Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ ЭТРУСКОВ



2020-03-17 233 Обсуждений (0)
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ ЭТРУСКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Уже ранние археологические памятники свидетельствуют о высоком уровне этрусского экономического и социального развития. В Этрурии появляются города, по типу приближающиеся к городам античного мира. Города эти были расположены обычно на защищённых природой местах, обнесены стенами, правильно распланированы и в значительной своей части состояли из каменных построек.

Важной частью города были храмы, внешне похожие на греческие, но более приземистые. Жилые дома воздвигались на каменном фундаменте, имели деревянные стены, покрытые глиняной облицовкой. Крыши были черепичными, порой очень затейливыми: черепицу либо расписывали, либо чередовали – плоскую и полукруглую.

В течение всей этрусской истории сохранились определённые пережитки родовых отношений. Вполне возможно, что и названия некоторых этрусских городов происходят от имен влиятельных родов. Город Тарквинии, например, можно связать с родом Тарквиниев, по-этрусски — Тархна.

Разделение труда, развитие обмена, завоевания — всё это способствовало разложению родового строя и выделению господствующих семей. Социальный строй этрусков на основании имеющихся в нашем распоряжении источников и археологических памятников представляется строго аристократическим. Военно-жреческая знать (лукумоны) составляла привилегированную часть общества, в подчинении у которой находились другие слои населения. Римские авторы называют её представителей принцепсами. Современные учёные полагают, что они возглавляли привилегированный слой (этера). В него могли входить знатные дружинники, а также приближённые вождей из числа клиентов.

Особенностью этрусского социального строя следует считать свободное положение женщины, пользовавшейся известными привилегиями. Это выражалось в том, что наряду с именем отца этруски упоминали имя матери. По предположению некоторых исследователей, разрешение многих вопросов домашней жизни зависело от матери, а не от отца семейства.

Рабство, по-видимому, рано появляется в Этрурии. О его наличии свидетельствуют изображения пленных на этрусской вазе, сообщения античных авторов об огромном количестве слуг в богатых домах, а также обычай устраивать гладиаторские бои при дворах этрусских аристократов. Впоследствии они были заимствованы из Этрурии другими италийскими народами.

Рабы не были единственным эксплуатируемым классом. Античные авторы упоминают ещё о другом зависимом слое из числа обедневших этрусков и покорённого населения, называя их пенестами. У этрусков зависимые именовались «летэ», «лаутни». На процесс имущественного расслоения указывает эмиграция обедневшего люда и выселение его в колонии.

Со своими дружинами, состоявшими из рабов и зависимых людей, лукумоны нападали на соседние области и занимались пиратством. Погребения этрусских лукумонов и надгробные изображения дают нам известные представления об их широком образе жизни, роскоши и изнеженности.

Первоначально этрусские города управлялись царями. На основании косвенных данных можно заключить, что царская власть в Этрурии была выборной и в ходе развития была ослаблена аристократией, в результате чего в некоторых городах царей сменяли выборные магистраты.

Римлянами были заимствованы у этрусков правила и ритуал основания города, эмблемы патрицианского достоинства (золотая булла, которую носили на шее дети, пока не становились взрослыми, тога с пурпурной каймой), обычай празднования триумфа, искусство гадания по внутренностям жертвенного животного. Символы царской власти — связки прутьев с вложенными в них топорами, которые несли слуги, шедшие впереди царя, курульное кресло, институт ликторов — также перешли в Рим от этрусков. От этрусков римляне заимствовали, по-видимому, и самое понятие высшей власти (imperium).

Этрусские города была самостоятельными городами-государствами, двенадцать городов (так называемое двенадцатиградие) составляли свободную федерацию, проводившую единую внешнюю политику. Практически городов в союзах было больше двенадцати. Это объяснялось прежде всего тем, что этрусские центры строились в отдалении от моря, но обычно имели не побережье свой порт и распространяли свою власть на сельскую округу с небольшими городками.

Главную роль в хозяйственной жизни этрусков играло земледелие. Почва Этрурии, состоявшая главным образом из туфа, лежавшего на каменистых породах, легко заболачивалась, и сельское хозяйство было возможно поэтому только при искусственном осушении болот.

В широких масштабах этруски применяли систему дренажных работ, что было возможно лишь при массовом использовании рабочей силы и соответствующей ее организации. Это и обусловило создание других грандиозных сооружений, остатки которых сохранились до наших дней. В этом отношении у этрусков много общего с египтянами и вавилонянами. Этрусская цивилизация находилась в достаточно жёстких природных условиях. Однако она сумела создать развёрнутую технологию сельскохозяйственного производства. Здесь была введена двупольная система земледелия, распространялась культура винограда, совершенствовалась конструкция плуга. Постоянное многократное вынужденное взаимодействие с водой приводит к появлению особой специальности, широко известной по всей Италии, суть которой состояла в поиске воды в подземных полостях по наземным признакам («этрусский аквилекс»).

Этрурия была первой в Италии страной крупного землевладения. Рано появилась в Этрурии и городская жизнь, развились ремёсла и торговля. Этруски сыграли большую роль в посреднической торговле. Этрусские корабли появлялись не только в Карфагене, но и в Финикии. В Греции этрусские купцы были известны уже в VI в. до н. э. В то время в Этрурии обращается ионийская монета; впоследствии этрусские города и сами чеканят монету по греческим образцам.

С течением времени в Этрурии развивалось, по преимуществу в западных городах, и собственное производство. Этруски славились высокой техникой обработки металлов, доведённой ими в известных отношениях до совершенства. В самой Этрурии добывалась медь, а на соседнем острове Эльбе — железо. Металлургия играла особую роль. В этрусских условиях она не только питала цивилизацию сырьём для изготовления различных орудий производства, но служила базой для налаживания обмена с внешним миром, благодаря которому этруски смогли познакомиться со многими достижениями цивилизаций, более продвинутых в технологическом отношении. Оригинальная этрусская черная с блестящей поверхностью керамика «буккеро» разнообразных форм и с рельефными налепами искусно имитировала металл. Эта керамика, чёрная снаружи и внутри, была совершенно отлична от той, что изготавливалась в период Вилланова. У самых ранних работ этого стиля, так называемых тонких буккеро, - наитончайшие стенки и металлический отлив, достигавшийся за счёт шлифовки и длительного обжига.

К VI в. до н.э. ремесленники начинают создавать мене изысканные и более реалистичные, получившие название тяжёлых. Изящная гравировка поверхности сменяется рельефом.

На чёрные буккеро был не прекращающийся спрос в течение двух столетий. Красота и уникальный дизайн позволяют считать эту керамику выражением национальных особенностей Этрурии.

 

КУЛЬТУРА ЭТРУСКОВ

 

О высоком уровне этрусского искусства свидетельствуют сохранившиеся до настоящего времени саркофаги со скульптурными изображениями, статуи, фрески и остатки этрусской архитектуры, которую можно считать основой всей италийской архитектуры.

Вопрос о происхождении этрусского искусства представляется сложным, особенно когда речь идёт об его источниках. Несомненно, что в этрусском искусстве оставались черты, характерные для ранних италийских культур. Вместе с тем этруски испытывали воздействие восточных (особенно малоазийских) областей Средиземноморья, а затем карфагенян и греков. Греческое искусство начиная с VI в. до н. э. оказывало на этрусков огромное влияние, но оно не подавило самобытных этрусских черт. Сюжеты из греческой мифологии нашли в Этрурии свою трактовку и свою интерпретацию. Одной из черт этрусского изобразительного искусства был реализм. Надгробные изображения этрусских аристократов лишены всякой идеализации. В трактовке религиозных сюжетов этрусских художников больше человечности, чем у греческих их образцов.

Для этрусской живописи характерны элементы так называемых «непрерывных изображений», когда сюжет одного рисунка служит продолжением другого. Это — начало особого «последовательно-повествовательного» стиля в живописи, столь широко развитого впоследствии римскими художниками.

Этрусская архитектура также находилась под влиянием греческой, но в планировке этрусских городов и отдельных построек оставалось нечто самобытное и оригинальное. У греков, например, храмы создавались по образцу жилых домов, ибо храм считался обиталищем божества; в этрусском же храме большое значение имел открытый со всех сторон порт, который служил местом для наблюдений за небом.

Искусство этрусков оказало влияние на соседние с ними племена и способствовало развитию разных ветвей италийского искусства, из которых особенное значение вначале имело искусство кампанское, а впоследствии — римское.

В результате влияния этрусского искусства в Риме появились тип храма с глубоким портиком, тип дома с атрием, тосканский ордер, искусство литья, лепки из глины статуй, ступенчатый свод; этруски создали ряд произведений скульптуры («капитолийская волчица», VI в. до н.э.). Этруск Вулка украсил терракотовой скульптурой храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии (VI в до н.э.).

Этруски оказали большое влияние на формирование музыкального искусства Рима (памятники их музыкальной культуры восходят к V в. до н.э.). Известны рабочие песни этрусков, отличавшиеся ритмической четкостью.

Ранние памятники этрусского искусства относятся к VI в. до н., э., расцвет же падает главным образом на IV в.; после того всё больше и больше усиливаются эллинистические черты, этрусское искусство теряет свою самобытность и деградирует.

 


РЕЛИГИЯ ЭТРУСКОВ

 

О характере этрусской религии мы можем судить отчасти по некоторым римским обрядам, заимствованным у этрусков, а главным образом по тем же памятникам изобразительного искусства.

Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение ее с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки этрусской мифологии уходят в область эгейско-анатолийского мира. Восточными чертами этрусской мифологии является наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты — двойной топор, трон и другие, сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.

В области религии греки оказали на этрусков большое влияние, но в отличие от греческой вся этрусская религия окрашена в мрачные тона. Мысль о загробном мире, о возмездии и страшном суде играла у этрусков значительно большую роль, чем у греков.

Вселенная представлялась этрускам в виде трехступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя — земной поверхности, нижняя — подземному царству. Небо, по этрусскому учению, разделено на 16 областей, в каждой из которых обитает особое божество. Нижняя — невидимая и недоступная живому человеку структура — считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мертвых. В представлении этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мертвых. Подобия таких разломов в виде ямы сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлениями о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света, при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную — добрых.

Этрусский пантеон включает множество богов, в большинстве случаев известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них па модели гадательной печени из Пьяченцы. В отличие от греческой мифологии этрусская мифология, как правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. Объединение богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано в источниках, обосновывалось их местом в религиозной иерархии.

Из этрусских божеств особой известностью пользовались две троицы. К первой принадлежали Тин, Уни и Менрва; впоследствии она превратилась в римскую капитолийскую троицу (Юпитер, Юнона и Минерва).

Тин, отождествляемый с греческим Зевсом и римским Юпитером, как бог неба, бог-громовержец, повелевал тремя пучками молний. Однако Тин в отличие от Зевса, первоначально мыслился не царем богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета глав этрусских государств.

Греческой Гере и римской Юноне соответствовала богиня Уни, почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти. Вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в конце VI в. до н.э. Капитолийском храме в Риме почиталась Менрва (рим. Минерва), покровительница ремесел и ремесленников.

Вторая троица состояла из божеств подземного царства (Мант, соответствующий греческому Дионису или Гадесу, Мания, или Парсефона, и, наконец, божество земли, соответствующее греческой Деметре).

Богиня Туран, имя которой означало «подательница», считалась владычицей всего живого и отождествлялась с Афродитой. Бог Аплу, отождествляемый с греческим Аполлоном, первоначально воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс, соответствующий греческому Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греческому богу Гефесту — хозяину подземного огня и кузнецу, соответствовал этрусский Сефланс. Судя по многим изображениям на зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс. У него характерные атрибуты морского божества - трезубец, якорь. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс, соответствующий Дионису-Вакху. Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии более древним, чем почитание Диониса-Вакха.

К числу богов «небесной долины» этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом Сатре были связаны представления о золотом веке — грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствовало представлениям о римском Сатурне). Богом италийского происхождения был Марис (рим. Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой — войны. Из италийской мифологии этрусками был воспринят Майус — божество растительности. Этруски почитали бога Селванса, впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соответствовавшие греческим Аиду и Персефоне). Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств были первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определенные ее функции: мудрость, искусство и другие.

Больше, чем у других италийских народов, у этрусков была развита демонология. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначально священных животных, оттесненных на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов.

Этрусский религиозный культ представлял собой сложную и развитую систему, оказавшую влияние на соседние народы. Наряду со сложной системой наблюдений над окружающими явлениями природы, по которым, по верованиям этрусков, можно предугадывать будущее и познавать волю богов, в культе этрусков сохранялись черты первобытных обрядов вплоть до человеческих жертвоприношений.

Искусство этрусков истолковывать божественную волю пользовалось особой известностью. Этрусским прорицателям, гаруспикам, приписывалось умение определять будущее по внутренностям жертвенных животных, по ударам молнии и другим явлениям природы. Так создалось особое учение, кодифицированное во II в. до н. э.

 



2020-03-17 233 Обсуждений (0)
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ ЭТРУСКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ ЭТРУСКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)