового состояния ООО «Аскона», а именно: продажа внеоборотных активов, оптимизация денежных потоков с помощью кредита и приобретение оборудования в лизинг с организацией кредитного процесса. В целях извлечения дополнительного дохода было предложено продать устаревшее (морально и физически) оборудование по рыночной стоимости, были рассчитаны доход от продажи и налог на прибыль. Кредитный процесс на предприятии сопровождают определённые денежные потоки, которые определяют совокупную стоимость кредитных ресурсов и принимаются в расчёт при оценке эффективности кредита. В данной работе для составления графика погашения ссудной задолженности и начисляемых процентов были заданы условия кредитования клиента, а также составлен график погашения задолженности по ссуде. Затем были разработаны мероприятия по организации лизинга, в т.ч. составлен график погашения задолженности. Изначально полученные результаты показали, что приобретение оборудования за счёт кредита более выгодно для предприятия. Однако, дополнительно было проведено сравнение кредита и лизинга с позиции выявления финансовых преимуществ для предприятия, к числу которых относится экономия по налогообложению. Оценка эффективности приобретения оборудования за счёт кредита либо за счёт лизинга проводилась по таким параметрам, как сравнение денежных потоков по кредитной сделке и по лизинговой операции, приведённых к одному моменту времени и влияние выбранного способа финансирования обновления внеоборотных активов на уровень налогообложения предприятия. По итогам указанных мероприятий доход от продажи активов составил бы 682 607,68 руб., а при выборе между кредитом и лизингом предпочтение было бы отдано лизингу из- за преимущественного экономического эффекта в размере 1 851 323,56 руб. В итоге, говоря о целесообразности внедрения предложенных оптимизирующих мер, можно рассчитать общий экономический эффект от их реализации: 2 533 931,24 руб. Также было проведено прогнозирование финансового состояния предприятия и дано обоснование сезонным колебаниям. Для расчёта индексов товарооборота и пиков сезонности данные о поступлениях денежных средств были сгруппированы и представлены в виде графика. В итоге, в данной ВКР поставленная цель - анализ и оценка финансово – хозяйственного состояния организации для разработки эффективных управленческих решений – была достигнута, а задачи выполнены. Проведённый анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия позволит улучшить финансовое положение предприятия с помощью рекомендуемых мероприятий.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (151)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |