Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие инвестиционной привлекательности предприятия и факторы, ее определяющие



2020-03-17 247 Обсуждений (0)
Понятие инвестиционной привлекательности предприятия и факторы, ее определяющие 0.00 из 5.00 0 оценок




 

От понимания логики инвестиционных процессов зависит адекватность практических инвестиционных решений, принимаемых на различных этапах инвестиционного процесса. Один из самых важных и ответственных этапов инвестиционного процесса - это выбор объекта, в которое будут вложены инвестиционные ресурсы. На выбор же объекта инвестирования в первую очередь влияет такая экономическая категория, как инвестиционная привлекательность

В экономической литературе существует достаточное количество трудов различных ученых, посвященных проблемам определения и понимания инвестиционной привлекательности предприятия. Но в этих работах нет единого мнения относительно определения инвестиционной привлекательности предприятия.

Изучив существующие подходы к сущности инвестиционной привлекательности предприятия, можно систематизировать и объединить существующие трактовки в четыре группы по следующим признакам:

1) как условие развития предприятия

)   как условие инвестирования

)   как совокупность показателей;

)   как показатель эффективности инвестиций

К первой группе можно также отнести определение Савчук В.П.: инвестиционную привлекательность предприятия есть интегральная характеристика отдельных предприятий - объектов предстоящего инвестирования с позиций перспективности развития, объемов и перспектив сбыта продукции, эффективности использования активов, их ликвидности, состояния платежеспособности и финансовой устойчивости [15,с 234].

Ко второй группе относится определение Мозгоева А.: инвестиционная привлекательность определяется совокупностью свойств внешней и внутренней среды объекта инвестирования, определяющих возможность граничного перехода инвестиционных ресурсов [10, с, 109].

К третьей группе можно отнести определение, данное Трясициной Н.Ю., которая считает, что инвестиционная привлекательность предприятия - комплекс показателей его деятельности, которое определяет для инвестора наиболее предпочтительных значений инвестиционного поведения [20.с 23].

Как совокупность показателей, инвестиционную привлекательность, также рассматривает Путятина Л.М., для которой это экономическая категория, характеризующая, эффективность использования имущества предприятия, его платежеспособность, финансовую устойчивость, способность к инновационному развитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции [13, с.134].

Сергеев И.В., Веретенникова И.И. и Яновский В.В. предлагают определение инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования проводить во взаимосвязи с оценкой эффективности инвестиций и инвестиционной деятельности: «эффективность инвестиций определяет инвестиционную привлекательность, а инвестиционная привлекательность - инвестиционную деятельность. Чем выше эффективность инвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности и масштабнее инвестиционная деятельность, и наоборот» [16, с. 45].

Разделяя позиции отечественных исследователей о существующей взаимосвязи между финансовым состоянием, эффективностью инвестиций и инвестиционной привлекательностью (эти категории имеют много общего), Прибытова Г. добавляет, что инвестиционная привлекательность - самостоятельная экономическая категория, которая характеризуется эффективностью использования имущества, способностью к саморазвитию на базе повышения доходности капитала и технико-экономического уровня производства [12, с 134].

Таким образом, обобщив предложенную выше классификацию, можно сформулировать наиболее общее определение инвестиционной привлекательности предприятия - это система экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности [10, с. 3].

С позиций инвесторов, инвестиционная привлекательность предприятия - это система количественных и качественных факторов, характеризующих платежеспособный спрос предприятия на инвестиции.

Спрос на инвестиции (в совокупности с предложением, уровнем цен и степенью конкуренции) определяет конъюнктуру инвестиционного рынка.

Для того чтобы получить надежную информацию для разработки стратегии инвестирования, необходим системный подход к изучению конъюнктуры рынка, начиная с макроуровня (от инвестиционного климата государства) и заканчивая микроуровнем (оценкой инвестиционной привлекательности отдельного инвестиционного проекта). Данная последовательность позволяет инвесторам решить проблему выбора именно таких предприятий, которые имеют лучшие перспективы развития в случае реализации предлагаемого инвестиционного проекта и могут обеспечить инвестору планируемую прибыль на вложенный капитал с имеющихся рисков. Одновременно инвестором рассматривается принадлежность предприятия к отрасли (развивающиеся или депрессивные отрасли) и его территориальное расположение (регион, федеральный округ). Отрасли и территории, в свою очередь, имеют собственные уровни инвестиционной привлекательности, которые включают в себя инвестиционную привлекательность предприятий.

Таким образом, каждый объект инвестиционного рынка обладает собственной инвестиционной привлекательностью и одновременно находится в «инвестиционном поле» всех объектов инвестиционного рынка. Инвестиционная привлекательность предприятия кроме своего «инвестиционного поля» испытывает инвестиционного воздействие отрасли, региона и государства. В свою очередь, совокупность предприятий образует отрасль, которая влияет на инвестиционную привлекательность целого региона, а из привлекательности регионов складывается привлекательность государства. Все изменения, происходящие в системах более высокого уровня (политическая нестабильность, перемены в налоговом законодательстве и другие) непосредственно отражаются на инвестиционной привлекательности предприятия [2, с. 78].

Инвестиционная привлекательность зависит как от внешних факторов, характеризующих уровень развития отрасли и региона расположения рассматриваемого предприятия, так и от внутренних факторов - деятельности внутри предприятия.

Принимая решение о размещении средств, инвестору предстоит оценить множество факторов, определяющих эффективность будущих инвестиций. Учитывая диапазон вариантов сочетания различных значений этих факторов, инвестору приходится оценивать совокупное влияние и результаты взаимодействия этих факторов, то есть оценивать инвестиционную привлекательность социально-экономической системы и на ее основе принимать решение о вложении средств.

Поэтому возникает необходимость количественной идентификации состояния инвестиционной привлекательности, при чем следует учесть, что для принятия инвестиционных решений показатель, характеризующий состояние инвестиционной привлекательности предприятия, должен иметь экономический смысл и быть сопоставимым с ценой капитала инвестора. Следовательно, можно сформулировать требования, предъявляемые к методике определения показателя инвестиционной привлекательности:

показатель инвестиционной привлекательности должен учитывать все значимые для инвестора факторы внешней среды;

показатель должен отражать ожидаемую доходность вложенных средств;

показатель должен быть сопоставим с ценой капитала инвестора.

Построенная с учетом этих требований методика оценки инвестиционной привлекательности предприятий позволит обеспечить инвесторам качественный и обоснованный выбор объекта вложения капитала, контролировать эффективность инвестиций и корректировать процесс реализации инвестиционных проектов и программ в случае неблагоприятной ситуации [6, с. 101].

Инвестиционный потенциал предприятий России характеризуется удовлетворительным уровнем развития производственного потенциала, в частности, ростом материально-технической базы предприятий; ростом объема промышленной продукции и ростом спроса на продукцию российских предприятий; ростом активности предприятий на рынке ценных бумаг и непосредственно повышением стоимости российских акций; снижением эффективности управления деятельностью предприятия, что отражается в значениях показателей, характеризующих финансовое состояние предприятий; достаточным объемом и квалификацией рабочей силы; неравномерностью развития предприятий различных отраслей промышленности. Активность российских инвесторов снижается, в то время как интерес иностранных инвесторов к промышленным предприятиям экономики России увеличивается [8, с. 174].

Одним из главных факторов инвестиционной привлекательности предприятия являются инвестиционные риски.

Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь.

Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (недополученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия.

Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.

Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски.

Существует множество классификаций факторов, определяющих инвестиционную привлекательность. Их можно разделить на:

- производственно-технологические;

-   ресурсные;

    институциональные;

    нормативно-правовые;

    деловая репутация и другие.

Каждый их вышеперечисленных факторов может быть охарактеризован различными показателями, которые зачастую имеют одну и ту же экономическую природу [9, с. 153].

Другие факторы, определяющие инвестиционную привлекательность предприятия классифицируются на:

- формальные (рассчитываются на основании данных финансовой отчетности);

-   неформальные (компетентность руководства, коммерческая репутация) [10, с. 4].

Таким образом, понятие инвестиционной привлекательности достаточно емкое с точки зрения отдельного инвестора, может определяться различным набором факторов, имеющих наибольшее значение в выборе того или иного объекта инвестирования. И во много определяется отраслевой принадлежностью предприятия.

 

1.2
Методические подходы к анализу инвестиционной привлекательности предприятия

 

В текущих условиях хозяйствования сложились несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятий. Первый базируется на показателях оценки финансово-хозяйственной деятельности и конкурентоспособности предприятия. Второй подход использует понятие инвестиционного потенциала, инвестиционного риска и методы оценки инвестиционных проектов. Третий основывается на оценке стоимости предприятия. Каждый подход и каждый метод имеют свои достоинства, недостатки и границы применения. Чем больше подходов и методов будет использовано в процессе оценки, тем больше вероятность того, что итоговая величина будет объективным отражением инвестиционной привлекательности предприятия [10, с. 4].

Инвестиционная привлекательность предприятия включается в себя:

общую характеристику технической базы предприятия;

номенклатуру продукции;

производственную мощность;

место предприятия в отрасли, на рынке, уровень его монопольности;

характеристику системы управления;

уставный фонд, собственники предприятия;

структуру затрат на производство;

оценку финансового состояния предприятия [3, с. 96].

Управление любым процессом должно основываться на объективных оценках состояния его протекания. Основная характеристика инвестиционного процесса - состояние инвестиционной привлекательности системы. В связи с этим необходима оценка инвестиционной привлекательности экономических систем. Основные задачи оценки инвестиционной привлекательности экономических систем:

определение социально-экономического развития системы с позиций инвестиционной проблематики;

определение влияния инвестиционной привлекательности на приток капитал ообразующих инвестиций и социально-экономическое развитие экономической системы;

- разработка мероприятий по регулированию инвестиционной привлекательности экономических систем [11, с. 87].

Одним из основных факторов инвестиционной привлекательности предприятий является наличие необходимого капитала или инвестиционного ресурса. Структура капитала определяет его цену, однако, она не является необходимым и достаточным условием эффективного функционирования предприятия. Вместе с тем, чем меньше цена капитала, тем привлекательнее предприятие. Цена (стоимость) капитала характеризует ту норму рентабельности (порог рентабельности) или норму прибыли, которую должно обеспечить предприятие, чтобы не снизить свою рыночную стоимость.

Доходность вложенных средств определяется как отношение прибыли или дохода к вложенным средствам. На микроуровне в качестве показателя дохода может быть использован показатель чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (формула 1).

Таким образом:

 

К1 = П / И, (1)

 

где К1 - экономическая составляющая инвестиционной привлекательности предприятия, в долях единицы;

И - объем инвестиций в основной капитал предприятия;

П - объем прибыли за анализируемый период.

В тех случаях, когда информация об инвестициях в основной капитал отсутствует, в качестве экономической составляющей рекомендуются использовать рентабельность основного капитала, поскольку этот показатель отражает эффективность использования средств, вложенных ранее в основной капитал.

Показатель инвестиционной привлекательности объекта инвестиций рассчитывается по формуле 2:

i = Н / Фi, (2)

 

где Si - показатель инвестиционной привлекательности (стоимости) i-го объекта;

Фi - ресурсы i-го объекта, участвующего в конкурсе;

Н - значение потребительского заказа.

В данном случае роль ключевого параметра всей системы оценок выполняет потребительский заказ. От того, в какой мере правильно он будет сформирован, зависит степень достоверности рассчитываемых показателей [6, с. 177].

В пределах предприятия привлечение дополнительных технологических, материальных и финансовых ресурсов необходимо для решения конкретной задачи - внедрения новой зарубежной технологии в виде лицензии и «ноу-хау», приобретения нового импортного оборудования, привлечения зарубежного опята управления с целью повышения качества продукции и совершенствования методов выхода на рынок, расширения выпуска тех видов продукции, в которых нуждается рынок, в том числе и мировой. Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.

Осуществление инвестирования в российские предприятия характеризуется следующими взаимосвязанными условиями: низкой конкурентностью со стороны предприятий - получателей инвестиций; высоким уровнем информационной ассиметрии и частыми случаями использования инсайдерской информации; низкой информационной прозрачностью компаний; высоким уровнем конфликтности между инвесторами и менеджментом предприятия; отсутствием механизмов защиты интересов инвесторов от недобросовестных действий менеджеров предприятия.

На сегодняшний день в отечественной и зарубежной литературе описывается множество подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятия, среди которых можно выделить основные группы на основные группы на основе факторов, положенных в методику ее оценки:

.   На основании исключительно финансовых показателей (М.Н. Крейнина, В.М. Аньшин, А.Г. Гиляровская, Л.Н. Чайникова, Л.В. Минько, Л.С. Тишина);

.   На основе финансово-экономического анализа, где учитывается не только финансовые, но и производственные показатели (В.М. Власова, Э.И. Крылов, М.У. Егорова, В.А. Москвин);

.   На основании доходности и риска (У.Шарп, С.Г. Шматко, В.В. Бочаров);

.   На основании комплексной сравнительной оценке Г.Л. Игольников, Н.Ю. Брызгалова, В.А. Миляев, Е.В. Беляев);

.   На основании стоимостного подхода, где основным критерием инвестиционной привлекательности является рыночная стоимость предприятия и тенденции максимизации ее стоимости (А.Г. Бабенко, С.В. Нехаенко, Н.Н. Петрухова, Н.В. Смирнова).

Оценка инвестиционной привлекательности предприятия на основании показателей финансовых показателей осуществляется путем анализа финансового состояния при помощи системы финансовых коэффициентов, характеризирующих имущественное положение (доля оборотных средств в совокупном имуществе предприятия, доля запасов в оборотных активах) ликвидность, финансовую устойчивость, деловую активность и рентабельность (коэффициенты рентабельности производства и активов). Источниками информации для такой оценки служат финансовая отчетнасть предприятия.

При оценки инвестиционной привлекательности предприятия на основе финансово-экономической анализа к выше перечисленным показателям, хороктизирущая финансовое состояние, добовляються такие показатели, как наличие основных фондов, уровень загрузки основных фондов, уровень загрузки производственных мощностей, степень износов основных средств, обеспеченность ресурсами, рентабельность продукции и другие показатели.

Методика оценки инвестиционной привлекательности предприятия на основании доходности и риска строиться на определении принадлежности предприятия к категории инвестиционного риска. Для этого необходимо проанализировать риска, возникающие при инвестиционной деятельности предприятия, определить степень важности риска, рассчитать совокупный риск вложения средств. После этого определяется принадлежность предприятия к определенной категории риска. На основании которой при дальнейшем ранжировании определяется инвестиционная привлекательность предприятия.

Наиболее глубоким и трудоемким представляется оценка инвестиционной привлекательности предприятия методом комплексного сравнительного анализа, так как в рамках этой методике проводиться анализ инвестиционной привлекательности не только непосредственно самого предприятья но и инвестиционной привлекательности отросли, региона, страны как факторов, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия.

Особый интерес на современном этапе развития представляет метод оценки на основе стоимостного подхода, где основным критерием инвестиционной привлекательности являться рыночная стоимость компании. Если в классической экономической теорией основной целью деятельности предприятия была максимизация прибыли, то в современной экономической теории - максимизация его стоимости. В основе данной методики лежит коэффициент неодоцененности или переоцеонности предприятия на рынке н реальных инвестиций как соотношение различных стойкостей (реальная стоимость к рыночной) реальную стойкость предлагается рассчитать как сумму стоимости имущественного комплекса и дисконтированного дохода за минусом кредиторской задолженности.

Однако, как видно из приведенного анализа методик, ни одна из них в полной мере не покрывает возможное поле факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, определенное на основании теоретической модели фирмы, выбранной для целей настоящего исследования.

В ходе методике оценки инвестиционной привлекательности оценивается эффективность инвестиций.

Предприятия со средней степенью инвестиционной привлекательности отличаются активной маркетинговой политикой, направленной на эффективное использование имеющегося потенциала. При чем, те предприятия, система управления на которых, ориентирована на рост стоимости, успешно позиционируют себя на рынке, те, на которых не уделяется должного внимания факторам формирования стоимости, теряют свои конкурентные преимущества. Предприятия с инвестиционной привлекательностью ниже среднего характеризуются низкими возможностями приращения капитала, что связано, прежде всего, с неэффективным использованием имеющегося производственного потенциала и рыночных возможностей.

Предприятия с низкой инвестиционной привлекательностью можно считать непривлекательными, поскольку вложенный капитал не прирастает, а лишь выступает в качестве временного источника поддержания жизнеспособности, не определяя экономического роста предприятия. Для таких предприятий повышение инвестиционной привлекательности возможно лишь за счет качественных изменений в системе управления и производства, в частности в переориентации производственного процесса на удовлетворение потребностей рынка, что позволит повысить имидж предприятий на рынке и сформировать новые, либо развить имеющиеся конкурентные преимущества.

Потенциального инвестора, партнер и непосредственно руководство предприятия интересует не только динамики изменения инвестиционной привлекательности предприятия за прошедший период времени, но и тенденции изменения ее в будущем. Знать тенденцию изменения данного показателя - значит, с одной стороны, быть готовым к затруднениям и принять меры для стабилизации производства, или, с другой стороны, использовать момент роста показателя инвестиционной привлекательности для привлечения новых инвесторов, своевременного ввода новейших и усовершенствования устаревших технологий, расширения производства и рынка сбыта, улучшения эффектности работы предприятии в слабых метах и так далее.

Таким образом, во многих методиках оценки инвестиционной привлекательности предприятия одним из основных факторов оценки и прогнозирования будущего состояния анализируемой организации выступает оценка ее системы управления, но ни одна из низ них в полной мере не покрывает возможное поле факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, определенное на основании теоретической модели фирмы, выбранной для целей настоящего исследования.

 



2020-03-17 247 Обсуждений (0)
Понятие инвестиционной привлекательности предприятия и факторы, ее определяющие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие инвестиционной привлекательности предприятия и факторы, ее определяющие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)