Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. Финансово-кредитная система Франции.



2020-03-17 364 Обсуждений (0)
Тема 9. Финансово-кредитная система Франции. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

План.

  1. Структура финансовой системы Франции, её звенья.
  2. Государственный бюджет и бюджетный процесс.
  3. Денежное обращение страны и его развитие.
  4. Кредитная система Франции, её звенья.

I

 

В финансовую систему Франции входят государственный (центральный) бюджет, местные бюджеты, внебюджетные фонды и филиалы государственных предприятий. В стране нет единства бюджетной системы. Все бюджеты формально обособлены. Бюджет каждой административной единицы утверждается органом её исполнительной власти.

Специальные фонды можно разделить на две основные группы:

- фонды доходов и расходов, которые включаются в бюджет (фонд экономического и социального развития страны);

- внебюджетные фонды, юридически независимые.

Крупнейшие из них связаны с социальной сферой. Совокупность таких фондов называют социальным бюджетом Франции. Средства социальных специальных фондов складываются из взносов предпринимателей (60%), взносов по страхованию (18%), поступлений государства (20%) и прочих доходов (2%).

К фондам такого рода относят пенсионный фонд, фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным. Наиболее важные специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства. Среди специальных фондов, создаваемых местными органами власти, наибольшее значение имеют заёмные фонды, средства которых используются для инвестиций, а в отдельных случаях для покрытия кассовых разрывов в местных бюджетах. Это многочисленные специальные счета казначейства, присоединённые бюджеты, фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет.

Счета казначейства открываются государственными организациями, которые не имеют права юридического лица и финансовой автономии. Эти счета утверждаются парламентом. Средства спецсчетов проходят по двум разделам бюджета: в доходной и расходной части бюджета. Значительная часть счетов казначейства используется на военные цели.

Присоединённые бюджеты составляют организации, имеющие финансовую автономию. Они включаются в государственный бюджет. Присоединённые бюджеты введены для организаций, которые не являются юридическими лицами, осуществляют торгово-промышленные операции и пользуются финансовой автономией. Всего насчитывается семь присоединённых бюджетов – один военный (производство горючего) и шесть гражданских: бюджеты почты, телеграфа, телефона; социальных сельскохозяйственных пособий; национальной типографии, монетного двора; ордена Почётного легиона; ордена Освобождения. Расходы каждого присоединённого бюджета покрываются собственными доходами организации.

Франция занимает одно из первых мест по развитию госсектора, на который приходится около 10% ВНП, 25% инвестиций и 15% занятых. Предприятия составляют автономные бюджеты или финансовые сметы. Контроль со стороны парламента за ними незначительный. В соответствии с уставом, государственные предприятия правомочны заключать контракты, отвечать по своим обязательствам, распределять прибыль, принимать решения по инвестированию.

Дефицит государственных предприятий покрывается безвозвратными субсидиями и дотациями, а также кредитами из бюджета и специальных фондов.

Налоги во Франции подразделяются на три группы:

- подоходные налоги, которые взимаются в момент получения дохода;

- налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится;

-налоги ни капитал, взимаемые с собственности, т. е. общественного дохода.

Удельный вес налогов на потребление дольше налогов на доходы.

Главным элементом налоговой системы Франции является НДС. Франция – его родина. Он был разработан в начале 1950-х годов и взимается с 1954 г. – 41,4% доходов бюджета. 3 млн. плательщиков, целая система скидок и льгот.

Таможенные пошлины.  Цель – не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, защита промышленности и сельского хозяйства, взимаются с цены товара.

Акцизы, часть перечисляется в местные бюджеты. Облагается: алкогольные напитки, табак, спички, зажигалки, ювелирные изделия, пиво, минеральная вода, некоторые виды транспортных средств.

Подоходный налог с физических лиц – около 20% дохода бюджета. Используется для проведения социальной политики: при неразвитых общественных фондах потребления служит инструментом стимулирования семьи, предоставления льгот малоимущим, вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Всё это создаёт сложную систему расчёта налога, многочисленных льгот и вычетов.

Налог на прибыль уплачивается предприятиями (акционерными обществами). База – чистая прибыль.

Налог на собственность – облагается имущество, имущественные права и ценные бумаги.

Социальный налог на зарплату уплачивается работодателем из фонда заработной платы (4,5 – 13,6%). Кроме того,  налог на профессиональное образование – 0,5% годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%.

В группу налога на собственность включают также регистрационные и гербовые сборы и пошлины, налог на автотранспортные средства предприятий и компаний; пошлина, взимаемая с общих расходов финансовых учреждений (страховых компаний и кредитных институтов).

В бюджеты местных органов власти (округа, департаменты, регионы) поступают местные налоги: земельный налог на застроенные участки, налог на незастроенные участки, налог на жильё, профессиональный налог.

Профессиональный налог вносится юридическими и физическими лицами, постоянно осуществляющими профессиональную деятельность, не вознаграждаемую зарплатой. Размер налога не должен превышать 3,5% добавленной стоимости.

III

 

Через бюджетную систему перераспределяется более 20% ВВП и 50% НД. На долю госбюджета приходится приблизительно 80% всех доходов и расходов французской финансовой системы.

Центральный бюджет делится на 2 раздела:

I) 90% - операции окончательного характера (безвозвратное финансирование), которые подразделяются на текущие, гражданские, капитальные и военные расходы;

II) 10% - операции временного характера (кредиты).

особое место в государственном бюджете занимает финансирование крупных научно-исследовательских и экономических программ, основное внимание уделяется развитию передовой и перспективной техники и технологий.

Доходы государственного бюджета формируются преимущественно за счёт налогов (90%), выручки от продажи оружия, средств государственных предприятий, займов и других источников.

Бюджетный процесс во Франции регулируется рядом статей Конституции 1959 г., а также многочисленными законами, декретами, регламентами, инструкциями. Период подготовки, принятия, исполнения и составления отчёта об исполнении бюджета во Франции занимает более трёх лет.

Первая стадия французского бюджетного процесса – составление проекта бюджета – контролируется главным Министерством экономики и финансов. Подготовка бюджета во Франции идёт с использованием программно-целевого метода, который, будучи одобрен правительством, направляется в парламент.

Вторая стадия бюджетного процесса – принятие бюджета – длится около трёх месяцев. Проект бюджета рассматривается в финансовой комиссии каждой палаты парламента. Сначала проходит обсуждение проекта в нижней палате – национальном собрании. Затем проект передаётся в верхнюю палату – сенат. Если проект бюджета после двух совместных обсуждений обеими палатами парламента не получает одобрения, президент имеет право своим указом объявить бюджет законом.

Третья стадия – исполнение бюджета. Кассовое исполнение осуществляется через систему казначейских касс, которые имеют счета в Банке Франции и производят расчётно-кассовые бюджетные операции. По всей территории страны действует сеть специальных агентств казначейства (бухгалтерий), в том числе центральные бухгалтерии, обобщающие ежедневные данные учёта всех субъектов. На их основе составляются еженедельные и ежемесячные аналитические материалы.

Контроль над исполнением бюджета делится на три вида: административный, судебный, парламентский.

Административный контроль ведётся по иерархической структуре системы учёта, когда бухгалтеры более высокого уровня контролируют более низкий уровень, а сами подчиняются главному казначею. Во Франции действует Генеральная инспекция финансов, которая представляет собой своего рода корпорацию финансовых инспекторов-контролёров, связанную с кабинетом министра финансов, но не входящую ни в одно из управлений этого министерства. Финансовые контролёры вправе проверять состояние учёта во всех звеньях государственных финансов, т. е. любого учреждения, а также частных организаций и предприятий, деятельность которых затрагивает интересы казначейства, например, транспортных или строительных компаний.

Судебный контроль осуществляется Счётной палатой, которая проверяет состояние учёта и отчётности в той или иной организации, ведущей бюджетные счета (бухгалтерии). Юрисдикция Счётной палаты распространяется на главные бухгалтерии основных распорядителей кредитов. Ответственность за неполноту или недостоверность сведений несут руководители исполнительных органов, представивших отчётную документацию.

Парламентский контроль осуществляется в ходе обсуждения и принятия закона об исполнении бюджета, доклада Счётной палаты и общей декларации о центральных счетах органов учёта и отчётности отдельных министерств, исполнявших бюджет.

Последняя, четвёртая стадия – составление отчёта об исполнении бюджета Министерством экономики и финансов.

Местные бюджеты находятся в ведении местных органов управления – 22 региона, 96 департаментов и 36000 округов. На местах вся полнота власти принадлежит префектам.

Более 1/3 всех текущих расходов местных органов власти приходится на содержание административно-полицейского аппарата, 1/3 – образование, просвещение, культура, остальное – расходы на экономическую инфраструктуру. Местные органы власти осуществляют более 52% всех капитальных государственных затрат. Общая величина местных бюджетов – 60% госбюджета. Государство выделяет местным органам власти субсидии, составляющие 20% всех доходов местных бюджетов. 2 вида субсидий:

- на текущие расходы, главным образом на социальную помощь (около 60% всех субсидий);

- на капитальное строительство.

Кроме субсидий местные органы используют заёмные средства, полученные на денежном рынке.

Местное самоуправление имеет ограничения, регулируется законодательными актами и директивами республиканских и региональных органов. Перераспределение средств между коммунами осуществляется департаментами, из госбюджета выделяются целевые субсидии для выравнивания экономического положения отдельных территорий.

 

III

 

До середины XIX века на территории Франции существовал биметаллизм. После объединения Франции Каролингами, Карл Великий провёл денежную реформу, которая сыграла в истории Европы большую роль. Вследствие реформы Каролингов на смену золотому солиду пришёл серебряный, равный 1/20фунта серебра, золотой же использовался для взимания штрафов с иностранцев. Реформа Карла Великого свелась лишь к увеличению веса основной монеты – денария.

Франция унаследовала от Каролингов счётные денежные единицы. Счёт денег на крупные суммы шёл в ливрах (фунтах), су (солидах), денье (денариях). Основу денежной системы составлял денье. Один ливр равнялся 20 су, одно су – 12 денье. Франкские короли, подобно римским императорам, старались централизовать чеканку монеты. Даже во времена распада на уделы чеканка велась по централизованно установленным правилам. Позже королевская чеканка пришла в упадок, удельные короли перешли на чеканку каждый своей монеты.

17 жерминаля (7 апреля) 1803 г. Наполеон I опубликовал закон о введении франка как официальной денежной единицы, а с 14 апреля Банк Франции получил право её эмиссии.

В 1865 г. по инициативе Наполеона III была подписана так называемая Парижская конвенция, объединившая денежные единицы Франции, Бельгии, Швейцарии и Италии. Это объединение получило название Латинского союза, к которому в 1868 г . присоединились Ватикан и Греция, а в 1877 г . – Финляндия. Союз основывался на признании французского франка в качестве эталона качества и чеканке странами-участницами национальных серебряных монет одного и того же номинала и веса исход из биметаллизма и принятого во Франции соотношения ценности серебра и золота 1 к 15,5. металлическое содержание денежных единиц было равно 0,29 гр. чистого золота и 4,5 гр. чистого серебра. Однако с самого начала Латинского монетного союза были сбои из-за избыточной эмиссии бумажных денег в Италии и Франции. После резкого снижения рыночной стоимости серебра страны-участницы несли потери золота при обязательном обмене подешевевших серебряных монет. Чеканку серебряных монет сначала ограничили, а затем и прекратили, что означало переход (в 1873 г.) к золотому монометаллизму. Правительства стран-участниц потребовали от Франции гарантий возмещения золотого содержания серебряных монет, но, получив отказ, практически вышли из союза, хотя формально он просуществовал до 1926 г.

20 марта 1903 г. был принят закон, согласно которому было введено золотое содержание франка. 5 августа 1914 г. был отменён размен банкнот на золото. В результате антиинфляционной политики в 1928 г. Франция восстановила размен банкнот на золото путём введения золотослиткового стандарта, который просуществовал до 1936 г.

В 1939 г. была законодательно оформлена зона франка, куда вошли французские колонии, во главе которых стала Франция. Зона начала складываться в конце XIX века, когда Банк Франции предоставил право эмиссии колониальным банкам. Стабильность валют, входивших в зону стран, зависела от французского франка, так как все страны-участницы должны держать свои резервы во французских франках и хранить их в Париже с жёстко фиксацией обменных курсов. Банк Франции осуществлял общую координацию монетарной политики в границах зоны франка, оказывая помощь входившим в неё странам. Франки КФА и КФП (Полинезии) после обретения независимости многие колонии вышли из зоны франка, но она остаётся сферой влияния Парижа, экономические интересы, но не политические.

В начале 1960 г. был введён новый франк, который обменивался на 100 старых. С 1 января 2002 г. был введён евро, а с 1 июля 2002 г. французский франк не является законным платёжным средством.

 

IV

 

Кредитная система Франции состоит из Банка Франции, коммерческих банков, инвестиционных банков, банков взаимного кредита, региональных банков развития, касс взаимного кредита, специализированных кредитных институтов.

Банк Франции был учреждён в 1800 г. Наполеоном Бонапартом. Право эмиссии, предоставленное в 1803 г. и подтверждённое в 1806 г., возобновлялось до 1945 г. четырежды. С 1848 г. после поглощения 9 провинциальных эмиссионных банков Банк Франции получил монопольное эмиссионное право на территории всей страны.

До 1936 г. Банк Франции управлялся Советом, состоявшим из 15 «регентов». В 1936 г. он был заменён на Генеральный совет, включавший уже 20 директоров. По закону от 2 декабря 1945 г. капитал Банка Франции был передан государству, вследствие чего он до сих пор сохраняет статус государственного учреждения. В 1993 г. Банк Франции имеет независимый статус и отвечает за стабильность национальной денежной единицы. С 1994 года проводит политику таргетирования инфляции.

Структура Банка Франции: Совет по монетарной политике и Генеральный совет. В компетенцию совета по монетарной политике входит разработка монетарной тактики и стратегии государства, определение основных денежных агрегатов и других показателей, обеспечивающих достижение конечных целей монетарной политики. Банком, кроме него, в Совет входит 8 членов, назначаемых Советом Министров.

Оперативной деятельностью Банка Франции руководит Генеральный совет. Он занимается кадровыми вопросами, определением прибыли банка и др. организационно в Генеральный совет входят Совет по монетарной политике, представители Совета Министров, Казначейства и других структур.

Присутствие Банка Франции в регионах было ограничено вплоть до середины XIX века, когда он располагал лишь 15 отделениями. К началу XX века насчитывалось 160 отделений, в 1928 г. – 258 и это количество оставалось неизменным на протяжении более 40 лет. В настоящее время – 211 территориальных учреждений, от 10 до 256 служащих. Организационно сеть территориальных учреждений построена по географическому признаку, не имеет аналогов в мире и является особенностью Банка Франции.

В настоящее время во Франции насчитывается более 400 коммерческих и инвестиционных банков с общим числом работающих более 250 тыс.

Инвестиционные банки предоставляют кредиты предприятиям для финансирования их вложений и осуществляют долгосрочные и среднесрочные операции. К этой категории банков относятся:

- частные банки, специализирующиеся на финансовых консультациях, управлении имуществом ,а также международном перемещении капиталов французских предприятий;

- промышленные банки, подразделяются на деловее банки, участвующие в деятельности предприятий, и банки долгосрочного и среднесрочного кредита, выдающие займы и собирающие вклады для вложения средств в предприятия.

Банки взаимного кредита (кооперативные банки) специализируются на кредитовании мелких и средних предприятий, которые испытывают трудности при получении кредитов. В их числе кредитные кооперативы – народные банки, созданные в 1917 г. при поддержке государства.

Другая группа банков специализируется на обслуживании внешнеэкономической деятельности.

Крупными банками созданы провинциальные кредитные учреждения – региональные банки развития. Они пользуются государственными гарантиями, участвуют в капиталах местных предприятий, предоставляют им кредиты сроком на 5-10 лет, но их количество неуклонно сокращается.

К специализированным кредитно-финансовым институтам относятся сберегательные кассы и 28 специализированных кредитных институтов. Существует 440 ординарных сберкасс, осуществляющих операции в своих географических секторах. Во Франции действует сеть национальных сберкасс под эгидой государственной почтовой организации.

Отдельным элементом кредитной системы Франции выступают кассы взаимного кредита. Они кредитуют своих членов (приобретение и ремонт квартиры, покупка оборудования) за счёт привлечения их сбережений. Члены несут солидарную ответственность за деятельность кассы. Местные кассы в обязательном порядке объединены в районные федерации, которые входят в Национальную конфедерацию взаимного кредита, выполняющую контрольные, а также посреднические функции между кассами и государством.

Во Франции существует 28 специализированных кредитных институтов, сгруппированных в 1984 г. в объединение специализированных финансовых учреждений.

Особое место в кредитной системе Франции занимают такие финансовые учреждения, как компании, занимающиеся операциями с ценными бумагами, учреждения ипотечного кредита, финансовые общества, мукомольные и лизинговые общества.

Важнейшую роль в регулировании деятельности кредитных учреждений Франции играют Министерство экономики и финансов и Банк Франции. Кроме них созданы 4 органа контроля за банками.

Национальный кредитный совет (с 1945 г.) регистрирует распоряжения властей, выполняет консультативные функции, проводит большую исследовательскую работу, готовит рекомендации по монетарной политике.

Комитет банковской регламентации (с 1984 г.) устанавливает правила функционирования кредитных учреждений, предписывает финансовые условия их деятельности, определяет порядок открытия учреждений и условия участия в капиталах других учреждений.

Комитет кредитных учреждений принимает решения, касающиеся последних, проверяет, соответствует ли деятельность кредитного учреждения уставным требованиям с точки зрения правового статуса, технических и финансовых средств, репутации акционеров и др.

Банковская комиссия осуществляет надзор за соблюдением законодательства, на основе бухгалтерских счетов и отчётности проверяет законность операций всех кредитных учреждений страны, в том числе их зарубежных филиалов. По распоряжению Банка Франции комиссия проводит ревизии на местах. Она обладает широкими полномочиями по проверке любой банковской документации, использует информацию Центрального бюро рисков при Банке Франции для определения рейтинга клиентов. По результатам юридического надзора могут применяться санкции: от штрафов и выговоров до смещения руководства и аннулировании лицензии банка.

Дополнительные:

Совет по финансовым рынкам и Комиссия по биржевым операциям – отвечают за совершенствование правил и обобщают лучший опыт работы инвестиционных фирм, контролируют соответствие их деятельности установленным правилам.

Французская Ассоциация кредитных учреждений и инвестиционных предприятий представляет коллективные интересы входящих в неё кредитных институтов, особенно в спорных ситуациях.

 

 



2020-03-17 364 Обсуждений (0)
Тема 9. Финансово-кредитная система Франции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9. Финансово-кредитная система Франции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)