Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АНАЛИЗ ДИНАМИКИИ СТРУКТУРЫ ВАЛОВОГО ДОХОДА торгового предприятия



2020-03-17 300 Обсуждений (0)
АНАЛИЗ ДИНАМИКИИ СТРУКТУРЫ ВАЛОВОГО ДОХОДА торгового предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Доходы, доходность и рентабельность наряду с товарооборотом являются основными показателями, по которым оценивается работа торгового предприятия. Валовой доход составляет порядка 80 % всех доходов предприятия, поэтому анализу именно этого показателя уделяется наибольшее внимание. Анализ валового дохода, как и других результативных показателей, предполагает:

а) изучение исследуемого показателя в его взаимосвязях;

б) оценку воздействия объективных экономических законов и факторов субъективного характера;

в) использование результатов анализа при разработке бизнес-планов;

г) выявление и количественное измерение действия факторов на исследуемое явление;

д) определение тенденции и пропорций в развитии изучаемого показателя с определением неиспользуемых внутрихозяйственных резервов;

е) изучение и обобщение передового, в том числе зарубежного, опыта и использование его при принятии управленческих решений.

Основной целью анализа валового дохода является поиск резервов роста и достижение на основе этого оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления им.

С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых результатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение торгового предприятия, оплата труда работников, поскольку источником образования прибыли является валовой доход.

В процессе анализа валового дохода устанавливается степень соответствия фактических значений прогнозным (плановым), определяется динамика валового дохода, рассчитываются темпы роста, устанавливаются причины его роста или снижения.

Анализ валового дохода, как и других показателей деятельности предприятия, является основой для принятия управленческих решений. Экономический анализ предшествует решениям, обосновывает их и является базой научного управления предприятием, повышает его эффективность.

Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относятся: оценка абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, группировки, индексный, графический, метод цепных подстановок, балансовый. К математическим методам относятся: математическое программирование, моделирование, корреляция, регрессия и т.д.

Объектом дипломного исследования является ЗАО «Компания ФРАКАСС», которое было зарегистрировано 13 марта 1996 года. На сегодняшний день оно имеет два магазина. Первым был открыт магазин в районе ст. метро Владыкино (далее – магазин Владыкино), второй магазин был открыт чуть позже – 24 декабря 1998 года и находится около ст. метро Войковская (далее - магазин Войковский). Это продовольственные универсальные магазины, реализующие также большое количество сопутствующих товаров. Магазины работают с 9:00 до 23:00, раньше они работали до 20:00, а сейчас руководство планирует увеличить время работы до 24:00. Форма продажи – самообслуживание, что предполагает свободный доступ покупателей к товарам. Они находятся в спальных районах, где также располагается большое количество мелких продовольственных магазинчиков, которые не являются серьезными конкурентами из-за крайне узкого ассортимента, они не предлагают покупателям сопутствующих товаров и реализуют продукцию только через прилавок.

Магазин Владыкино занимает цокольный этаж жилого дома (полуподвальное помещение). Имеет 4 небольших зала, что связано с конструкцией дома, и единый расчетный узел (одна касса). Площадь магазина составляет 264,70 м2, в том числе торговая площадь – 222 м2.

Магазин Войковский находится на 1-ом этаже жилого дома, а также занимает подвальное помещение. Общая площадь магазина – 290 м2, в том числе торговая площадь (на 1-ом этаже) – 155 м2 (единый торговый зал, не разделенный на залы).

Обычно при анализе доходов проводится исследование отдельных его видов. В ЗАО «Компания ФРАКАСС» единственным источником доходов являются реализованные торговые надбавки, соответственно единственным видом доходов на анализируемом предприятии является валовой доход от реализации.

Торговая надбавка в ЗАО «Компания ФРАКАСС» устанавливается с учетом произведенных затрат, звенности товародвижения, спроса населения, уровня цен на предприятиях конкурентах. Торговая надбавка колеблется в пределах от 15 % до 40 % в зависимости от товарной группы. Наименьшая торговая надбавка (15%) устанавливается на товары первой необходимости такие как хлеб, молочные товары. Наибольшая надбавка (30, 35, 40 %) установлена на кондитерские изделия, вино-водочные товары и на основную массу сопутствующих товаров. Кроме того, торговая надбавка может варьироваться внутри товарной группы, а также в зависимости от сезона (например, торговая надбавка на мороженое обычно составляет 25 %, а в июле она повышается до 30%). Поэтому уровень валового дохода по товарным группам не совпадает с уровнем расчетной торговой надбавки.

Данные о розничном товарообороте и валовом доходе ЗАО «Компания ФРАКАСС» за 3 года представлены в таблицах 2.1 и 2.2. Более наглядно эти данные показаны на рис. 2.1 и 2.2. Здесь и далее более подробно будет проведен анализ валового дохода магазина Владыкино в сравнении с магазином на Войковской по отдельным моментам анализа.

Очевидна общая тенденция валового дохода к росту за три года. Хотя на Войковской валовой доход в сопоставимых ценах снижался в течение 2003 года, и лишь в начале 2004 года наметилась тенденция к росту. Наиболее высокие абсолютные показатели в сопоставимых ценах отмечены в IV квартале 2004 г., а наиболее низкие – в I квартале 2004 г. Также из рисунков видно, что в III квартале каждого года валовой доход и товарооборот снижаются, а в IV квартале – повышаются, что является общей тенденцией для торговых предприятий: летом это связано с периодом отпусков, когда население выезжает из города на отдых, а в IV квартале наблюдается всплеск покупательской активности и существенный рост продаж, связанный с предпраздничным периодом.

При анализе динамики товарооборота и валового дохода, представленных в таблицах 2.1 и 2.2 РТО в сопоставимых ценах и ВД в сопоставимых ценах за 2002 год использованы данные за IV квартал 2001 года ЗАО «Компания ФРАКАСС» соответственно по двум магазинам: Владыкино и на Войковской.
Таблица 2.1.

Динамика товарооборота и валового дохода магазина Владыкино (в фактических и сопоставимых ценах*, руб.)

 

 

2002

Всего за год

I

II

III

IV

РТО в факт. ценах

1 562 548,00

1 842 589,65

1 658 954,60

1 995 680,00

7 059 772,25

РТО в сопост. ценах

1 562 548,00

1 658 621,94

1 449 988,11

1 639 474,63

6 310 632,68

ВД в факт. ценах

306 259,41

442 221,52

398 149,10

459 006,40

1 605 636,43

ВД в сопост. ценах

306 259,41

419 565,01

362 613,03

397 064,36

1 485 501,80

 

2003

Всего за год

I

II

III

IV

РТО в факт. ценах

2 215 485,00

2 185 090,35

1 801 670,09

2 155 299,72

8 357 545,16

РТО в сопост. ценах

1 666 680,46

1 590 122,26

1 350 051,02

1 504 309,70

6 111 163,43

ВД в факт. ценах

420 942,15

477 883,01

425 063,01

522 217,03

1 846 105,20

ВД в сопост. ценах

339 469,48

366 193,88

322 017,43

379 794,20

1 407 474,99

 

2004

Всего за год

I

II

III

IV

РТО в факт. ценах

1 874 550,11

2 713 572,32

3 706 257,43

5 661 926,34

13 956 306,20

РТО в сопост. ценах

1 224 551,86

1 749 563,07

2 412 588,74

3 429 248,77

8 815 952,44

ВД в факт. ценах

431 203,99

582 653,45

800 347,04

1 193 453,36

3 007 657,84

ВД в сопост. ценах

297 177,11

388 435,63

527 237,84

753 918,74

1 966 769,32

* В ценах I квартала 2002 г.

Рис. 2.1. Динамика РТО и ВД магазина Владыкино

 


Таблица 2.2.

Динамика товарооборота и валового дохода магазина Войковской (в фактических и сопоставимых ценах*, руб.)

 

 

2002

Всего за год

I

II

III

IV

РТО в факт. ценах

1 785 625,90

2 117 529,10

1 953 575,65

2 156 743,90

8 013 474,55

РТО в сопост. ценах

1 785 625,90

1 906 110,90

1 707 497,88

1 771 790,52

7 171 025,21

ВД в факт. ценах

403 551,45

489 149,22

390 715,13

474 483,66

1 757 899,46

ВД в сопост. ценах

403 551,45

464 088,45

355 842,56

410 452,99

1 633 935,45

 

2003

Всего за год

I

II

III

IV

РТО в факт. ценах

2 314 587,30

2 412 785,65

2 281 746,50

2 565 488,56

9 574 608,01

РТО в сопост. ценах

1 741 233,83

1 755 819,46

1 709 788,16

1 785 463,98

6 992 305,43

ВД в факт. ценах

567 999,72

518 025,08

499 474,31

534 134,72

2 119 633,83

ВД в сопост. ценах

458 064,29

396 954,08

378 389,63

388 461,61

1 621 869,62

 

2004

Всего за год

I

II

III

IV

РТО в факт. ценах

2 338 557,11

3 312 700,33

3 414 795,26

4 124 912,56

13 190 965,26

РТО в сопост. ценах

1 527 664,93

2 135 848,05

2 222 861,41

2 498 328,39

8 384 702,78

ВД в факт. ценах

533 744,80

719 238,01

765 497,00

840 103,73

2 858 583,54

ВД в сопост. ценах

367 846,18

479 492,01

504 279,97

530 703,56

1 882 321,71

* В ценах I квартала 2002 г.

 

Рис. 2.2. Динамика РТО и ВД магазина Войковского


Наибольший рост валового дохода наблюдается в IV квартале 2004 года (табл. 2.3), когда он вырос на 43 % по сравнению с III кварталом, наибольшее снижение валового дохода приходится на I квартал 2004 г. (ВД составил лишь 78,3 % от ВД I кв. и, соответственно, уменьшился на 21,7 %). Такую же тенденцию можно отметить при анализе базисных темпов роста. За три года валовой доход увеличился на 146,2 %, причем такой рост достигнут именно за счет 2-ух последних кварталов 2004 года.

Необходимо отметить, что максимальный рост валового дохода второго магазина ЗАО «Компания ФРАКАСС» составил только 30,4 % (табл.2.4), и при этом за три года валовой доход вырос лишь на 31,5 % (против 146,2 % в магазине Владыкино). Это связано с тем, что магазин на Войковской развивается более стабильно и всегда имел больший товарооборот и валовой доход в абсолютном измерении, чем магазин Владыкино, скачкообразное развитие которого и резкий упадок в I квартале 2004 года был связан с проблемами в аппарате управления торговым предприятием. Но, начиная с II квартала 2004 г., когда сменился состав управленческого персонала, магазин начал превосходить Войковскую по абсолютным показателям.

Таблица 2.3.

Темпы роста валового дохода Владыкино в сопоставимых ценах I кв. 2002 г.

Таблица 2.4

Темпы роста валового дохода Войковской в сопоставимых ценах I кв. 2002 г.


Информация о структуре валового дохода представлена в таблицах 2.5 и 2.6. Наибольшую долю в объеме валового дохода занимают такие товарные группы, как сопутствующие товары (порядка 30 %), бакалея (14-16 %), кондитерские изделия (10-13 %), а также слабоалкогольные безалкогольные напитки. Наименьшую долю занимают хлеб и хлебобулочные изделия (2,5-3,5 %) и кулинария (менее 1 %). На протяжении трех лет структура валового дохода в обоих магазинах не изменялась значительно, только были введены в ассортимент вино-водочные изделия, доля которых в магазине Владыкино к концу 2004 года достигла 15,35 %, из-за чего заметно сократились доли сопутствующих товаров и бакалеи ( с 30,94 % в 2002 г. до 22,59 % в 2004 г. и с 19,14% в 2002 г. до 10,58 % в 2004 г. соответственно). Также периодически появлялась и исчезала такая товарная группа как кулинария. В магазине на Войковской ситуация аналогичная. Однако, из общей картины выбивается I квартал 2003 года, когда резко увеличилась доля сопутствующих товаров (55,09% против обычных 30-40%) и уменьшилась доля кондитерских изделий (4,23 % против 12-14%).


Таблица 2.5.

Структура валового дохода Владыкино (%)

 

2002

Всего за год

I

II

III

IV

Всего

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

в т.ч.

 

 

 

 

 

вино-водочные изделия

-

-

-

-

-

слабоалкогольные напитки

6,25

6,43

5,89

5,73

6,06

безалкогольные напитки

11,10

9,49

8,27

7,35

8,89

кондитерские изделия

14,79

10,47

10,26

12,19

11,73

замороженные изделия

6,67

5,32

6,95

4,15

5,65

гастрономия

6,18

4,74

4,29

5,89

5,23

бакалея

25,35

17,68

18,41

17,02

19,14

кулинария

0,11

0,08

0,05

0,02

0,06

молочные продукты

11,14

8,20

8,43

7,63

8,65

хлеб и хлебобулочные изделия

4,53

3,30

3,75

3,32

3,65

сопутствующие товары

13,90

34,28

33,68

36,70

30,94

 

 

 

 

 

 

 

2003

Всего за год

I

II

III

IV

Всего

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

в т.ч.

 

 

 

 

 

вино-водочные изделия

-

0,03

0,05

3,41

0,99

слабоалкогольные напитки

5,08

6,25

5,45

5,05

5,46

безалкогольные напитки

11,33

9,25

8,99

6,75

8,96

кондитерские изделия

9,17

9,29

8,23

10,08

9,24

замороженные изделия

4,36

6,61

8,93

6,77

6,68

гастрономия

4,31

3,06

2,74

3,88

3,51

бакалея

19,23

16,16

16,70

13,83

16,33

кулинария

0,02

0,01

0,11

0,07

0,05

молочные продукты

7,20

7,30

8,00

7,88

7,60

хлеб и хлебобулочные изделия

3,56

3,08

3,27

3,66

3,40

сопутствующие товары

35,73

38,96

37,52

38,62

37,80

 

 

 

 

 

 

 

2004

Всего за год

I

II

III

IV

Всего

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

в т.ч.

 

 

 

 

 

вино-водочные изделия

8,41

12,06

14,99

18,69

14,95

слабоалкогольные напитки

7,36

9,28

10,80

7,21

8,59

безалкогольные напитки

9,51

8,91

9,00

6,71

8,15

кондитерские изделия

11,19

13,00

11,18

13,44

12,43

замороженные изделия

8,23

7,59

7,05

5,60

6,75

гастрономия

3,37

2,70

5,98

9,75

6,47

бакалея

10,13

12,14

9,89

10,44

10,58

кулинария

-

-

0,37

0,80

0,42

молочные продукты

7,52

5,99

6,98

6,20

6,56

хлеб и хлебобулочные изделия

3,43

2,19

2,29

2,54

2,53

сопутствующие товары

30,84

26,14

21,48

18,61

22,59

 

 

Таблица 2.6.

Структура валового дохода Войковской (%)

 

2002

Всего за год

I

II

III

IV

Всего

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

в т.ч.

 

 

 

 

 

вино-водочные изделия

-

-

-

-

-

слабоалкогольные напитки

10,13

8,99

10,88

10,28

10,02

безалкогольные напитки

9,20

8,79

9,21

8,48

8,89

кондитерские изделия

14,36

13,19

14,05

15,21

14,20

замороженные изделия

6,35

5,39

7,45

5,81

6,18

гастрономия

3,25

3,26

5,13

3,93

3,85

бакалея

14,54

13,56

18,17

15,50

15,33

кулинария

0,06

0,05

0,02

-

0,03

молочные продукты

6,93

6,45

7,35

6,21

6,70

хлеб и хлебобулочные изделия

2,46

2,12

2,53

2,09

2,28

сопутствующие товары

32,73

38,20

25,21

32,49

32,52

 

 

 

 

 

 

 

2003

Всего за год

I

II

III

IV

Всего

100

100

100

100

100,00

в т.ч.

