Предмет инновационного менеджмента и его место в системе менеджмента
12 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ Предмет инновационного менеджмента и его место в системе менеджмента
Анализ новых тенденций, характеризующих мировую экономику, показывает, что уровень развития страны и благосостояния населения во – многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития. Результативность же НТП в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий. Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (инновацией). Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Нововведение - это перманентная (то есть постоянная) движущая сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом. Информация дает толчок к деятельности человека в новом направлении. Нововведение всегда стимулирует появление новых идей, так как развивает любопытство человека: «А что будет, если...?». Так возникает инновационная спираль: «...научно-технический прогресс-идея-нововведение-научно-технический прогресс-идея-нововведение-...» Исследовав цикличность чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, русский экономист Н.Д. Кондратьев установил в 1925 г. существование длинных волн, или больших циклов конъюнктуры. В результате этого исследования было определено, что в основе длинных волн (или циклов) протяженностью в 40-60 лет находится смена пассивной части капитала, к которой относятся здания, сооружения, коммуникации, передаточные устройства и т. д. В средние промышленные циклы протяженностью в 7-10 лет входит замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и т. п. Короткие волны в 3-3,5 года - рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции промышленности. В волновой теории Н.Д. Кондратьева австрийский экономист Йозеф Шумпетер, работавший в Гарвардском университете США, увидел возможность преодоления кризисов и спадов в промышленном производстве за счет инновационного обновления капитала через технические, организационные, экономические и управленческие нововведения. В фундаментальной работе «Деловые циклы» (1939 г.) Шумпетером приведены три разновидности циклов: - первый цикл - промышленный переворот, начало которому положило развитие промышленности в Великобритании; - второй цикл совпал с появлением железных дорог, машиностроения, пароходов и продолжился до 90-х годов XIX столетия; - третий цикл был связан с применением в промышленности электроэнергии, изобретением двигателя внутреннего сгорания, развитием химической промышленности. В теории, приведенные Шумпетером, деловые циклы принято в настоящее время связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве. Понятие «уклад» означает обустройство, установившийся порядок организации чего-нибудь. Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом времени примерно в 100 лет: ü Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике предшествующего технологического уклада. ü Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет. ü Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада. Инновации - это не только экономическая категория, но и инструмент воздействия на весь хозяйственный процесс. Поэтому инновацией можно управлять. Система управления инновациями, инновационным процессом и организационными и экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления называется инновационным менеджментом (ИМ). Инновационный менеджмент как процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности является одним из основных направлений в развитии общественного производства. Предмет ИМ – изучение теории и практики инноваций, инновационного процесса и механизма управления инновациями. ИМ является составной частью любого процесса управления и в то же время самостоятельной дисциплиной, это одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства. В то же время – это самостоятельная область управленческих и экономических наук и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения инновационных целей путем рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Как наука и искусство инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего (системного) менеджмента. Как вид деятельности инновационный менеджмент – совокупность процедур принятия управленческих решений, составляющих общую технологию управления инновациями на предприятии, предполагает распределение задач за их конкретными исполнителями. Как аппарат управления – это система управления инновациями иерархической структуры и органов управления, менеджеры.
12
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |