Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие личности в социологии и других социальных науках.



2020-03-17 208 Обсуждений (0)
Понятие личности в социологии и других социальных науках. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Выбранная  тема курсовой работы интересна, прежде всего, тем, что в ней рассматривается личность. Личность – это основополагающее понятие для многих наук, в том числе и для социологии. Личность - это очень важная часть общества, которая вершит историю. И поэтому именно эта тема курсовой работы была выбрана  для подробного изучения.

В данной работе мы постарались рассмотреть определения термина «личность». Этот термин был рассмотрен с точки зрения разных наук - философии, социологии и психологии.

Так же в своей работе мы рассмотрели подробно диспозиционную концепцию регуляции поведения личности известного социолога В.А Ядова. Нас  заинтересовала именно эта теория потому, что в отличие от других теорий личности, она стала для нас нечто новым, еще неисследованным, и очень интересным. Так же эта тема была выбрана для более глубокого изучения личности.

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что личность- это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития. В основе диспозиционного направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.

Цель работы - раскрыть основные положения диспозиционной концепции личности В.А.Ядова.

Задачи работы:

-определить сущность понятия личность в социологии и других социальных науках.

-  изучить структуру личности в социологии.

-  исследовать взаимодействие личности и общества.

- раскрыть основные положения диспозиционной теории личности        В.А. Ядова.

Объект исследования- личность в социологии.

Предмет исследования- диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности.

Исходя из поставленных целей и задач, нами формируется структура настоящей курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, с двумя параграфами в первой главе, заключения и списка литературы.

В свое время исследованием личности занимались:

Э.Фромм и его "Теория диструктивной личности".  С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.

З.Фрейд "Психоаналитические теории". Были направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.

Р.Мертон, Т.Парсонс "Ролевая теория личности". Теория описывает  социальное поведение личности  двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе.

Ч.Кули, Дж.Мид "Теория зеркального "Я". Сторонники этой теории понимают личность как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, то есть как на объект.

 

 

Понятие личности в социологии и других социальных науках.

Личность - одно из центральных понятий в социологии, играющее важную роль в формировании социального знания и объясняющее, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

На развитие социологических представлений о личности значительно влияют философские концепции и психологические теории.

Философия оперирует понятием "человек", включающим его биологическую, ментальную и культурную природу. В философии "личность" в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как: 1) произведение; 2) творец; 3)деятель.

Психология обращает внимание на темперамент, характер людей, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. В психологии "личность" - это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, так как качества людей (врожденные и приобретенные) индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальной действующей единицей некой группы или общности.

Философский и психологический подходы с их специфической терминологией используются в социологии на уровне специальных теорий.

Социологи рассматривают, прежде всего, социальные качества, формирующиеся у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими). Для социолога личность - это то, что делает людей похожими друг на друга (они отмечают в людях социально-типическое).[1]

Личность – это своеобразный итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Личность представляет собой результат становления индивида путем преодоление трудностей и накопления жизненного опыта. Данный термин употребляется только по отношению к человеку и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Личность представляет собой относительно поздний продукт развития общества. Общество и социальная среда могут влиять на личность в двух направлениях – подавляя ее, либо, напротив, развивая. Между развитием личности и общества существует прямая зависимость: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность.

В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов.

1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.

2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.

3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.

4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

5. Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие».

6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.

Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах:

1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;

2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;

3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;

4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.[2]

Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения конкретной социальной группы.



2020-03-17 208 Обсуждений (0)
Понятие личности в социологии и других социальных науках. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие личности в социологии и других социальных науках.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)