 

 

 

 

 

вино-водочные изделия

-

-

-

-

-

слабоалкогольные напитки

7,66

9,85

8,27

7,40

8,27

безалкогольные напитки

6,62

9,68

7,66

7,54

7,84

кондитерские изделия

4,23

12,55

11,93

13,53

10,42

замороженные изделия

4,96

7,14

7,38

7,01

6,58

гастрономия

2,79

3,51

3,21

3,72

3,30

бакалея

11,27

12,32

11,86

11,56

11,74

кулинария

-

-

-

-

-

молочные продукты

5,62

7,25

6,77

7,73

6,82

хлеб и хлебобулочные изделия

1,76

2,04

2,20

2,07

2,01

сопутствующие товары

55,09

35,66

40,73

39,44

43,02

 

 

 

 

 

 

 

2004

Всего за год

I

II

III

IV

Всего

100

100

100

100

100,00

в т.ч.

 

 

 

 

 

вино-водочные изделия

-

-

0,19

3,89

1,19

слабоалкогольные напитки

6,59

11,45

14,76

8,06

10,43

безалкогольные напитки

7,87

9,67

9,19

6,70

8,33

кондитерские изделия

10,24

12,70

11,45

14,80

12,52

замороженные изделия

7,17

7,00

7,47

6,72

7,08

гастрономия

2,74

1,96

3,11

8,19

4,24

бакалея

10,90

14,37

13,05

13,05

12,98

кулинария

-

-

-

0,59

0,24

молочные продукты

7,28

5,48

6,07

6,15

6,17

хлеб и хлебобулочные изделия

2,20

1,32

1,30

1,70

1,59

сопутствующие товары

45,01

36,06

33,13

30,16

35,21

 

Рис. 2.3. Динамика структуры валового дохода Владыкино

 

Рис. 2.4. Динамика структуры валового дохода Войковской

Так как абсолютные сумму не могут в полной мере отразить изменение валового дохода, после их изучения анализируется уровень валового дохода и его динамика. Данные о характере изменения уровня валового дохода ЗАО «Компания ФРАКАСС» представлены в таблицах 2.7. и 2.8. Более наглядно эти данные представлены на рис. 2.5., который также позволяет сравнить данные по двум магазинам.

Уровень валового дохода Владыкино колебался в пределах от 19,00 % до 24,23 %, а Войковской – от 20,00 % до 24,54 %. Это максимальные и минимальные значения. Интересен тот факт, что когда в одном магазине происходит рост уровня валового дохода, в другом наблюдается снижение (см. рис. 2.5.). С начала I квартала 2004 года наблюдается некоторая стабилизация уровня. Причем оба магазина приходят к практически одинаковому значению – 21,55 % и 21,67 % в среднем за 2004 год.

 

Рис 2.5. Динамика уровня валового дохода ЗАО «Компания ФРАКАСС»

Таким образом, уровень валового дохода дает представление о том, как соотносятся между собой показатели валового дохода и товарооборота. Именно уровень валового дохода, а не абсолютная сумма, позволяет более объективно выявить и проследить определенные тенденции в развитии валового дохода, определить, какие изменения происходили в его структуре, носили ли они закономерный характер или случайный.


Таблица 2.7.

Уровень валового дохода Владыкино по товарным группам, %

 

2002

Всего за год

I

II

III

IV

Всего

19,60

24,00

24,00

23,00

22,74

в т.ч.

