Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Богатство в понимании Аристотеля



2020-03-17 533 Обсуждений (0)
Богатство в понимании Аристотеля 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Богатство, согласно Аристотелю, - это вещи, необходимые для поддержания жизни, когда они безопасно хранятся в сообществе, поддержку которому они и оказывают. Человеческие потребности, относись они к домашнему хозяйству или целому городу, не являются безграничными; а в природе нет нехватки пропитания. Положение, которое довольно странно звучит для современных людей, тщательно разрабатывается Аристотелем. Каждый аргумент содержит четкую ссылку на определенный институт. Психология избегается, социология внедряется.

Отрицание постулата ограниченности ресурсов основывается на условиях животной жизни, а оттуда это распространяется на условия жизни человека. Разве животные с дня своего рождения не видят, что пропитание ждет их в их естественной среде? А люди - разве они не находят источник пропитания в молоке матери, и, в конечном итоге, в своей естественной среде обитания, будь они охотниками, скотоводами или теми, кто обрабатывает землю? Поэтому, если ограниченность возникнет «со стороны спроса», то Аристотель приписывает это «неправильно понятому представлению о хорошей жизни, как о желании обладать еще большим обилием физических товаров и наслаждений»1.

В философии Аристотеля тремя преимуществами обладания богатства были:

1. честь и престиж;

2. безопасность жизни и сохранность тела в целостности;

.   собственно богатство.

Первое включает в себя привилегии и почтение, положение в обществе и старшинство; второе обеспечивает безопасность от открытых и тайных врагов, предательства и восстаний, бунтов рабов, взятия верха со стороны сильных и даже имеет ввиду защиту от руки закона: третье, богатство, это благодать владения, в основном наследством или знаменитым сокровищем. Если на то пошло, то утилитарные товары, продовольствие и материалы достаются, как правило, владельцу чести и безопасности, но слава превосходит товары. Бедность, с другой стороны, связывается с низким статусом, она заставляет работать для того, чтобы существовать, зачастую по приказанию других. Чем меньше ограничений для таких приказаний, т.е. чем больше произвол приказывающего, тем более унизительными являются условия. Главное здесь не факт ручного труда - как свидетельствует статус крестьянина, всегда пользующегося уважением - но зависимость от личного каприза и приказа другого человека; именно они вызывают презрение к тому, кто служит.

Самодостаточность человеческих существ, этот постулат повседневной жизни, обеспечивается тогда, когда предметы первой необходимости физически доступны. Вещи, о которых здесь идет речь, это те, которые поддерживают жизнь и могут храниться. Помимо зерна, вина и масла относятся также шерсть и определенные металлы. Граждане и члены семьи должны быть в состоянии полагаться на запас этих благ во времена голода и войны. Количество благ, которое необходимо семье или городу, являет собой объективное требование. Домашнее хозяйство является самой маленькой, а полис самой большой единицей потребления: в любом случае, то, что необходимо, устанавливается стандартами сообщества. Отсюда понятие о существенно ограниченном количестве вещей первой необходимости.

Таким образом, хозяйство состояло из необходимых предметов - зерна, масла, вина и т.д. - на которых зиждилась жизнь общества. Идеалом общества выступало самодостаточное общество с разумным и достаточным уровнем потребностей каждого члена общества. Вывод был строгим и исключал возможность других выводов. Или предметом экономики является материальная основа, поддерживающая жизнь человеческих существ, или, в противном случае, не существует эмпирически данной рациональной связи между такими вопросами, как торговля и цены, с одной стороны, и постулат о самообеспеченности сообщества, с другой.

Ценность

экономический ценность аристотель стоимость

Аристотель не только различал потребительную ценность и меновую ценность так же четко, как и любой более поздний автор, но он понимал также, что последняя каким-то образом получается из первой. Но само по себе это не только не выходит за рамки здравого смысла, но и является банальностью, а дальше он не продвинулся. Его неудачу в этом вопросе позднее компенсировали схоласты, которым приписывают заслугу создания теории цены. Считается, что это произошло по причине его «поглощенности этической проблемой справедливости в ценообразовании - «коммутативной» справедливости, которая отвлекла его внимание от аналитической проблемы фактического ценообразования».

По Аристотелю, группа, рассматриваемая в динамике, формирует сообщество (koinonia), члены которого связаны узами доброй воли (philia). Philia выражает себя в поведении взаимности (anti-peponthos). Все, что нужно для того, чтобы продолжать и поддерживать сообщество, включая его самодостаточность (autarkeia), является «естественным» и внутренне правильным. Можно сказать, что автаркия - это способность существовать без зависимости от ресурсов извне. То, что обеспечивает справедливость, будь то в отношении распределения жизненных благ или вынесение решения в отношении конфликтов, или регулирование взаимных услуг - хорошо, поскольку это требуется для продолжения существования группы. Нормативность, в таком случае, неотделима от действительности. Эти общие положения его системы, по мнению Й. Шумпетера, «позволяют очертить взгляды Аристотеля на торговлю и цены»2.

Торговля является естественной, когда она служит выживанию сообщества посредством сохранения его самодостаточности. Необходимость в этом возникает, как только разрастающаяся семья делается слишком многочисленной, и ее члены вынуждены селиться отдельно друг от друга. Их самодостаточность окажется теперь под вопросом. Темп, с которым делимые услуги обмениваются, зависит от сохранения доброй воли среди членов, поскольку без нее само сообщество прекратит свое существование. Справедливая цена, таким образом, проистекает из потребностей доброй воли philia, как это выражено в принципе взаимности, что выражается в принципе взаимности и является квинтэссенцией бытия всего человеческого сообщества.

Из этих принципов проистекает также его осуждение коммерческой торговли и сентенции в отношении необходимости установления обменных эквивалентов или справедливой цены. Торговля является «естественной», пока она является требованием самообеспечения. Цены обычно устанавливаются, так, что они соответствуют мнению участников сообщества, укрепляя, этим самым, добрую волю, на которой покоится сообщество. Обмен товарами есть обмен услугами: это является основой самообеспеченности и реализуется путем взаимного дележа по справедливым ценам. При таком обмене выигрыша нет: товары имеют свои собственные цены, установленные заранее. Если же должна существовать прибыльная розничная торговля ради распределения товаров, то пусть этим занимаются не граждане.

Теория Аристотеля о торговле и цене была ничем иным, как простой разработкой его общей концепции о человеческом сообществе. Сообщество, самодостаточность и справедливость являли собой три основные точки опоры его социологии. На этой рамочной основе базировались его мысли по всем экономическим вопросам, будь то природа экономики или политические вопросы. Аристотель, несомненно, искал критерий справедливости в ценообразовании и нашел его в «равенстве» того, что человек отдает и получает. Обе стороны, принимающие участие в акте бартера или продажи, должны с необходимостью извлекать из него выгоду в том смысле, что они должны предпочитать свое экономическое положение после этого акта экономическому положению, в котором они находились до акта - иначе у них не было бы никаких стимулов совершать обмен.


Деньги

 

Теория денег, которой придерживался Аристотель, заключалась в следующем: само существование любого общества предполагает обмен товарами и услугами; этот обмен вначале «естественно» принимает форму бартера; но люди, которым требуется то, что есть у других людей, могут не обладать тем, что требуется этим последним; поэтому часто бывает необходимо принять в обмен то, что не требуется, ради обладания тем, что действительно необходимо, посредством последующего акта бартера; очевидное удобство будет побуждать людей выбрать путем неявного соглашения или посредством законодательного акта какой-либо один товар в качестве средства обращения - Аристотель не рассматривал возможность выбора более чем одного подобного товара.

Аристотель замечает, что некоторые товары, такие как металлы, лучше подходят для этой роли, чем другие, предвосхищая, таким образом, некоторые из наиболее распространенных в XIX в. понятий об однородности, делимости, портативности, относительном постоянстве ценности5-4 и т. д. Более того, требование эквивалентности обмена естественным образом привело его к наблюдению, что средство обращения будет также использоваться в качестве меры ценности. И наконец, он осознавал, если и не высказывал это открыто, что деньги используются в качестве запаса ценности. Таким образом, три из четырех функций денег, которые традиционно перечисляются в трудах экономистов XIX в. (четвертая функция состоит в выполнении роли средства платежа), можно обнаружить у Аристотеля.

В сущности, эта теория включает в себя два положения. Первое состоит в том, что для каких бы других целей ни использовались деньги, их фундаментальная функция, определяющая их и объясняющая их существование, заключается в выполнении роли средства обращения. Так, в «Этике», исследуя «монеты, находящаяся в обращении» (νομισμα), он действительно заявил, что деньги существуют не в силу своей «природы», но по соглашению или закону для обмена вещами». Второе положение состоит в том, что, для того чтобы служить средством обращения на товарных рынках, сами деньги должны быть одним из этих товаров. То есть они должны быть полезной вещью и обладать меновой ценностью, не зависящей от их денежной функции; вот и все, что означает в этой связи внутренняя ценность - ценность, которая может сравниваться с другими ценностями. Таким образом, денежный товар, как и другие товары, оценивается в зависимости от его веса и качества; для удобства люди могут решить поставить на него штамп, чтобы сэкономить усилия, необходимые для того, чтобы каждый раз его взвешивать. Но этот штамп только провозглашает и гарантирует качество и количество товара, содержащегося в монете, и не является причиной его ценности.

Итак, теория денег Аристотеля является теорией в обычном смысле этого слова, т. е. попыткой объяснить, что такое деньги и какие функции они выполняют. И в соответствии со своей привычкой рассмотрения социальных институтов он представил ее в генетической форме: деньги возникают в ходе исторического развития и служат для упрощения обмена вещами и товарами между людьми.


Заключение

 

Итак, исследование показывает, что зачатки «чистой» экономической науки Аристотеля могут быть обнаружены в основном в «Политике» и в «Никомаховой этике». Как было показано выше Аристотель в первую очередь интересовался тем, что выглядело «естественным» и «справедливым» с точки зрения его идеала хорошей и добродетельной жизни.

Для современного менталитета, привыкшего к понятию рынка, цепь мыслей, излагаемых Аристотелем, может показаться серией парадоксов, которая нашла свое отражение в различении «экономики» и «хремастики».

Под экономикой Аристотель понимает искусство управления «естественным» домашним хозяйством, целью которого является общее благо. А под хремастикой Аристотель понимает неестественное искусство делания денег ради денег для удовлетворения неразумных потребностей.

Его суждения предполагают игнорирование:

-  рынка как института торговли;

-  ценообразования как функции рыночного механизма;

-  любой другой функции торговли, кроме той, которая обеспечивает самодостаточность общества;

-  причин, по которым установленная цена может отличаться от цены, сформированной рынком и рыночные цены должны колебаться;

Вместо этого рынок и торговля рассматриваются Аристотелем как отдельные и определенные институты. Цены, как производимые обычаем, законом или провозглашением. Прибыльная торговля, как «неестественная», а установленная цена, как «естественная». При этом, следует указать, что заслугой вклад Аристотеля в историю экономической мысли уже в том, что он четко сформулировал проблему. Также заслуга Аристотеля в том, что он впервые в истории сделал предметом анализа такие феномены как деньги, торговлю, обмен, богатство, проценты и т.п.


Список литературы

 

1. Аникин А. В. Юность науки (жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса). - М., 1985. - 225 с.

2. Аристотель Никомахова этика. - М, 1992. - 545 с.

.   Аристотель Политика. - М, 1993. - 634 с.

.   Бартенев С. А. История экономических учений. - М., 1997. - 148 с.

.   Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. - М., 1994. -341 с.

.   Гилен Д. История экономической мысли. - Новосибирск, 2000. - 247 с.

.   Гэлбрейт Дж. История экономической науки: прошлое как настоящее. - М., 1989. - 299 с.

.   Заславская М. Д. История экономики. - М., 2000. - 199 с.

.   Поланьи К. Аристотель открывает экономику // Экономические теории и школы (история и современность). - М., 1996. - 403 с.

.   Полянский Ф.Я. Экономическая история капиталистических стран. - М.,1986. - 983 с.

.   Потапова И. С. История экономических учений. - М., 1998. - 233 с.

.   Шумпетер Й. История экономического анализа. - М., 2002. - 467 с.



2020-03-17 533 Обсуждений (0)
Богатство в понимании Аристотеля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Богатство в понимании Аристотеля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (533)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)