Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Динамика показателя ВРП Гомельской области



2020-03-17 271 Обсуждений (0)
Динамика показателя ВРП Гомельской области 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ возможности применения методов многомерного анализа

Для классификации и оценки конкурентоспособности регионов

 

 

Исполнитель:

Студентка группы К-52 Кондратенко Т.Е.

 

 

Гомель 2007


Содержание

 

Введение

1. Динамика показателя ВРП Гомельской области

2. Методы многомерного шкалирования и кластерного анализа

Заключение

Литература

 


Введение

 

На современном этапе социально-экономического развития общества всевозрастающая международная конкуренция имеет своим следствием то, что экономика любого государства сталкивается с необходимостью постоянного роста продуктивности в условиях ограниченности первичных ресурсов, перманентного повышения конкурентоспособности продукции национальных субъектов хозяйствования. Достижение обозначенных предпосылок устойчивого хозяйственного развития возможно лишь за счет выработки эффективной промышленной политики обеспечения конкурентных позиций секторов и различных структурных уровней народного хозяйства страны.

Как известно, конкурентоспособность страны формируется на трех уровнях:

конкурентоспособность товаров и услуги, производимых в стране (микроконкурентоспособность);

конкурентоспособность предприятий и фирм национальной экономики, производящих товары и услуги и поддерживающих результатами своей коммерческой деятельности госбюджет (мезоконкурентоспособность). К этому уровню конкурентоспособности относятся и регионы с их сложившимися производственными комплексами;

конкурентоспособность (эффективность) функционирования всей совокупности государственных и общественных институтов и организаций, обеспечивающих согласованность работы всего хозяйственного организма и его эффективное взаимодействие с другими странами, что создает условия для положительной экономической динамики и социальной стабильности и позволяет прежде всего предприятиям и региональным хозяйственным комплексам работать с максимальной эффективностью (макроконкурентоспособность).

Безусловно, из всех трех уровней обеспечения конкурентоспособности, главным является макроуровень, так как именной здесь формируются фундаментальные предпосылки эффективности экономической системы страны, такие как историко-культурные традиции, воспитание, образование, фундаментальный научный и культурный потенциал, структура национальной экономики и др. Однако реализация этих предпосылок зависит от того, как они используются на мезоуровне и к каким результатам это приводит на микроуровне. В данной статье авторы сосредоточили внимание на анализе именно мезоуровня - региона - той сферы, где собственно происходит процесс формирования конкурентных преимуществ товаров, их совокупной конкурентоспособности. Последствия вытекают из общего потенциала предприятия, фирмы или производственного регионального комплекса, системы организации производства, качества и эффективности используемого оборудования, квалификации кадров, применения современных технологических схем. Конкурентоспособность на этом уровне связана с внедрением новых технологий и наиболее передовых форм и методов организации производственных процессов.


Динамика показателя ВРП Гомельской области

 

Главной целью конкурентной борьбы здесь является не только деньги потребителя, но и более широкие потребности - устойчивое получение инвестиционных средств для удержания занятых рыночных ниш, а также освоения новых рынков. Вместе с тем при анализе конкурентоспособности регионов важно учесть, что стратегическая составляющая создает объективные препятствия для проведения сравнительных оценок конкурентных позиций региональных хозяйственных комплексов, так как стратегические компоненты конкурентоспособности, как правило, не квантифицируются, то есть не поддаются количественному измерению и потому крайне трудно сравнимы. Более того, стратегическая компонента заставляет аналитиков, помимо проведения традиционных сравнений, искать пути разгадки "хитросплетений" конкурентной борьбы субъектов рыночных отношений и с учетом этого оценивать конкурентоспособность своих противников, что является задачей далеко непростой.

Для группировки таких сложных и комплексных объектов как регионы необходимы специфические методы анализа. Определение состояния региона предполагает определение уровня и значений разнообразных факторов:

развития экономики по отраслям;

комплексной экологии региона;

размеров "человеческого потенциала";

развития инфраструктуры региона;

сырьевой и ресурсной базы региона, включая географическое положение.

Исследовать и классифицировать регионы в рамках даже отдельных групп названных факторов является очень трудоемкой и сложной задачей. Для анализа регионов в Республике Беларусь используются главным образом статистические показатели министерства и областных управлений статистики. Доступные данные по областям отражают состояние региона по отношению к другим регионам по признакам:

административно-территориальное деление;

демографическая ситуация;

рынок труда и занятости населения;

доходы населения;

жилищные условия населения;

состояние окружающей среды;

показатели работы промышленности, сельского хозяйства;

показатели развития транспорта в регионе;

объемы инвестиций в основной капитал;

масштабы внешней торговли и др.;

Совокупное взаимодействие данных факторов определяет состояние региона. В данном случае под "состоянием региона" мы понимаем, фактически параметры развития основных сфер - экономики и общества. Эти три сферы определяют регион как эколого-экономико-социальную систему [1, с.171]. Важным вопросом является определение параметров данных сфер, диагностика, мониторинг состояния и планирование перспектив их развития. В конечном итоге результатом такой диагностики может служить определение положения региона среди подобных. Например, такое положение может определять уровень конкурентоспособности экономики региона, выделить так называемые "депрессивные регионы", проанализировать диспропорции в региональном развитии.

Трудность оценки заключается в необходимости выявления отдельных "состояний" для каждой из указанных трех сфер с последующим учетом их взаимосвязей. Классификация состояний сфер и последующая классификация регионов является одним из насущных вопросов региональной экономики, регионального управления, регионалистики, территориального маркетинга.

Существуют различные методические подходы к оценке регионов и определению межрегиональных различий. Как правило они сводятся к выявлению наиболее типичных или возможных состояний регионов. В международной практике межрегиональные сопоставления получили большое распространение. Среди наиболее известных подходов можно выделить:

1) сравнение положения регионов на основе отдельно взятых показателей, рассчитанных в сопоставимом виде. Например, сопоставление регионов на базе показателя валового внутреннего продукта с корректировкой на паритет покупательской способности валюты (ВВП, исчисленный по ППС) [2, 3] ;

2) оценка регионов при помощи вычисления агрегатных показателей или индикаторов, индексов с использованием отдельных сопоставимых универсальных показателей, характеризующих регионы. Широко известным является показатель Индекса развития человеческого потенциала (Human development index, ИРЧП), вычисляемый ООН на уровне отдельных стран. На данный момент показатель ИРЧП содержит в себе оценки развития регионов, исчисленные на базе статистических показателей, в том числе и на базе ВВП по ППС [2,3].

Ранее отмеченные особенности статистического учета региональных показателей в нашей стране не позволяют свободно провести расчеты и анализ по распространенным в странах Европы методикам. Подобные показатели рассчитываются в республике только на макроуровне. На уровне областей и тем более отдельных районов Республики Беларусь они отсутствуют. Нами был произведен опытный расчет валового регионального продукта (ВРП) Гомельской области по экспериментальной методике, предоставленной Министерством статистики и анализа Республики Беларусь (табл.1).


Таблица 1

Динамика показателя ВРП Гомельской области в сравнении с республиканскими тенденциями (в сопоставимых ценах 1990 года, в долларах США) за 1994-2004 гг.

Годы ВРП области, тыс. долл. США Темп роста ВРП области к ВРП 1995 г.,% ВВП РБ, млн. долл. США Темпы роста ВВП РБ к 1995 г.,% Доля ВРП Гомельской области в ВВП РБ,% Соотношение ВВП РБ и численности экономически активного населения (производительность труда), долл. США Соотношение ВРП области и численности экономически активного населения (производительность труда), долл. США
1994 410932   4201,9   9.780 877,3 582.0
1995 1194628 100.0 9487,0 100,0 12.592 2097,0 1800.0
1996 1237250 103.6 12527,8 132,1 9.876 2761,2 1830.5
1997 1259823 105.5 11724,5 123,6 10.745 2589,4 1852.1
1998 901291.9 75.4 12806,2 135,0 7.038 2828,3 1340.6
1999 1349904 113.0 9705,8 102,3 13.908 2136,9 2007.3
2000 842213.1 70.5 10568,5 111,4 7.969 2329,4 1242.8
2001 1207966 101.1 9778,8 103,1 12.353 2163,7 1788.0
2002 1450717 121.4 11358,1 119,7 12.773 2523,9 2166.5
2003 1762467 147.5 13608,4 143,4 12.951 3037,6 2659.5
2004 2373166 198.7 17507,0 184,5 13.556 3953,5 3635.9

 

В качестве положительной тенденции отметим увеличение ВРП области в абсолютном выражении и темпов роста ВРП Гомельской области относительно 1995 года в сравнении с общереспубликанскими тенденциями за 2002-2004 гг. Характерен рост доли ВРП области в общей сумме показателя ВВП Республики Беларусь за 2001-2004 гг. Можно говорить об относительном увеличении конкурентоспособности Гомельской области в части развития этих показателей. Производительность труда, рассчитанная как отношение суммы ВРП к численности экономически активного населения, для Гомельской области является более низкой, чем в целом по республике за весь рассматриваемый период. Данный факт можно рассматривать как негативный для уровня конкурентоспособности Гомельской области.

 



2020-03-17 271 Обсуждений (0)
Динамика показателя ВРП Гомельской области 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Динамика показателя ВРП Гомельской области

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)