 

 

 

 

 

вино-водочные изделия

-

-

-

-

-

слабоалкогольные напитки

17,33

22,68

20,91

22,00

20,82

безалкогольные напитки

24,58

26,51

24,40

24,88

25,15

кондитерские изделия

23,32

23,33

21,31

24,32

23,13

замороженные изделия

20,57

22,37

22,03

22,09

21,78

гастрономия

22,94

24,54

21,21

24,17

23,32

бакалея

21,81

21,75

21,83

22,05

21,86

кулинария

20,34

22,02

23,99

23,26

21,89

молочные продукты

19,45

20,09

19,12

19,63

19,58

хлеб и хлебобулочные изделия

17,33

17,91

17,50

17,46

17,55

сопутствующие товары

13,10

27,72

32,23

24,34

25,09

 

 

 

 

 

 

 

2003

Всего за год

I

II

III

IV

Всего

19,00

21,87

23,59

24,23

22,09

в т.ч.

 

 

 

 

 

вино-водочные изделия

-

17,56

22,54

28,18

27,96

слабоалкогольные напитки

19,15

23,22

24,56

25,53

23,02

безалкогольные напитки

24,73

24,63

26,28

25,65

25,24

кондитерские изделия

20,09

22,91

24,87

24,79

23,09

замороженные изделия

21,42

22,64

24,13

23,33

23,08

гастрономия

17,79

20,08

23,58

23,77

20,90

бакалея

22,07

21,83

25,09

25,66

23,45

кулинария

22,45

23,20

24,94

23,29

24,00

молочные продукты

16,89

19,78

22,47

23,45

20,56

хлеб и хлебобулочные изделия

18,12

17,59

17,09

20,50

18,40

сопутствующие товары

16,68

21,75

22,92

23,72

21,12

 

 

 

 

 

 

 

2004

Всего за год

I

II

III

IV

Всего

23,00

21,47

21,59

21,08

21,55

в т.ч.

 

 

 

 

 

вино-водочные изделия

26,04

25,96

25,51

25,67

25,70

слабоалкогольные напитки

24,91

23,93

24,98

24,96

24,74

безалкогольные напитки

24,06

20,53

21,19

20,82

21,35

кондитерские изделия

25,85

23,65

23,66

22,98

23,62

замороженные изделия

23,46

20,55

20,90

20,44

21,07

гастрономия

23,38

20,01

20,73

20,02

20,41

бакалея

22,50

20,63

21,22

19,86

20,70

кулинария

-

-

20,12

20,03

20,05

молочные продукты

20,95

16,00

15,84

13,57

15,52

хлеб и хлебобулочные изделия

18,38

12,86

13,33

13,41

14,03

сопутствующие товары

21,89

22,08

21,66

21,97

21,90

 


Таблица 2.8.

Уровень валового дохода Войковской по товарным группам, %

 

2002

 Итого за год

I

II

III

IV

Всего

22,60

23,10

20,00

22,00

21,94

в т.ч.

 

 

 

 

 

вино-водочные изделия

-

-

-

-

-

слабоалкогольные напитки

22,69

23,14

23,41

24,96

23,57

безалкогольные напитки

22,81

21,89

19,30

20,90

21,18

кондитерские изделия

25,14

23,91

21,55

24,85

23,87

замороженные изделия

21,26

20,94

21,97

20,53

21,18

гастрономия

22,07

20,82

23,26

22,83

22,30

бакалея

20,83

20,76

20,99

21,00

20,90

кулинария

19,50

20,30

20,00

-

19,92

молочные продукты

16,92

17,97

16,98

16,10

16,98

хлеб и хлебобулочные изделия

16,22

16,93

16,20

15,77

16,28

сопутствующие товары

25,25

26,65

18,13

23,13

23,48

 

 

 

 

 

 

 

2003

Итого за год

I

II

III

IV

Всего

24,54

21,47

21,89

20,82

22,14

в т.ч.

 

 

 

 

 

вино-водочные изделия

-

-

-

-



2020-03-17 300 Обсуждений (0)
АНАЛИЗ ДИНАМИКИИ СТРУКТУРЫ ВАЛОВОГО ДОХОДА торгового предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АНАЛИЗ ДИНАМИКИИ СТРУКТУРЫ ВАЛОВОГО ДОХОДА торгового предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)