Опыт реабилитационной практики в Орловском регионе
В Орловской области зарегистрировано около 73 тыс. людей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в регионе реализуется долгосрочная областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов (доступная среда) на 2012-2014 годы», в рамках которой планируется сформировать к 2015 году условия для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в жизненно важных сферах для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также создать равные возможности для инвалидов во всех сферах жизни. Одним из важных мероприятий целевой программы стало проведение мониторинга состояния доступности более 500 общественных зданий и сооружений социально-культурного и бытового назначения на территории города Орла и Орловской области. По итогам обследования на каждый объект составлен паспорт на предмет соответствия предъявляемым к зданию требованиям доступности. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в Орле Блог о культурной жизни города Орла - STUDIO57.RU провел беседу с заместителем руководителя Светланой Петровной СИДЕЛЬНИКОВОЙ.: Какая помощь оказывается ребятам, попавшим сюда? С.П.: В центре несколько отделений. Например, в отделении социальной диагностики мы проводим работу, связанную с выявлением физических и психологических отклонений у ребёнка. Отделение социальной реабилитации направлено на восстановительную работу общего состояния ребёнка. Внутренний медико-психолого-педагогический консилиум рассматривает ситуацию каждого ребёнка индивидуально, преследуя цель найти оптимальный путь для работы с ребёнком, составить ему лечебную программу. Так, в течении двух недель выявляется проблема. Далее с ребёнком работают социальные педагоги, воспитатели. Ребёнок должен получить гарантию того, что он в безопасности. Отделение социально-правовой помощи проводит юридические консультации с детьми и их родителями, помогает составлять документы и ходатайства. S57: Часто ли ребята не понимают где они оказываются и что с ними происходит? С.П.: Да, такое бывает. Детям, как правило, оказывают социально-психологическую помощь в нашем центре вовремя. Кроме того, с детьми заключается соглашение, в котором указаны права ребёнка, что он ознакомлен с правилами учреждения. В процессе нахождения здесь психологи наблюдают за периодом адаптации каждого ребёнка. S57: Нетрудно предположить, что дети имеют некие отклонения, связанные со здоровьем. С.П.: Да, к сожалению. У 60% детей, попавших к нам в центр, наблюдается дисгармоничное физическое развитие. Грубо говоря, они «недокормлены». Известны случаи, когда ребёнок не знает на вид и на вкус каких-либо отдельных продуктов или блюд по той простой причине, что в его семье этого не было. 34% - дети с нервными расстройствами; 27% - с нарушением опорно-двигательного аппарата (костные заболевания).: Ведутся ли работы с семьями детей? С.П.: Безусловно. После того, как ребёнок попадает к нам, социальные работники нашего центра в течении трёх дней изучают атмосферу семьи, составляют индивидуальную программу, рекомендации родителям. Всё делается в интересах детей и для детей.: Каждый ребёнок требует к себе внимания и нуждается в развивающей деятельности. Что Вы для этого предпринимаете? С.П.: Мы стараемся помогать развиваться ребятам культурно, духовно, физически. У нас есть свой тренажёрный зал, конечно, небольшой, но всё-таки он есть. С ребятами занимается инструктор. Кроме того, социально-культурные мероприятия, проводимые благодаря музыкальному руководителю центра, помогают выявить творческие способности у каждого из ребят. На одном мероприятии присутствовали гости из администрации города. Татьяна ВОРОБЬЁВА, начальник управления социальной защиты населения, сказала: «Хочется встать перед вами на колени! Вы помогаете ребятам открывать в себе способности к творчеству!». К слову сказать, родители не всегда знают, насколько могут быть талантливы их дети. Нашему центру помогает Иверская церковь вместе с отцом Романом. Различные поездки по Святым местам обогащают ребят духовно. Кстати, все дети, несмотря на конфликты в семье, молятся за своих родителей, какими бы мама и папа не были. Радует, что Центр получает спонсорскую помощь от властей города и от тех, кто имеет возможность, а главное - желание помочь. Но, всё же такой поддержки не бывает слишком много. Она нужна всегда. Не будьте безразличными, если у вас такая возможность есть. Адрес центра: город Орёл, улица Елецкая, 84. Тел. 55-80-13.: Как долго дети могут оставаться в Центре? И все ли возвращаются в семьи? С.П.: Детишки находятся здесь от трёх до шести месяцев. Родители имеют свободный допуск к нам и в любое время могут навестить своего ребёнка. В результате проводимых работ, связанных с ребёнком и в особенности с его семьёй, подводится заключение - вернётся ли ребёнок в семью, или же, увы, он будет отдан в интернат. В 2009 году из 145 наших воспитанников 57 возвращены в семьи, в 2010 году - из 137 - 50 детей вернулись в родной дом. Главная цель нашего центра - вернуть ребёнка домой. Здесь мы стараемся помочь ему в том, чтобы он не ощущал себя одиноким.: Процесс реабилитации позволяет детям иначе взглянуть на свою жизнь. Все ли переступают через порог для новой, более спокойной жизни? Или тут срабатывает генетика? С.П.: Конечно, хотелось бы, чтобы все дети устроились в этой жизни. За каждого из них мы переживаем, как за своих собственных. Но, наверно, генетика играет свою роль. И многие из воспитанников «срываются» и выбирают путь, по которому когда-то пошли их родители. От себя хочется добавить, что люди, работающие в центре за мизерные зарплаты, с каким-то особым трепетом относятся к этим детям, переживая и волнуясь за каждого ребёнка без исключения. Просто потому, что это дети. А детей нужно либо любить, либо любить. Альтернативы в таких вопросах быть не может.
