Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опора на психолого-педагогические теории



2020-03-17 196 Обсуждений (0)
Опора на психолого-педагогические теории 0.00 из 5.00 0 оценок




Актуальность.

Поведенческая психотерапия принадлежит к числу относительно молодых методов психотерапии. В качестве самостоятельного метода поведенческая психотерапия сложилась в 50-х годах XX-го века, но практически с момента своего образования начала бурно расти и развиваться в нескольких направлениях.
Поведенческая психотерапия основывается на психологии поведения и теориях научения. В связи с этим она подразумевает большое количество различных подходов и методов. Некоторые из них (такие как условно-рефлекторная психотерапия или систематическая десенсибилизация) возникли довольно давно, другие появились сравнительно недавно (например, когнитивно-поведенческая психотерапия).
Так или иначе, поведенческая психотерапия с самого начала рассматривала болезненное поведение как одну из множества других форм поведения, подчиняющуюся тем же самым законам, что и поведение здоровое. Поскольку изначально предполагалось, что поведение является результатом научения, то возникло предположение о возможности психотерапевтического обучения, основывающегося на достижениях психологии. Болезненное поведение, т.е. доставляющее страдания самому человеку или его непосредственному окружению, становилось объектом психотерапевтического вмешательства. Устранив или модифицировав болезненное поведение, психолог избавлял пациента от страданий и достигал заранее согласованных с пациентом целей психотерапии.
Поведенческая психотерапия - это один из видов психотерапевтической практики, в центре внимания которой оказываются особенности поведения клиента, доставляющие страдания ему самому или людям из его окружения. Степень и характер этих страданий таковы, что человек сам не в состоянии с ними справиться и обращается за помощью к квалифицированному специалисту - психологу или психотерапевту.
В рамках поведенческой психотерапии помощь, которую оказывает пси-хотерапевт клиенту, состоит в том, что он вместе с клиентом анализирует причины и характер поведенческих недостатков, приводящих к страданиям, планирует и осуществляет психотерапевтические мероприятия, направленные на устранение болезненных особенностей поведения или на формирование новых навыков поведения, отсутствие которых является причиной болезненных состояний.
Особое внимание психотерапевта в рамках психотерапии поведения направлено на контроль достигнутых изменений и обеспечение их длительного и необратимого характера.
Таким образом, в ходе психотерапевтического общения и в результате использования специальных технологий, психотерапевт влияет на установки, ход мыслей и регуляцию поведения клиента с целью улучшения его самочувствия. В итоге успешных психотерапевтических действий клиент начинает получать большее удовольствие от жизни, начинает сам контролировать и изменять болезненные для него или окружающих стереотипы поведения, строить (и осуществлять) планы по изменению этих стереотипов в будущем.

Опора на психолого-педагогические теории

В своей книге «Что такое бихевиоризм» Скинер писал:

«Несомненно, что некоторые трудности возникают из того факта, что предметом исследования бихевиоризма выступает человеческое поведение, которое тонко реагирует на внешние влияния. Если мы сами наблюдаем за собой, то способ, каким мы это делаем, часто приводит к определенным результатам, зачастую непростым по последствиям. Далее, бихевиористское наблюдение влечет за собой определенные яркие изменения. Некоторые понятия. Которые структурируют традиционные формы наблюдения, глубоко укоренились в нашем языке. Они на протяжении столетий господствовали как в повседневной речи, так и в языке науки. Все же было бы несправедливым обвинять критиков бихевиоризма в том, что они неспособны освободиться от исторических предрассудков. Так как должны быть иные причины тому, что бихевиоризм как теория науки о поведении все еще связан с сильными недоразумениями».

Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии — объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных как факторов, служащих последующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, необихевиоризм полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя.

Советский психолог Ярошевский писал, что «используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма, (Э. Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл), необихевиористы стремились преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики».

В наши дни бихевиоизм пополнился взглядами сотней разных учёных, и с началом появления бихевиоральной поведенческой психотерапии в их концепцию вошли исследования Юнга (в частности способы влияния на массовое бессознательное, что по сути прекрасно дополняет понятие о бихевиоральном социал-дарвинизме в социуме).

Скинер так же продолжал в своей книге: «Помимо этого я убеждён в значении бихевиоризма. Насущные проблемы, с которыми сегодня сталкивается мир, противостоит мир сегодня, могут быть решены только в том случае, если мы будем постоянно увеличивать своё понимание человеческого поведения. Я не без оснований полагаю, что можно отказаться от традиционных теорий, которые сохранились через века. Именно они в значительной степени ответственны за наше сегодняшнее положение. Бихевиоризм в состоянии предложить многообещающую альтернативу. Я написал эту книгу с тем, чтобы раскрыть его позицию». Ещё Уотсон завещал своим ученикам продолжать его направление в строгом соблюдении результатов только новейших исследований в области науки. В наши дни это направление растворилась в таких науках, как палеопсихология (учение о прогрессивных и регрессивных поведенческих основах, генетически заложенных в нашей психике и бессознательно проявляющихся в нашей невербалике с целью исследования особенностей человеческого мышления) и виктимология (исследование поведенческих особенностей позиции жертвы в дикой природе и социуме).  

 

Новизна

Новизна состоит в том, что в условиях современной жизни, когда психология приобретает эмпирическую форму исследования, всё дальше уходя от своих классических истоков, тем самым формируясь как дополнительная научная часть разных сфер человеческой деятельности, которая занимается изучением обстоятельств психического фактора, возрастает потребность в профилактических мерах человеческой природы  и ясности осознания того, что каждый человек – это непосредственно такое же, живое существо, как и другие живые организмы на планете и нам в для сохранения в первую очередь собственного здоровья так же необходимо уметь пользоваться заложенными в нас инстинктами, в частности инстинктом самосохранения. Как это делается? Процесс сбережения полезных нам инстинктов и свойств психики тонко воспринимать опасность засчёт той же интуиции, при чём не обязательно до экстрасенсорных вершин, происходит в те моменты, когда мы чётко разъясняем для себя то, какую роль в нашей жизни будут занимать те же самые на первый взгляд безобидные сидения вечерами за компьютером (которые в свою очередь влекут за собой иногда и серьёзные заболевания от простых болей в спине до сколиоза или от пощипывания в глазах до катаракты через много лет) и, например, прогулки или бег в парке (последнее в свою очередь значительно ярко возбуждает в организме человека многие «дремлющие зачатки дикой природы», свойственные животным ). Развитие инстинкта самосохранения способствует так же соблюдению норм правильного питания и ведению здорового образа жизни. Например, ни одно живое существо ничего не воспринимает в качестве субстанции для питья кроме воды, а среди предложенной пищи натурального приготовления и купленного в заведениях быстрого питания, оно без колебаний предпочтёт первое. Запахи же алкоголя и табака вызывают паническое отвращение у всех представителей фауны. Почему мы не такие? Потому что мы изменились под действием негативных факторов социума, которые сами же себе и понасоздавали, мы почти убили в себе инстинкты и теперь будучи высшим звеном эволюции, вынуждены становиться самым уязвимым среди других видов живых существ. Не пора ли научиться разумно разделять то, что нам необходимо для условий жизни в не всегда безопасном для нашего самочувствия социуме и, что более чем важно, для того, чтобы оставаться в психологической и вообще биологической безопасности?

 



2020-03-17 196 Обсуждений (0)
Опора на психолого-педагогические теории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опора на психолого-педагогические теории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)