Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Молодая семья как специфическая категория семьи



2020-03-17 298 Обсуждений (0)
Молодая семья как специфическая категория семьи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека и находится под воздействием не только социально-политических условий, но и внутренних процессов своего развития.

Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Каждая из наук имеет свои задачи в изучении семьи и дает ей свое определение. Рассматривая семью как одну из разновидностей социальной группы, имеет смысл остановиться на тех трактовках данного определения, которые рассматриваются обществоведческими и «человековедческими» науками, занимающимися изучением групп. В частности, философия и социология понимают семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. В качестве сущностных характеристик семьи выделены ее место в обществе и значение определенных социальных функций.

Близкой к данному определению является психологическая дефиниция. «Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета».

Социальные психологи рассматривают семью как ячейку социальной структуры общества, выступающую регулятором отношений между людьми. С социально-психологической точки зрения «семья представляет собой соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупность межличностных отношений: супругов между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности».

Семья - это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления. В то же время от других малых групп семью отличают некоторые признаки: брачные или родственные связи между ее членами; общность быта; особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения.

Важнейшими интегральными характеристиками семейной группы являются ее функции, структура и динамика.

Множество существующих в литературе определений понятия «семья» можно условно разделить на три группы.

В первой группе определений акцент делается на то, что семья является малой социальной группой. «Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [Р. Солсо, 2001].

Согласно энциклопедическому словарю семья понимается как «объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Через семью сменяются поколения людей, осуществляется продолжение рода.

В социологическом энциклопедическом словаре под редакцией Г. В. Осипова семья представлена как «малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью» [Г.В. Осипов, 1998].

Современные исследователи изучают семью как малую группу, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека [В.Н. Дружинин, 2002].

И наконец, приведем определение, которое является квинтэссенцией данной группы определений. По мнению В.И. Зацепина, семья - это, прежде всего, отношения между составляющими ее лицами.

Во второй группе определений акцент делается на понимании семьи как социального института, и внимание сосредоточивается на взаимообусловленности семьи и общества.

Третья группа определений характеризует семью как целостное образование. Аристотель видел в семье основу государства, моногамную ячейку общества, общность, возникшую для удовлетворения повседневных потребностей человека. По мнению философа, всякая семья составляет часть государства, а все люди являются частями семьи и так как добродетели отдельных частей должны соответствовать добродетелям целого. Автор продолжает, что необходимо и воспитание детей и женщин поставить в соответствующее отношение к государственному строю; и если это не безразлично для государства, стремящегося к достойному устроению, то надо иметь также достойных детей и достойных женщин. И с этим необходимо считаться, потому что женщины составляют половину всего свободного населения, а из детей потом вырастают участники политической жизни, для которых любовь к родине начинается с семьи.

Подобное многообразие определений свидетельствует о сложности явления. Семья «не умещается» в рамки какой-то одной области знаний, различные ее стороны описываются по меньшей мере десятью самостоятельными науками. Каждый исследователь семьи в соответствии со своими целями берет для рассмотрения один из аспектов семейных отношений (философский, исторический, экономический, демографический, социологический, медицинский, психологический, педагогический) и формулирует свое рабочее определение семьи, которое зачастую настолько узко, что применимость его ограничивается только рамками того или иного исследования.

Обобщая перечисленные выше определения, можно сказать, что семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Она является одновременно социальной группой и общественным институтом.

Молодая семья - это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка

Молодая семья является особым социальным субъектом, имеющим свои характерные отличия от семьи «более старшего возраста». Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей, а также социализации семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как социального института.

По мнению педагога И.В. Гребенникова, начальный период брака характеризуется семейной интеграцией и адаптацией. Интеграция - это добровольное объединение, согласование позиций, представлений и мнений супругов по различным аспектам семейной жизни. Успешность семейной интеграции немыслима без разумной адаптации, т.е. приспособления супругов друг к другу и к той обстановке, в которой находится семья [И.В. Гребенников, 1991].

Развивая идеи И.В. Гребенникова, можно сказать, что молодая семья одновременно является субъектом двух взаимообусловленных процессов: интеграции супругов в семье (внутренняя интеграция) и интеграции семьи в обществе (внешняя интеграция). При этом внутренняя интеграция предполагает адаптацию членов молодой семьи друг к другу на физиологическом, психологическом и ценностном уровнях; формирование непротиворечивой семейной ролевой структуры. Внешняя интеграция касается тех аспектов в становлении молодой семьи, которые позволяют семье полноценно выполнять свои функции по отношению к обществу. Здесь рассматриваются такие качества, как активность, субъектность, внутрисемейная солидарность, социальная нормативность членов семьи. Именно закономерности формирования внутренней и внешней интеграции молодой семьи делают этот период чрезвычайно важным.

Молодые семьи в своем семейном цикле должны осознать и благополучно решить задачи:

• достижения совместимости на разных уровнях;

• преодоления стрессовых ситуаций, связанных с ожиданием и рождением ребенка;

• овладения основными навыками семейного воспитания, бесконфликтного общения;

• приобретения информированности по различным аспектам функционирования семьи;

• достижения экономического благосостояния и стабильности;

• формирования активности и субъектности как во внутрисемейных отношениях, так и в отношениях молодой семьи с другими семьями и обществом в целом.

Молодая семья является наиболее ответственным этапом функционирования и развития института семьи. На данном этапе жизненного цикла происходят события столь важной социальной значимости, что каждое из них может повлиять на дальнейшие перспективы, как самой семьи, так и каждого ее члена. В течение начального периода существования семьи, как правило, завершается взаимная адаптация личностных качеств супругов, утверждается разделение семейных обязанностей, в большинстве случаев происходит рождение детей и, таким образом, заканчивается один из важнейших этапов формирования семьи как социальной группы.

По целой совокупности причин молодая семья в состоянии определять перспективы существования самого института семьи. Выполняя важнейшие социальные функции, молодая семья в то же время несет в себе неизбежные элементы социального риска и поэтому она более, чем взрослая семья, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для ее нормального функционирования. Этим и определяется необходимость комплексной поддержки молодой семьи, с тем чтобы предотвратить неблагоприятные тенденции в ее динамике и укрепить все ее жизненно важные устои.

Современная молодая семья переживает тяжелейший кризис. В отличие от прежней ориентации семьи на экономические функции, сегодня психологический климат семьи зависит от тех отношений, которые формируются между супругами. Рост индивидуализации человека, автономии личности, изменившиеся стандарты и нормы семейных отношений ведут к дестабилизации института молодой семьи. Это объясняется рассогласованием трех основных компонентов межличностных отношений: интимности, кооперации и когнитивного согласия, от которых зависит психологический климат и солидарность в молодой семье. Все эти три компонента в равной степени важны для гармонизации психотерапевтической функции молодой семьи, хотя на разных жизненных этапах семейного союза, они имеют разную значимость.

Особой темой исследований молодой семьи является вопрос о показателях качества функционирования семьи. При этом следует иметь в виду, что критерии благополучия семьи носят комплексный характер, так как отражают, с одной стороны, степень удовлетворения потребностей членов семьи, а с другой - степень удовлетворения семьей потребностей общества. Благополучная молодая семья должна состоять из супружеской пары и детей. Количество детей в семье должно обеспечивать расширенное (простое) воспроизводство населения, среднедушевой доход на каждого члена семьи не должен быть ниже, чем среднедушевой доход в целом по данному региону. В качестве показателей уровня благополучия молодой семьи как социального института может выступать полноценное выполнение в семье социальных функций.

Благополучная молодая семья должна обеспечивать:

• воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства;

• в надлежащей степени воспитание и социализацию подрастающего поколения;

• формирование российского самосознания, гражданственности и преемственность национальных социокультурных ценностей у своих детей;

• эмоциональные и психологически устойчивые отношения, разрешать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб;

• развитие личности и реализацию личных интересов каждого члена семьи;

• условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.

При определении уровня благополучия молодой семьи все показатели должны быть достигнуты комплексно, поскольку низкий уровень выполнения любого из них создает возможность нестабильности функционирования семьи.

Показатели благополучия молодой семьи могут выступать в качестве критериев эффективности деятельности региональных социальных структур и служб по работе с молодыми семьями. Вопрос о критериях благополучной семьи чрезвычайно важен для любых попыток «влияния на семью», особенно для осуществления процесса социально-педагогического сопровождения молодой семьи, как достаточно протяженного по времени и затрагивающего глубинные слои ее жизнедеятельности.

Проблема эффективности функционирования семьи имеет несколько аспектов рассмотрения. Соответственно благополучие семьи характеризуется разными критериями, которые в различной мере поддаются качественному и количественному измерению.

. Экономические аспекты благополучия предполагают экономическую самостоятельность семьи, жилищную обеспеченность и уровень дохода на каждого члена семьи не ниже среднедушевого уровня дохода по региону.

. Демографические аспекты благополучия семьи характеризуют идеальную семью как семью, состоящую из обоих супругов и имеющую детей. По количеству детей предпочтительно, чтобы осуществлялось расширенное воспроизводство населения.

. Социально-психологические аспекты качества функционирования семьи наиболее многочисленны и наименее поддаются точному измерению. Они раскрываются такими понятиями, как стабильная, активная, равноправная, ответственная, сплоченная, психологически комфортная семья.

. Социально-педагогические аспекты предполагают педагогическую грамотность супругов, информированность их по всем важным для жизнедеятельности семьи вопросам.

Рассмотрим подробнее, как представлены в современной научной литературе социально-психологические и педагогические аспекты проблемы благополучия семьи. Психолог А.Н. Обозова считает, что стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. Стабильности семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни. Специалисты по семейной психотерапии исходят из того, что «нормально функционирующая семья - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена». Согласно точке зрения современных исследователей, хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций.

Благополучную семью определяют по следующим критериям:

) чувство принадлежности всех членов семьи к семейной группе и рассмотрение любых других лиц как посторонних;

) полная интеграция индивидуальных действий для достижения семейных целей;

) предположение о том, что земля, деньги, предметы обихода и вещи составляют семейную ценность;

) обязательство поддерживать членов семьи и оказывать им помощь в случае необходимости;

) уверенность каждого члена семьи в поддержке со стороны остальных членов семьи в случае нападения посторонних;

) забота о благополучии семьи;

) помощь взрослым детям в момент начала и продолжения их экономической активности в соответствии с ожиданиями семьи.

И.В. Гребенников, рассматривая проблемы благополучия семьи, придает большое значение разноплановой совместимости супругов: социальной, психологической, сексуальной и семейно-бытовой.

С.В. Ковалев также выделяет совместимость супругов как одно из основных условий стабильности брака, понимая под этим понятием «способность членов группы согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности» [С.В. Ковалев, 1991]. Автор предлагает три основных вида совместимости: психофизиологическую, функционально-ролевую и ценностно-ориентационную.

Интегральным показателем качества отношений в молодой семье может выступать степень удовлетворенности самих супругов семейной жизнью. Анализ данных социологического опроса показал, что в молодой семье полного удовлетворения семейной жизнью нет ни у мужа, ни у жены. Более того, лишь в 3-4 случаях незначительным большинством респондентов выражено удовлетворение отдельными сторонами своей жизни, а в 11-12 случаях такой положительный баланс чувств выражен числом респондентов от 50 до 20%. Наименьшее удовлетворение у супругов вызывает их материальное обеспечение, жилищные условия, количество детей в семье и то, как они проводят свободное время. Все эти данные соответствуют по своему характеру и структуре общему неблагоприятному положению молодой семьи в современных условиях.

Критерии успешности функционирования молодой семьи:

• стабильность;

• качество адаптации членов молодой семьи друг к другу на физиологическом, психологическом и ценностном уровнях;

• непротиворечивая семейная ролевая структура;

• субъективное ощущение удовлетворенности у всех членов семейной группы;

• успешное выполнение семьей социальных функций по отношению к обществу.

Положение молодой семьи в России в настоящее время можно охарактеризовать следующими особенностями:

. Объективно недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности. Сегодня среднедушевые доходы в молодых семьях в 1,5 раза меньше, чем в среднем по стране. При этом 69 % молодых семей живут за чертой бедности.

. Объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью обустройства семейной жизни: приобретение жилья, организация быта.

. Время, когда супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место.

. Необходимая психологическая адаптация к семейной жизни. 18 % молодых семей нуждаются в психологическом консультировании.

Ко всему этому нужно прибавить малолетних детей, у которых особые потребности в еде и одежде, как правило, они нуждаются в эксклюзивном подходе к обучению, воспитанию, укреплению здоровья. Нерешенность проблем молодых семей, слабая государственная поддержка зачастую приводят к семейным конфликтам, способствующим распаду семьи. 70 % всех разводов происходят впервые 5 лет совместной жизни. Сказанное выше подчеркивает важность осуществления социально-педагогической поддержки молодых семей.

 

Содержание социально-педагогической и психологической поддержки молодой семьи

 

Необходимость разработки содержания, адекватного целям социально-педагогического сопровождения молодых семей, требует решения вопроса о научной классификации, типологии семей, так как это позволяет выявить сходные закономерности в функционировании семей и, соответственно, прогнозировать сходные дисфункции, что, в свою очередь, позволяет объединять семьи в группы для работы по программам.

Существует несколько ставших традиционными классификаций семей по таким признакам, как состав семьи, количество детей в семье, тип главенства в семье, тип потребительского поведения, условия семейной жизни и другие, кратко охарактеризованные в первой главе. Такие классификации удобны для демографического учета семей, организации государственной социальной поддержки семей и первичного ознакомления с семьей в процессе оказания ей социально-психологической и педагогической помощи. Однако для более углубленной работы, в частности для осуществления адресного социально-педагогического сопровождения семей, такие классификации малопрогностичны.

Проблема стадиальности семейной жизни изучена недостаточно, в исследованиях по данной теме существуют противоречия, которые связаны с тем, что разные авторы используют различные основания для классификации стадий развития семьи.

Для осуществления комплексной поддержки молодой семьи необходимо выявить закономерности функционирования семей и развития семейных отношений. Достаточно эффективный подход - это выделение совокупности специфичных задач и характерных проблем для каждого этапа развития семьи. Для примера возьмем две произвольные молодые семьи. Беременность супруги в одной из таких семей может случиться на первом году существования семьи, а в другой семье - на пятом. Однако эти две семьи имеют больше общего, чем две семьи с одинаковым стажем брака, но в одной из которых супруга беременна, а в другой - рождение ребенка еще в отдаленной перспективе.

Комплекс задач, стоящих перед супругами на каждой стадии, сосредоточивает на себе все внимание членов семьи и объединяет их усилия для решения этих задач, что делает классификацию стадий жизненного цикла семьи наиболее логичной и приемлемой для целей осуществления социально-педагогического сопровождения молодых семей (схема 1).


 

Схема 1 - Стадии развития семьи

 

Большинство молодых семей в своем семейном цикле должны осознать и благополучно решить следующие задачи:

• преодоление стрессовых ситуаций, связанных с ожиданием и рождением ребенка;

• овладение основными навыками семейного воспитания; приобретение информированности по различным аспектам функционирования семьи;

• достижение экономического благосостояния и стабильности;

• формирование активности и субъектности как во внутрисемейных отношениях, так и в отношениях молодой семьи с другими семьями и обществом в целом.

Соответственно должны быть выстроены направления и содержание социально-педагогической поддержки молодой семьи:

• информирование по всем важным для молодой семьи вопросам;

• помощь молодым людям в оценке брачного партнера и принятии решения о вступлении в брак;

• создание мотивации на сознательное родительство (помощь в планировании семьи, преодоление проблем, связанных с ожиданием ребенка);

• консультирование по вопросам семейного воспитания;

• помощь конфликтным семьям.

Для каждой стадии развития семьи характерны особые структура отношений, уклад и образ жизни. Каждый период характеризуется своими задачами, своими типичными проблемами. Трудности чаще всего возникают при переходе от одной стадии к другой, когда супруги в силу разного рода причин не сразу могут перестроиться или изменить свое поведение. Поэтому необходимо помочь членам семьи психологически корректнее адаптироваться к условиям нового этапа развития семьи.

Кратко охарактеризуем каждую стадию развития молодой семьи с указанием ее временных рамок, основных задач, типовых проблем и возможных путей коррекции этих проблем средствами социально-педагогического сопровождения.

. Добрачные отношения. Данная стадия, формально не являясь стадией развития семейных отношений, чрезвычайно важна для становления семьи, так как на этой стадии закладывается ее фундамент. Учет добрачных отношений редко используется при анализе супружеских проблем. Однако практика семейного консультирования и групповой работы с молодыми семьями показывает, что в добрачном периоде нередко зарождаются трудности, которые в дальнейшем прямо или косвенно проявятся в браке. Условными границами этой стадии являются знакомство будущих супругов и начало совместной жизни.

Основные задачи этого периода:

. Формирование брачного имиджа будущих супругов. Под этим понимается комплекс сознательно предпринимаемых будущими супругами мер по усилению собственной привлекательности в глазах потенциального партнера. Обычно это определенная коррекция внешности и манер поведения.

. Знакомство с будущей ролью супруга. Имеется в виду ознакомление партнеров с будущими правами, обязанностями, нормами, допустимыми в браке по различным аспектам семейной жизни.

. Сбор информации о партнере. Успешное решение этой задачи зачастую является залогом успешности брака в целом. Но обычно она решается только наполовину: тщательно исследуются внешность и финансовые возможности партнера, наиболее очевидные черты характера, досуговые предпочтения. При этом из поля зрения выпадают психологические и личностные особенности будущего партнера, ценностные ориентации, ролевые установки в браке, традиции его родительской семьи и т. д.

. Принятие решения о регистрации брака. Решение этой задачи требует определенной ответственности, так как переводит семью на следующую стадию семейного цикла.

Для периода добрачных отношений характерны проблемы, часть из которых порождается независимыми обстоятельствами. Так, на судьбе брака отражаются такие характеристики: место и ситуация знакомства, первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное), продолжительность периода ухаживания, инициатор брачного предложения (мужчина, женщина, другие заинтересованные лица), время обдумывания брачного предложения, ситуация оформления брака. Данные обстоятельства невозможно контролировать средствами социально-педагогического сопровождения, но возможны специальные компенсирующие меры в ходе работы специалистов с семьей.

Другая часть проблем, характерных для данного периода, вполне поддается коррекции в ходе социально-педагогического сопровождения. Это такие проблемы, как:

• недостаток информированности о потенциальном супруге, о закономерностях семейной жизни, развития взаимоотношений; о хозяйственно-бытовых вопросах и т. д.;

• несовместимость будущих супругов (ценностная, поло-ролевая, психологическая);

• отсутствие навыков бесконфликтного общения, умения показать свои лучшие качества, недостаток толерантности, эмпатии и др.

. Ожидание и рождение ребенка. Эта стадия жизненного цикла молодой семьи начинается с регистрации брака и завершается фактом рождения ребенка.

Определим основные задачи этой стадии.

. Планирование семьи. Эта задача подразумевает принятие молодыми супругами решения о рождении ребенка. Наиболее естественно решение иметь ребенка, если оно принимается до брака и закрепляется фактом регистрации отношений. В случае незапланированной беременности необходимость принятия решения о рождении ребенка часто сопряжена с немалым стрессом для супругов. Иногда требуется не столько принять это решение, сколько смириться с ним, что в психологическом плане тяжело и требует помощи специалистов. В любом случае супруги должны быть ознакомлены с теми переменами, какие повлечет за собой факт рождения ребенка, должны быть подготовлены к изменениям ролевой структуры и всего жизненного уклада.

. Адаптация супругов к периоду беременности. Период ожидания ребенка достаточно продолжителен и насыщен изменениями в характере отношений между супругами. Перемены в самоощущении и поведении женщины дестабилизируют сложившееся равновесие в молодой семье часто настолько, что мужчина может пребывать в состоянии психологической дезориентации. Это в свою очередь оказывает обратное негативное воздействие на супругу, которая ожидает определенного понимания и поддержки.

В этот период супругам необходимо проявить терпение, максимально бережно относиться друг к другу, адаптироваться на всех уровнях:

• бытовом (супруга нуждается в правильном питании, отдыхе, прогулках и т. д.);

• психологическом;

• ценностном (меняются смысловые приоритеты в семье);

• ролевом (принятие на себя ролей будущих родителей).

Периоду планирования семьи и ожидания ребенка свойственны следующие проблемы:

• недостаток информированности о сущности и характере возможных психологических проблем периода беременности;

• отсутствие навыков разрешения критических ситуаций во взаимоотношениях между супругами;

• отсутствие навыков самоконтроля, оказания психологической поддержки партнеру, коррекции своего эмоционального состояния и др.

. Воспитание ребенка. Это самая продолжительная стадия семейного цикла. В жизни молодой семьи она охватывает период с момента рождения ребенка до поступления его в школу. В педагогике и психологии период дошкольного детства единодушно считается наиболее сензитивным к воспитательным воздействиям, а следовательно, предъявляет к родителям повышенные требования.

Рассмотрим основные задачи этого периода.

. Адаптация супругов к новой ролевой структуре в семье. С рождением ребенка начинается практическое освоение супругами родительской роли. В молодой семье изменяется характер проведения свободного времени, появляются новые особенности. Не во всех семьях это происходит благополучно. Ломка непосредственных отношений мужа и жены, появление новых отношений, связанных с уходом за ребенком, кардинально перестраивают и весь уклад жизни в молодой семье.

. Формирование системы семейного воспитания. Это основная задача третьей стадии семейного цикла, эффективность решения которой сказывается не только на стабильности молодой семьи, но и выходит за ее рамки, приобретая общегосударственное значение. Под семейным воспитанием мы понимаем процесс и результат совместных воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей, а также всех других родственников, вступающих с ним в контакт. Семейное воспитание включает в себя и обратное воздействие ребенка на всех членов семьи, заставляющее их самосовершенствоваться. Ребенок дает возможность вернуться к пройденным этапам жизни, как бы заново пересмотреть ее ценности, глубже понять ее смысл; расширить круг личных и семейных интересов, обогатить и укрепить семейные связи, получить глубокое эмоциональное удовлетворение от участия в формировании новой человеческой жизни.

Многочисленные исследования и факты обыденной жизни показывают, что семейная атмосфера, отношения родителей формируют качества личности ребенка. Ребенок, особенно если он единственный, попадает в сложную систему отношений взрослых людей, каждый из которых каким-то образом влияет на процесс его становления. Психолог-педагог У.Бронфенбренер выделил ряд факторов, определяющих формирование и развитие личности ребенка. Так, отсутствие в семье отца в значительной мере сказывается на развитии мальчика, что связано с отсутствием примера для подражания, образцов «мужского» поведения. В семье, где доминирует мать, дети малоинициативны, ждут указаний от других. Чувство ответственности и самостоятельности формируется у ребенка в том случае, когда в семье лидирует родитель того же пола. Самостоятельность детей обоих полов выше при одинаково высокой воспитательной активности обоих родителей, причем они распределяют свои функции: один выполняет дисциплинарную, другой - поддерживающую функцию. Сходство личностных черт родителей положительно влияет на формирование у ребенка активной жизненной позиции.

Таким образом, мы видим, насколько разнообразны факторы, определяющие развитие личности ребенка, формирование его интересов и склонностей, выявление способностей, познавательной сферы. В.А. Сысенко предлагает выделить среди них следующие факторы, влияющие на формирование ребенка:

• образ жизни, поведения, нравственный и культурный уровни матери и отца;

• взаимоотношения между отцом и матерью;

• отношение их к своему ребенку;

• осознание и понимание целей, задач семейного воспитания и средств, способов в их достижении [В.А. Сысенко, 1989].

В период воспитания ребенка могут возникнуть различные проблемы, с которыми сталкиваются молодые родители:

• низкая информированность по вопросам воспитания и обучения ребенка (содержание, методы и формы, знание и учет возрастных особенностей ребенка);

• отсутствие навыков наблюдения за ребенком, анализа собственных воспитательных воздействий, противоречивость воспитательных воздействий со стороны разных членов семьи;

• отдельные недостатки системы семейного воспитания (гиперопека, попустительство, формализм, бессистемность и т. д.);

• низкая информированность родителей;

• недостаток знаний и практических умений по организации семейного досуга.

Рассмотренные стадии развития семейных отношений логично следуют одна за другой, так как возникали из-за необходимости решения последовательно сменяющих друг друга задач (создание семьи, ожидание и рождение ребенка, воспитание ребенка). Однако на каждой из описанных стадий возможно возникновение конфликтных ситуаций, которые могут привести к разрушению семьи. В данном случае к основным задачам текущей стадии добавляются задачи преодоления конфликтных взаимоотношений между членами семьи.

Таким образом, к числу важных аспектов работы социального педагога с молодыми семьями относятся:

изучение состояния, потребностей, специфики внутрисемейных отношений и воспитания детей позволяет выявить тип семьи и определить формы и методы работы, включая участие других специалистов;

оказание юридической помощи: разъяснение законных прав и отстаивание интересов членов молодых семей, помощь в предоставлении различных консультационных услуг;

в случае необходимости направление в службу психологической помощи;

социальный патронаж детей из молодых семей группы социального риска;

организация занятий с целью подготовки молодоженов к сознательному родительству, проведение родительских семинаров, способствующих повышению уровня педагогической компетентности будущих родителей;

проведение социально-педагогического консультирования по широкому кругу вопросов.

Экспертный опрос специалистов центра социальной помощи населения показал, что одним из наиболее частых причиной обращений в центр является жилищная проблема, а причиной обращения к социальным педагогам выступает проблема воспитания детей в молодых семьях.

Выводы по первой главе:

Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья - это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции. В этой связи выделяют функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. Исходя из этого, функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Кроме того, функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется как характер семейных функций, так и их иерархия.

К основным направлениям социально-педагогической поддержки молодой семьи относятся:

• информирование по всем важным для молодой семьи вопросам;

• помощь молодым людям в оценке брачного партнера и принятии решения о вступлении в брак;

• создание мотивации на сознательное родительство (помощь в планировании семьи, преодоление проблем, связанных с ожиданием ребенка);

• консультирование по вопросам семейного воспитания;

• помощь конфликтным семьям.

Поскольку для каждой стадии развития семьи характерны особые структура отношений, уклад и образ жизни, то и каждый период характеризуется своими задачами, своими типичными проблемами:

Добрачные отношения (практика семейного консультирования и групповой работы с молодыми семьями показывает, что в добрачном периоде нередко зарождаются трудности, которые в дальнейшем прямо или косвенно проявятся в браке);

Ожидание и рождение ребенка (эта стадия жизненного цикла молодой семьи начинается с регистрации брака и завершается фактом рождения ребенка;

Формирование системы семейного воспитания (ребенок дает возможность вернуться к пройденным этапам жизни, как бы за



2020-03-17 298 Обсуждений (0)
Молодая семья как специфическая категория семьи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Молодая семья как специфическая категория семьи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)