Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эволюция взглядов на сущность финансов



2020-03-17 791 Обсуждений (0)
Эволюция взглядов на сущность финансов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вопрос об экономической сущности финансов является одним из самых дискуссионных в экономической теории. Финансы - явление столь огромное, сложное и неоднозначное, что найти определение их сущности непросто. Эта проблема приобретает особую актуальность в условиях формирования новой финансовой системы России, где происходит создание социально ориентированного рыночного хозяйства В силу этого необходимо обратиться к содержанию финансов, их роли в обществе, опираясь на многовековой опыт их использования. Таким образом, целью данной работы является определение сущности, функций финансов и исторических предпосылок их развития.

Вспомним, что понимали под финансами в далеком прошлом. Термин "финансы" имеет латинскую основу и происходит от слова "финиш". Как известно, финиш означает конец или завершение какого-либо дела. Это слово использовалось при окончании судебных тяжб еще в древнеримском государстве, славившемся своей развитой судебной системой. Часто судебные разбирательства оканчивались денежным платежом в пользу истца, поэтому слово "финиш" трансформировалось в слово "финанциа", что означало "денежный платеж". Термин "финанциа" в значении денежного платежа использовался в Италии в течение многих десятилетий. Однако сегодня мы понимаем финансы вовсе не как денежные платежи. В средние века финансы связывали с доходами и расходами государства. В толковом словаре В.И. Даля можно найти такое определение финансов - это "все, что относится к доходам и расходам государства". В первом русском учебнике по финансам, написанном И. Горловым и изданном Казанским университетом в 1841 г., финансы были определены как "денежная натура государственных издержек". С развитием капитализма в конце Х1Х - начале XX веков финансы стали отождествляться с денежными средствами. Современные зарубежные учебники дают определения типа: "Финансы - это все то, что имеет отношение к деньгам". В учебнике Э. Боди и Р.К. Мертона "Финансы" дается следующая трактовка: "Финансы - это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени".

Если рассматривать финансы как совокупность различных сфер финансовых отношений, объединенных принципиальным единством в рамках общей категории - "финансы", но характеризующихся своими специфическими особенностями в формировании и использовании денежных средств (доходов) и различной значимостью в общественном воспроизводстве и экономической системе в целом, следует отметить, что, несмотря на длительную историю существования финансов как научного понятия и многочисленных дискуссий, предмет исследования (понятие, сущность, природа, структура, особенности, место финансов), в отличие от других экономических финансовых категорий, в системе производственных отношений не определен.

Существует много определений понятия и сущности финансов. Еще в 1962 г. известный экономист, профессор Д.А. Аллахвердян определил понятие финансов следующим образом: "Социалистические финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых на основе планового распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме образуются фонды денежных ресурсов, используемые на нужды расширенного воспроизводства и удовлетворения других общегосударственных потребностей".

Современные исследователи этой проблемы В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробозина, Н.В. Гаретовский и др. лишь в различной степени интегрировали и видоизменяли известные определения понятия и сущности финансов. Главным и принципиальным недостатком подобных определений является отсутствие в них объекта исследования, той совокупности денежных отношений, которая определяет специфику исследуемой категории. Сущностный признак и основа понятия финансов в них определяется как распределение совокупного общественного продукта и национального дохода. Но этот сущностный признак имеет самый общий характер и никак не определяет специфику, особенность и место финансов в этом распределительном процессе. Из подобных определений следует, что финансы охватывают не только фазу распределения, но и фазы производства, обмена и потребления общественного продукта.

Если это так, то каково место финансов в каждой из этих фаз или стадий движения совокупного общественного продукта?

Несколько конкретизируют основной сущностный признак в понятии финансов профессора В.М. Федосов и С.Я. Огородник, рассматривая его как процесс распределения (перераспределения) части стоимости совокупного общественного продукта. В их определении специфика финансов рассматривается как часть СОП, но какая ее составная часть (производство, распределение, обмен, потребление), не называется.

К сожалению, общее определение финансов не позволяет реализовать те финансовые категории, которые можно использовать в практике хозяйствования в современных условиях.

Оригинальное определение финансов дает профессор Э.А. Вознесенский, который считает, что "финансы социализма представляют собой систему императивных денежных отношений, выражающихся в формах планомерного движения главным образом чистого дохода, образования и использования централизованных и децентрализованных денежных доходов с целью удовлетворения потребностей социалистического государства". В этом определении автор справедливо конкретизирует основной сущностный признак - движение чистого дохода. Другая особенность финансов, по мнению автора, состоит в том, что процессы формирования и использования чистого дохода контролируются и регламентируются государством; в силу этого таким отношениям государство придает императивный характер, т.е. финансовые отношения связаны и обусловлены только функционированием государства. Другие стоимостные отношения распределения, считает Э.А. Вознесенский, входят в отношения производства и обмена.

Последователи этого научного направления, в частности Б.М. Сабанти, развивая эту идею, также ошибочно считают, что финансов предприятий нет. Все денежные отношения по поводу образования и использования доходов, ресурсов и средств на уровне предприятий и между ними относятся к денежному хозяйству и не являются финансами. Термин "финансы" относится к ресурсам государства в целом.

Э.А. Вознесенский, правильно определяя сущностный признак финансов - чистый доход, рассматривает лишь одну сторону финансовых отношений - отношений перераспределения и создания централизованного фонда денежных средств государства. Другая сторона - обеспечение расширенного воспроизводства и всего кругооборота фондов находится за пределами финансовых отношений. Правильно найденный объект исследования - чистый доход, создаваемый в сфере материального производства как клеточка финансовых отношений, - исходное звено и источник перераспределительных финансовых отношений почему-то находится за пределами финансовых отношений. Основанием для такого вывода послужила лишь констатация факта чистого дохода как источника перераспределительных финансовых отношений с государством, но без отражения зависимости и взаимосвязи кругооборота фондов с другой частью чистого дохода, сужая этим сферу финансовых отношений.

Такой же позиции придерживается профессор А.Ю. Казак, рассматривая "финансы фактом существования государства и необходимостью обеспечения выполнения последним своих функций, имеющих государственно-властную форму проявления, выражающих перераспределение стоимости совокупного общественного продукта и целенаправленное формирование на этой основе централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) в соответствии с общественными потребностями",. В определении А.Ю. Казака полностью отсутствуют характеристика первичного распределения совокупного общественного продукта, признается лишь его перераспределительный характер. За основной сущностный признак принят совокупный общественный продукт. Из этого определения можно только догадываться, что финансовой категорией перераспределения является чистый доход и механизм его перераспределения в форме налогов. В предложенном понятии также нет места процессу формирования децентрализованных денежных фондов, по-скольку они формируются на предприятиях и, по мнению A.Ю. Казака, не являются объектом финансовых отношений.

Преувеличение роли государства в перераспределении части совокупного продукта может привести к субъективизму и волюнтаризму. Многолетняя практика хозяйствования имеет немало примеров, когда чрезмерные изъятия не только прибавочного продукта, но и части необходимого привели к необратимым последствиям в развитии некоторых отраслей.

Верный ход исследования был избран профессором B.Н. Гаретовским, который правильно определил основной объект исследования - чистый доход и показал его взаимосвязь с процессами как первичного распределения, так и его перераспределения, но в определении финансов, к сожалению, этой специфики и особенностей не отразил и дал традиционное определение, не отличающееся от определений, данных другими исследователями этой проблемы.

К числу дискуссионных вопросов относится также вопрос о функциях финансов. Большинство экономистов (Б.М. Федосов, Д.А. Аллахвердян, Л.А. Дробозина, C.Я. Огородник, В.М. Родионова) считают, что финансам присущи две функции - распределительная и контрольная. В то же время в литературе можно найти утверждения, что финансам свойственны и другие функции: оперативная, стимулирующая, перераспределительная, воспроизводственная.