Заключение
Для развития механизмов социальной реабилитации и интеграции инвалидов средствами культуры и искусства необходимо обеспечить решение следующих приоритетных проблем: продолжение формирования правового поля для социально-культурной деятельности в интересах инвалидов в комплексную систему их реабилитации; разработки и последовательного осуществления политики социально-культурной реабилитации, в том числе научно-информационное, правовое, кадровое и организационное обеспечение процесса; использование программно-целевого метода управления в решении проблем социально-культурной реабилитации инвалидов, в том числе в аспекте формирования индивидуальных и целевых социальных программ реабилитации; формирование инфраструктуры для улучшения качества жизни инвалидов, включая доступность учреждений культуры и искусства; обеспечение инвалидам доступности различных видов социально-культурной информации; активизации разработки технологий и расширения практики социально-культурной реабилитации инвалидов, включая формы социализации, профессиональной реабилитации, культурно-образовательной, рекреативно-досуговой деятельности; формирования благоприятного общественного мнения в отношении инвалидов, расширяющего возможности и повышающего эффективность процесса их социально-культурной реабилитации.
Литература
1. Абрамкина С.Г. Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / С.Г. Абрамкина, И.Я. Браницкая, Л.Г. Коростенева и др. // Социальная работа. -1995. -Вып.5. С.146,160,173-184. 2. Беляева М.А. Содержание социально-педагогической деятельности в реабилитации семьи ребенка-инвалида: Автореф. Дис. канд. пед. наук. / М.А. Беляева. - Екатеринбург, 1997. . Большой энциклопедический словарь, 2002. . Василенко Л.B. Детская инвалидность: социальные аспекты реабилитации: Автореф. дис. канд. социолог.наук. / Л.В. Василенко. - М., 1992. -С.151. . Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис. канд. пед. наук. / И.Г. Вечканова - СПб., 2000. . Гурова Н.Н. О коррекционно-развивающем образовании детей с трудностями в обучении// Дефектология. / Н.Н. Гуровва. -1996. - №5. - С.30-33. . Гурьянова М.П. Образовательная программа курсовой подготовки социальных работников. Теория и методика социальной работы в сфере надомного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов / М.П. Гурьянова, Р. Вебер. - М.: АСОПиР, 1997. - 59с. . Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. / А.А. Дыскин. - М.: Логос. - 1996. . Исаева Т.Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью: Дис. канд. пед. наук. / Т.Н. Исаева. - М., 2001. . Козловская Л.И. Оптимизация игровой деятельности в молодежных культурно-досуговых программах: Дис. канд. пед. наук. / Л.И. Козловская. - М.: МГИК, 1991. 177с. . Комплексная программа подготовки специалистов по реабилитации инвалидов в системе вузов культуры и искусства. 4.1 / МГУКИ; ред. кол.: Киселева Т.Г. и др. М., 1999. - 96с. . Кинстлер Н.И. Психолого-педагогическая коррекция отношений в процессах восприятия и понимания состояний другого человека у детей с нарушениями интеллектуального развития: Дис. канд. пед. наук. / Н.И. Кинстлер. - Бийск, 2000; . Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. - М., 1997. . Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации субъекта, ресурсы, технологии: Программа / Ю.Д. Красильников. - МГУК. М., 2001. - 136с. . Красильников Ю.Д., Моздокова Ю.С. Методика проведения досуговых программ для детей с заболеваниями церебральным параличом // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей. / Ю.Д. Красильников. - М., 2002. - С.86-97. . Кузнецова Т.В. Социокультурная среда как благоприятный фактор формирования личности ребенка // Новые пути наук о культуре: Тез. межд. научн.-практ. конф. 4.1. / Т.В. Кузнецова. - М., 1995. - С.82-84. . Культура и досуг в семьях с детьми-инвалидами: Сб. ст. по материалам социологического обследования регионов России / МГУКИ; Под общ. ред. Киселевой Т.Г. М., 2001. - 84с. - Прил. С.66-84. . Моздокова Ю.С. Социально-культурная реабилитация инвалидов и их семей в процессе досуговой деятельности: Дис. канд. пед. наук / Ю.С. Моздокова. - МГУКИ. М., 1996. - С.189. . Морова Н.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями: Автореф. Дис. докт. пед. наук. / Н.С. Морова - М., 1998. - 39 с. . Полищук В.В. Надомное обучение: организация, содержание, перспективы развития: практические рекомендации по организации индивидуального надомного обучения больных детей в общеобразовательных школах. / В.В. Полищук. - Барнаул: Б.И., 1996. . Психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста с отклонениями в развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой // Дефектология. - 1996. - №4. . Родионов В.А. Психолого-педагогическая работа в классах коррекционно-развивающего обучения// Частная школа. / В.А. Родинов. - 1996. - №5. - С. 11 -15. . Семаго М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства: Автореф. дис. канд. психол. наук. / М.М. Семаго - М., 1992. . Стребелева Е.А. Пути формирования наглядных форм мышления у умственно отсталых дошкольников: Дис. докт. мед. наук. / Е.А. Стребелева. - М., 1992. . Шипицына Л.М. Старое и новое: социальная защита в России: Уч.-метод, пособие. / Л.М. Шипицына. - СПб., 1997.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |