Качество, товарные характеристики и потребительские свойства продукции
12
Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции (работ, услуг). Его повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности потребителей. Высокий уровень качества продукции выгодно выделяет ее из ряда аналогичных товаров (услуг), способствует повышению спроса на нее и дает основание для повышения цены и, соответственно, для увеличения выручки не только за счет роста объема продаж. Качество продукции - это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Обобщающие показатели, которые характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, следующие: а) удельный вес сертифицированной продукции в общем выпуске; б) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; в) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в развитые капиталистические страны. Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания); надежность (долговечность, безотказность в работе); технологичность, характеризующая эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость); эстетические и эргономические качества продукции. Косвенные показатели, характеризующие качество продукции - это штрафы за некачественную продукцию и ее возврат (аннулирование заказов на работы, услуги), удельный вес рекламаций, потери от брака и др. На первом этапе анализа требуется изучить динамику названных выше показателей, сравнить их значения с запланированными, определить причины отклонений и дать оценку качества продукции. Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в том, что сначала определяют средневзвешенный балл качества продукции, затем путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству. Чаще всего в качестве планового показателя качества принимается усредненный балл качества по аналогичной продукции, производимой предприятиями-конкурентами. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. Большинство предприятий реализует значительную часть своей продукции в рамках единой маркетинговой политики. Виды этой продукции часто взаимосвязаны, поскольку используются аналогичным образом и предназначены одним и тем же клиентам, или продаются через одни и те же сети распространения. Такая продукция представляет «гамму продукции». Изучение качества продукции предполагает анализ как всей гаммы продукции, так и ее составляющих элементов - отдельных продуктов. В целях защиты интересов потребителя и в виду сложности информации, необходимой для быстрой оценки качества многих изделий, специально организованные государственные органы разрабатывают стандарты качества для множества видов продукции. Для экспортной продукции соответствие международным стандартам качества - необходимое условие для допуска на рынки зарубежных стран4. В последние несколько лет органы стандартизации и контроля ведут настоящую борьбу за качество российских товаров. Практическая часть
Исходные данные для проведения анализа объема реализации продукции (работ, услуг) представлены в таблицах 1-6.
Таблица 1 - Баланс товарной продукции, товаров (товарный баланс), факт
Таблица 2 - Характеристики общего поступления и реализации продукции (товаров) в 2010 г. (факт)
Таблица 3 - Характеристики реализации продукции (товаров) в 2010 г. (факт)
Таблица 4 - Характеристики производственных ресурсов предприятия в 2009 - 2010 гг. (факт)
Таблица 5 - Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия в 2009 - 2010 гг. (факт)
Таблица 6 - Состав себестоимости продукции предприятия в 2009 - 2010 гг. (факт)
На основании приведенных выше данных проведем анализ объема реализации продукции (работ, услуг). Проанализируем натуральные и стоимостные показатели объема, ассортиментного состава продукции, структуру ее продаж, структуру выручки от ее реализации за 2009 - 2010 г.г. (таблица 7) Расчеты проведем по следующим формулам: Структура продукции А = (Количество единиц продукции А в 2009г/Суммарный объем продаж за 2009 г)*100 = 16010/94202*100=17% Структура объема выручки продукции А = (Объем выручки продукции А в 2009г/Суммарный объем выручки за 2009 г)*100 = 20430/107620*100=19% По каждому виду продукции расчеты производятся аналогично.
Таблица 7 - Состав, структура продаж и структура выручки от реализации продукции в 2009 - 2010 гг.
Из таблицы 7 видно, что в 2010 году объем продаж снизился на 10278 единиц, это произошло за счет снижения продукции Б (на 5798 ед.) и В (на 4700 ед.), при этом оъем продаж продукции А увеличился на 220 единиц. В 2009 году объем продаж продукции Б составил 62,4 %, однако в 2010 году процент продажи продукции Б увеличился на 0,7% и составил 63,1%. Объем продаж продукции А увеличился на 2,3 % и составил 19,3 % от общего объема. Объем продаж продукции В снизился на 3,1% и составил 17,6 % в общем объеме. Выручка от продажи в 2010 году снизилась на 2421,6 тыс. руб., данное снижение связано со снижением продаж продукции В. Продукции А в 2010 году было продано на 1318,2 тыс. руб. больше чем в 2009 году, а продукции В на 485,2 тыс.руб. При этом выручка от продажи продукции А увеличилась на1,7 % и составила 20,7 % от общего объема выручки, продукции Б увеличилась на 1,6 % и составила 49,3 %, а выручка от продажи продукции В снизилась на 3,3 %. Таким образом, наибольшей популярностью среди потребителей пользуется продукция Б. Проанализируем динамику продаж и динамику выручки от реализации во взаимосвязи (таблица 8).
Таблица 8 - Динамика продаж (ед.) и выручки от продаж (тыс.руб.)
Итак, из таблицы 8 видно, что объем реализации продукции снизился на 10278,0 единиц, данное снижение произошло за счет снижения объема продажи продукции Б на 9,9 % и продукции В на 24,2 %. Однако не смотря на снижение объема продаж продукции Б на 5798 единиц выручка от продаж данного товара увеличилась на 485,2 тыс. руб. или на 0,9%. Выручка от продажи продукции В снизилась на 11,8 %, в результате произошло снижение общей выручки на 2421,6 тыс.руб. Выручка от продажи продукции А увеличилась на 6,5 %. Индекс цен на продукцию А увеличился на 6%, на продукцию В на 0,9%, а на продукцию Б снизился на 0,1 %, в результате общий индекс цен увеличился на 6,8%. Проанализируем скорость (характер) движения товарной массы от момента ее поступления до момента ее реализации, экономический эффект от изменения оборачиваемости товарной массы (таблица 9) . Расчеты произведем следующим образом. Расчет среднего товарного запаса (ТЗср) за год для компании.
ТЗср` = (остатки на начало периода + остатки на конец периода)/2.
ТОВАРООБОРОТ (Т) - объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. Товарооборот рассчитывается в закупочных ценах или ценах себестоимости. Например, мы говорим: "Товарооборот магазина за декабрь составил 40 000 рублей". Это означает, что в декабре нами было продано товаров на 39 000 рублей и еще оказано услуг по доставке товаров на дом нашим покупателям на 1000 рублей. Оборачиваемость и коэффициент оборачиваемости Финансовый успех компании, показатель ее ликвидности и платежеспособности напрямую зависит от того, насколько быстро средства, вложенные в запасы, превращаются в живые деньги. В качестве показателя ликвидности запасов используется КОЭФФИЦИЕНТ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ЗАПАСОВ, который чаще всего называют просто оборачиваемостью. Этот коэффициент может быть посчитан по разным параметрам (по стоимости, по количеству) и для разных периодов (месяц, год), для одного товара или для категорий. Существует несколько видов оборачиваемости запасов: оборачиваемость каждого наименования товара в количественном выражении (по штукам, по объему, по массе и т. д.); оборачиваемость каждого наименования товара по стоимости; оборачиваемость совокупности наименований или всего запаса в количественном выражении; оборачиваемость совокупности позиций или всего запаса по стоимости. Для нас актуальными будут два показателя - оборачиваемость в днях, а также число оборотов товара. ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ЗАПАСОВ (ОБ) или СКОРОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ. То, с какой скоростью товар оборачивается (то есть приходит на склад и уходит с него), и есть показатель, характеризующий эффективность взаимодействия закупок и продаж. Существует еще термин "ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТЬ", что в данном случае одно и то же. Рассчитывается оборачиваемость по классической формуле: Остаток товара на начало месяца / Товарооборот за месяц
Таблица 9 - Характеристики скорости движения товарной массы, обеспечивающей объемы реализации
Как видно из таблицы 9, оборачиваемость продукции увеличилась не значительно (на 0,1 оборот), при этом оборачиваемость продукции А снизилась на 0,3 оборота, продуции Б на 0,1 оборота, а продукции В увеличилась на 0,3 оборота. Однодневный объем реализации снизился на 8 тыс. руб. данное снижение произошло за счет снижение однодневного объема реализации продукции В на 14,2 тыс. руб. Оборачиваемость продукции снизилась на 38,1 день, это произошло за счет снижение оборачиваемости всех видов продукции. В результате экономический эффект от изменения оборачиваемости составил -2066,8 тыс. руб., отрицательный результат произошел за счет снижения оборачиваемости продукции В. Проведем оценку ритмичности и равномерности процесса поставки продукции и процесса реализации продукции (таблица 10) Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят: . коэффициент ритмичности (Крит). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) - VВП1,0 к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0:
Крит = VВП1,0 : VВП0
. коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д. ) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску ( ):
где n - число суммируемых плановых заданий. Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др. [15, c.36].
Таблица 10 - Оценка ритмичности и равномерности поступления и реализации продукции в 2010 г. (факт)
Итак, больше всего поступлений товара было во втором квартале (30%), меньше всего поступлений было в первом квартале (15%). Периодичность поступлений реже всего была в первом квартале (каждые 12 дней), чаще всего во втором квартале каждые 5 дней. Самый большой среднедневной объем реализации был в четвертом квартале (397,4 тыс. руб. в день), самый меньший в первом квартале (116 тыс. руб. в день). Судя по данным таблицы 10, можем сделать вывод, что продукция предприятия имеет сезонный характер, так как наименьший объем реализации и поступлений наблюдается с января по март. Далее оценим выполнение плановых заданий по реализации без учета и с учетом ассортимента в 2010 г. (таблица 11). Таблица 11 - Оценка выполнения плановых заданий по реализации продукции в 2010 г.
Итак, из таблицы 11 видно что в 2010 году было запланирован объем продаж 108 976 тыс. руб., однако фактически реализация составила 105198,3 тыс. руб. Выполнение плана в 2010 году составило 96,5 %, при этом выполнение плана по реализации продукции Б составило 99,99 %, продукции В составило 88,2 % (0,9 уд.веса). План по реализации был перевыполнен только про продукции А на 102,2 % Проанализируем конкурентоспособность продукции с позиции производителя (продавца) по темпам изменения объемов реализации продукции и ее остатков на конец 2009 г., 2010 г., по темпам изменения физического объема продукции и цены продукции (таблица 12).
Таблица 12 - Оценка конкурентоспособности продукции в 2009-2010 гг. с позиции производителя (продавца)
Проанализировав таблицу 12, можно сказать, что за рассматриваемый период объем продаж снизился на 10278 единиц, цены увеличились на 468,8 руб., реализация продукции снизилась на 2421,6 тыс. руб., запасы увеличились на 1466,8 тыс. руб. Наиболее конкурентоспособной продукцией с точки зрения производителя является товар А, наименее конкурентоспособный - товар В. Проанализируем конкурентоспособность продукции с позиции потребителя (таблица 13).
Таблица 13 - Оценка конкурентоспособности продукции в 2009-2010 гг. с позиции потребителя (покупателя) по индивидуальным параметрам продукции, условно
Для анализа была выбрана продукция другого производителя (продукция Н и К). Анализ производился по трем параметрам: цена, качество, упаковка. Из таблицы видно что наименее конкурентоспособный товар с точки зрения потребителя является товар Н, так как он уступает товару К по цене и по качеству. Проведем оценку качества продукции по средней цене, по установленным качественным характеристикам, влияние изменения среднего уровня качества и структуры продукции на объем ее реализации (таблица 14). Таблица 14 - Оценка качества продукции в 2009-2010 гг.
Итак из таблицы 14 видно, что наибольшую долю продаж в в 2009 и в 2010 году составляла продукция Б, 62,4% и 63,1 % соответственно, при этом данный вид продукции имел наименьшую цену 875 руб. и 980 руб. Средняя цена на продукцию за рассматриваемый период увеличилась на 156,3 руб. и составила 1486,7 руб. Изменение цены за счет увеличения объема продаж продукции А составила 72,7 руб, продукции Б - 106,2 руб., продукции В - 255,3 руб. По качественным характеристикам продукция предприятия делится на: Стандарт, Люкс и Эксклюзив. Наибольшую долю продаж составляет продукция класса «Стандарт», в 2009 году она составляла 62%, а в 2010 году - 90%. Продукция класса «Люкс» в 2009 году составляла 34 % от продаж, а в 2010 году - 10 %. В 2009 году продукция класса «Эксклюзив» составила 4%, а в 2010 году не продавалась вовсе. Из таблицы видно, что изменение качества продукции в большую сторону произошло за счет снижения объема продаж. Проанализируем изменение общего объема выручки от реализации продукции за счет экономических факторов (таблицы 15 и 16).
Таблица 15 - Расчет влияния изменения цен (инфляции) по видам продукции на общий объем выручки от реализации в 2009 - 2010 гг.
Из таблицы 15 видно, что за счет изменения цен объем продаж на продукция А увеличился на 1032,7 единиц , продукции Б на 555,4 единиц, продукции В снизился на 2296 единиц. Средняя цена в результате инфляции на продукцию А снизилась на 17,3 руб, на продукцию Б увеличилась на 95,8 руб., на продукцию В на 586,3 руб. Объем продаж на продукцию А увеличился на 280,7 тыс. руб., на продукцию Б и В снизился на 5073,3 и на 8648,5 тыс. руб. соответственно.
Таблица 16 - Расчет влияния структурных сдвигов в составе продукции, изменения средней цены продукции и цен по ее видам на общий объем выручки от реализации
Увеличение доли продукции А в общем объем продаж на 2,3 % повлияло на изменение объема выручки на 4205,9 тыс. руб., снижении доли продукции Б в общем объем продаж на 0,6 % повлияло на увеличение объема выручки на 32732 тыс. руб., снижение доли продукции В в общем объем продаж на 3 % повлияло на увеличение объема выручки на 5547,7 тыс. руб. Проанализируем изменение общего объема выручки от реализации продукции за счет производственных факторов (таблица 17).
Таблица 17 - Оценка влияния производственных факторов на объем выручки от реализации продукции в 2009 -2010 гг.
(0.009 сек.) |