По мнению Э.А. Вознесенского, финансы выполняют функции формирования денежных фондов, использования денежных фондов и контрольную. Такой же точки зрения придерживаются Н.Г. Сычев, Б.Г. Болдырев, А.Ю. Казак.

Рассматривая функцию как способ выражения сущности финансов, следует определить, что является внутренним содержанием категории финансов и какие явления находятся за пределами этих отношений, но тесно связаны с их внутренним содержанием

Внутреннее содержание финансов составляют распределительные отношения. Это признано большинством авторов и здесь противоречий между содержательными принципами финансов и их функциями не может быть. Первичным процессом, вытекающим из сущности финансов, является процесс распределения и перераспределения части совокупного общественного продукта. Процесс распределения финансовых ресурсов может как стимулировать общественное производство, так и его сдерживать. Такой процесс является производным и субъективным по отношению к системе распределения. Рассматривая финансы как базисную категорию в системе производственных отношений, можно сделать вывод, что распределительные отношения являются объективными, как и другие стадии и фазы движения совокупного общественного продукта, другие свойства финансов, опосредованные от функции распределения. Такими опосредованными субъективными свойствами (не функциями) будут обладать и стимулирующие свойства.

Функция распределения финансов является первичной по отношению к воспроизводственной функции. Воспроизводственный процесс базируется и исходит из процесса распределения части совокупного общественного продукта (чистого дохода) с последующим направлением части его на расширенное воспроизводство, и в этом своем качестве воспроизводственная функция является производной от распределительной функции финансов.

Перераспределительные финансовые отношения вытекают из отношений первичного распределения. Прежде чем перераспределять продукт или часть его, необходимо произвести его первичное распределение. Процесс перераспределения финансовых ресурсов связан с наличием государства и выполнением им своих функций. Но первичное распределение стоимости совокупного общественного продукта происходит без участия государства в соответствии с законами материального производства, когда производственный процесс осуществляется через возмещение стоимости израсходованных средств производства, выплат работникам заработной платы (У) и получения чистого дохода (т). Процессы первичного распределения появились раньше, и только с появлением государства и выполнением финансами своих функций появились перераспределительные финансовые отношения, отсюда следует вывод, что перераспределительная функция финансов является производной и зависимой от функции первичного распределения, т.е. выделение в качестве функции финансов не имеет основания. Функция перераспределения финансов носит субъективный характер, может порождать волюнтаризм в ускорении развития отдельных регионов и отраслей и замедлять их развитие. Опять-таки функция распределения финансов объективна, поскольку обслуживает одну из фаз (стадий) первичного движения общественного продукта, а функция распределения зависима и производна от функции перераспределения.

финансовая система российская

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (расходов), контрольная. Внешне, казалось бы, первые две функции можно разграничить и рассматривать как самостоятельные функции финансов. Однако расчленение распределительной функции означает самостоятельность формирования доходов без конечной цели расходования. Неизвестна целевая установка такого формирования доходов. С другой стороны, можно ли расходовать то, что не обеспечено доходами? В сфере материального производства, где создается общественный продукт и национальный доход, осуществление расходов также поставлено в прямую зависимость от формирования доходов. Аналогичные выводы, подходы и зависимости обязательны при осуществлении расходов на макроэкономическом уровне.

Итак, процесс формирования фондов денежных средств и их расходования - единый неразрывный процесс и он не может искусственно разделяться.

Разделение распределительной функции на две части могло стать обоснованием того, что получение доходов является самоцелью, хотя на самом деле оно направлено на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Некоторые экономисты наделяют финансы производственной функцией. Основной аргумент состоит в том, что финансы не только распределяют, но и обслуживают кругооборот фондов, обеспечивая денежными ресурсами воспроизводственный процесс. Не умаляя значимости таких подходов, следует отметить, что кругооборот фондов обеспечивается денежными средствами через распределительную функцию финансов. Это значит, что финансовые отношения в кругообороте фондов проявляются в функциях распределения совокупного общественного продукта в денежной форме через распределение чистого дохода и обеспечения им процесса расширенного воспроизводства всех элементов движения совокупного общественного продукта, т.е. возмещения на расширенной основе израсходованной стоимости средств производства и стоимости рабочей силы. Отсюда воспроизводственная функция является производной от функции распределения финансов и в этом качестве нельзя выделять ее в отдельную функцию.

Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства, сами будучи категорией не производства, а распределения.

Финансы государства играют важную роль в расширенном воспроизводстве лишь на основе функций распределения, т.е. финансы выполняют свою роль в общественном производстве при посредстве отношений распределения как необходимой фазы воспроизводства, органически связанной с самим процессом производства.

Воспроизводственный процесс является производным от функции распределения финансов, и это не дает основания выделять ее в отдельную функцию.

Наша советская, а теперь российская наука о финансах прошла длительный путь исследования сущности финансов. В 30-х годах ХХ в. финансы в СССР определяли как экономические отношения между людьми по поводу производства, распределения и использования финансовых ресурсов. Это была так называемая "расширительная" трактовка сущности финансов, когда фактически все экономические отношения считались финансовыми. Однако это далеко не так, ибо финансы представляют собой лишь определенную часть экономических отношений. В 50-60-е годы ХХ века в советской финансовой науке отказались от "расширительной" концепции и ограничили сферу финансовых отношений некоторыми отличительными признаками. Такими признаками финансов являются:

1.Распределительный и перераспределительный характер финансовых отношений. В системе денежных отношений первичными являются отношения производства, а распределение происходит лишь после создания валового продукта. В силу этого финансы - это отношения не первичные или производственные, а вторичные и третичные, т.е. отношения распределительные, связанные с распределением полученных доходов.

2. Неразрывная связь финансов с формированием и использованием фондов денежных средств. Что же представляет собой фонд денежных средств? Каждый субъект хозяйствования получает доходы и осуществляет расходы. Доходы представляют собой поток денежных поступлений за единицу времени (день, месяц, год). Расходы - это использование доходов субъектов хозяйствования, которое производится по двум направлениям - на потребление и накопление. Конечно, превратить доходы в расходы совсем несложно, но для эффективного использования полученных денежных средств часть их необходимо превратить в фонды. Фонд представляет собой определенную сумму денежных средств, формируемую и используемую по целевому назначению. Фонды существуют, скорее, идеально, чем материально (в виде плана и отчета по доходам и расходам) и могут быть использованы как на накопление, так и на потребление. Фонды бывают децентрализованными, т.е. создаваемыми у субъектов хозяйствования - на фирмах, в компаниях, банках. К ним относятся амортизационный фонд, страховые (резервные) фонды, фонды экономического и социального развития и др. Фонды бывают централизованными, которые создаются и используются государством для страны в целом и ее граждан. К таким фондам относятся Государственный бюджет, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и др.

3.Органическая связь финансов с государством, которое регламентирует финансовые отношения законодательно. Это отличает финансы от кредитных отношений, где условия кредитной сделки являются объектом договора между кредитором и заемщиком. При этом кредитный договор определяет сумму, срок, цель и другие условия кредитной сделки. Государственные финансы полностью организуются и регулируются государством. Например, Закон о налоге определяет налоговую ставку, налоговую базу, льготу, срок уплаты. Закон определяет и размер государственных финансовых выплат - пенсий, пособий, стипендий, нормы финансирования бюджетных учреждений и т.д. Децентрализованные финансы регламентируются государством в меньшей степени, чем централизованные, там многое решают рыночные условия хозяйствования, и компания самостоятельно устанавливает пропорции распределения доходов на накопление и потребление.

4. Безэквивалентный характер финансовых отношений. Часто финансы предполагают односторонний поток денежных средств, не сопровождаемый встречным движением стоимости. Это отличает финансы от других отношений, имеющих товарообменный (эквивалентный) характер. Следует заметить, что большинство экономических отношений носит двухсторонний, т.е. эквивалентный характер. Речь идет, к примеру, о купле-продаже товаров и услуг, когда передвижение денежных средств от продавца к покупателю сопровождается встречным потоком денежных средств от покупателя к продавцу. Предоставление ссуд тоже осуществляется на основе эквивалентности с условием их возврата и уплатой оговоренного процента. В финансах принцип эквивалентности не столь однозначен. К примеру, налоговые отношения означают уплату налогоплательщиком установленную законом сумму налога в бюджет без обязательства ее возврата в установленный срок и в тех же суммах. Другой пример, финансирование государством школы, больниц, социальных пособий не означает получения прямого эквивалента произведенных расходов. Финансирование носит целевой и безвозвратный характер, за финансирование не нужно платить. Однако это не значит, что финансирование представляет собой использование денежных средств без положительного результата. Налоги, уплаченные в государственный бюджет, возвращаются налогоплательщикам в виде государственных услуг по управлению страной, охране внутреннего правопорядка, обеспечения обороноспособности и т.д. Финансирование образования, здравоохранения, культуры, спорта формирует образованных, физически и нравственно здоровых людей, способных обеспечить экономический рост и социальную стабильность в обществе. Это и есть полученный эквивалент стоимости произведенных расходов, который точно рассчитать не всегда возможно.

Итак, финансы представляют собой совокупность денежных отношений по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях экономического, социального и политического развития страны.

Функции финансов

 

Как известно, каждая экономическая категория выполняет определенные функции, в которых проявляется сущность этой категории, функцию можно рассматривать как способ выражения свойств, присущих ей. Если сущность финансов можно выразить многоаспектно, то столь же многогранно она выражается в функциях финансов.

Существует позитивная теория, отвечающая на вопрос, как это происходит, и нормативная теория, отвечающая на вопрос, как должно быть. В рамках позитивной теории функции финансов состоят в следующем:

перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяйствующих субъектов за счет другого;

способствуют формированию фонда денежных средств государства или хозяйствующих субъектов;

обеспечивают выполнение соответствующими хозяйствующими субъектами функций, в которых общество нуждается.

Можно сказать, что с помощью финансов в хозяйственной деятельности сохраняются только те общественные институты, которые способствуют поступательному движению общества.

С позиций нормативной теории функции финансов представляют собой механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях:

перераспределительной, меняющей структуру национального дохода общества;

регулирующей, меняющей мотивацию хозяйствующих субъектов с целью достижения целей общества на том или ином этапе его развития;

контролирующей, оценивающей и сопоставляющей эффективность использования перераспределенных денежных средств с целью изменения параметров такого перераспределения.

В рамках нормативной теории финансов если вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сформироваться механизм перераспределения денежных средств в пользу государства, достаточных для обеспечения возложенных на него функций. В этой связи встает вопрос о том, сколько средств следует выделять государству, чтобы экономика была эффективной; в какой мере это будет ущемлять интересы хозяйствующих субъектов; какие выбрать показатели оценки эффективности государственных расходов; кто будет регламентировать последние; каковы условия достижения "золотой середины" между бюрократическими структурами государства и корпоративным менеджментом (а в целом - между рынком и государством) в управлении денежными средствами, циркулирующими в национальном хозяйстве, и т.д.

Для современной России этот вопрос далеко не риторический, поскольку более половины всех произведенных в обществе товаров и услуг в текущих ценах ежегодно перераспределяется посредством финансов в пользу государства. А их эффективное/неэффективное использование обеспечивает адекватное развитие общества, изменение доходов населения и организаций. Сокращение реальных доходов в стране однозначно свидетельствует о неэффективности государства, о неадекватности финансов как механизма перераспределения дохода общества в пользу государственных институтов. В этом случае целесообразным может быть использование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частного бизнеса или домашних хозяйств. На этом, собственно, и выстроена теория "провалов" (неэффективности) государства или рынка, что очень важно в связи с финансами, которые как бы фиксируют в каждый данный момент "золотую середину" распределяемого дохода общества между государственным и негосударственным секторами. Конкурентное доказательство каждым из них своей эффективности свидетельствует об адекватности финансов в качестве механизма перераспределения.

Следует заметить, что финансы выполняют две основные функции, хотя по поводу этого в наших учебниках, как было выяснено выше, высказывались различные точки зрения о количестве функций.

Однако все российские учебники по теории финансов отмечают, по крайней мере, наличие следующих двух функций финансов - распределительной и контрольной.

Основное назначение распределительной функции финансов состоит в обеспечении каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Э. Боди и Р. Мертон подтверждают эту мысль: "Главная функция финансов - удовлетворение потребностей людей, включая их основные жизненные потребности в пище, одежде, жилье" Это является конечной целью распределения. Объектом распределения выступает валовой внутренний продукт (в 2005 г. ВВП составил 21,6 трлн. руб., в 2007 г. достигнет величины в 31,22 трлн. руб.). Субъекты распределения - это государство, юридические и физические лица. Методы распределения - налоги и государственные расходы. Налоговый метод представляет собой обязательное, установленное законом, регулярное и безвозмездное изъятие части дохода или имущества налогоплательщиков на нужды государства. С помощью налогов происходит формирование централизованных фондов денежных средств, которые используются методом государственного финансирования.

Государственное финансирование имеет целевой, безвозмездный характер, нормы государственных расходов устанавливаются законодательством. На децентрализованном уровне тоже происходит формирование и использование фондов денежных средств на основе государственных норм, а также финансовых планов и финансовых нормативов самих субъектов хозяйствования.

Роль распределительной функции финансов возрастает. Если до первой мировой войны через финансовую систему распределялось от 10 до 15% мирового валового продукта, то в настоящее время эта доля колеблется в разных странах от 35 до 50%.

Распределительная функция финансов отличается от перераспределительной функции кредита. С помощью кредита тоже происходит распределение валового внутреннего продукта и формирование и использование ссудного фонда (капитала), однако это происходит на кредитных принципах - возврата долга в установленный срок с уплатой процента. Таким образом, кредитор остается собственником своих ресурсов, отдавая их в долг, поэтому такое распределение носит условный и временный характер. При финансовом распределении происходит смена форм собственности (на уровне государственных финансов - всегда, на уровне корпоративных финансов - иногда), но в любом случае оно окончательно и безвозвратно. Конечно, финансирование предполагает получение эффекта либо экономического, либо социального, иначе оно теряет смысл.

Вторую функцию финансов - контрольную следует, на наш взгляд, рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, контрольная функция - это присущее финансам свойство служить средством контроля за процессом распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Среди всего многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое бы не было связано с контролем за формированием и использованием фондов денежных средств. К примеру, налоги, выплата пенсий и пособий, финансирование инвестиций автоматически выполняют контрольную функцию, своими параметрами свидетельствуя о том, что происходит у тех или иных субъектов хозяйствования. Контроль может осуществляться путем расчета и анализа показателей финансового состояния субъекта хозяйствования. Для государства такими показателями являются объем бюджета, величина его дефицита и государственного долга. Для компании - это показатели ликвидности и финансовой устойчивости, прибыли и рентабельности. С помощью контрольной функции финансов общество узнает о том, насколько своевременно поступают денежные средства в распоряжение различных субъектов хозяйствования, какие пропорции складываются в их распределении между государством и юридическими лицами, насколько эффективно используются финансовые ресурсы на цели накопления и потребления.

Вторая форма проявления контрольной функции финансов состоит в сознательном использовании контрольного свойства финансовых отношений в управлении финансами. Речь идет об организации финансового контроля, т.е. о планомерной и целенаправленной деятельности государственных и негосударственных финансовых органов по проверке обоснованности, правильности и целесообразности формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в интересах развития общества.




2020-03-17 791 Обсуждений (0)
Эволюция взглядов на сущность финансов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эволюция взглядов на сущность финансов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (791)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)