Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пифагорейская и элейская школы идеализма и их противостояние с материалистами



2020-03-17 205 Обсуждений (0)
Пифагорейская и элейская школы идеализма и их противостояние с материалистами 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Философскими противниками материализма и диалектики милетцев и Гераклита явились представители пифагорейской и элейской школ идеализма, возникших в "Великой Греции" (древнегреческих колониях в Южной Италии) в 6 веке до н.э. Земледельческая "Великая Греция" была отсталой страной по сравнению с Ионией, и именно здесь выступили на борьбу против материализма идеологи аристократов всякого рода идеалисты и мистики.

Пифагорейская школа возникла в условиях острой политической борьбы между реакционной аристократией и демосом (простым народом – крестьянами и городской беднотой, состоящей из ремесленников и мелких торговцев), разгоревшейся по всем южноитальянским древнегреческим полисам. Основатель школы Пифагор (около 580 – 500 гг. до н. э) первоначально жил на острове Самосе, а затем в Южной Италии, в г. Кротоне, где власть в конце 6 века до н.э. принадлежала аристократии. Он основал так называемый пифагорейский союз, который был одновременно философской школой, политической партией и религиозным братством (исторически находящимся между первобытными "мужскими союзами" и духовными "орденами" средневековья). Пифагорейцы всюду стояли на стороне рабовладельческой аристократии и ожесточенно боролись против демоса. Пифагор отвергал материализм милетской школы, передовые естественно-научные взгляды своего времени. Заимствовав математические знания у египтян, Пифагор положил начало систематическим занятия математикой в Древней Греции. Пифагорейцы занимались и вопросами астрономии (называемой ими "сферикой"), движение небесных светил, учили они, подчиняется гармонии математических отношений ("музыка сфер"). Эти зачатки научного мышления у пифагорейцев были подавлены их идеалистической философией, согласно которой числа составляют мистическую сущность вещей, математические абстракции таинственно управляют миром, "порядок" порождается мистикой чисел. Под "порядком" Пифагор понимал власть аристократов; древнегреческую рабовладельческую демократию он осуждал, как нарушение "порядка". Пифагорейская философия была примитивной попыткой "теоретически" обосновать господство рабовладельческой аристократии.

Первое письменное изложение учения Пифагора дал Филолай[6], от которого, как и от Иона Хиосского[7], остались немногочисленные фрагменты. С конца 5 века пифагореизм стал постепенно сближаться с платоновской философией. Окончательное оформление Пифагореизма относится ко времени позднего Платона и его Академии. Архит Тарентский[8] был последним крупным представителем Пифагореизма. В 1 веке до н.э. идеи Пифагореизма стали отправной точкой в развитии неопифагореизма, существовавшего вплоть до 3 века. Его представителями были Нигидий Фигул, Апполоний Тианский, Нумений и др.

В Пифагореизме возникла весьма оригинальная арифметика, придававшая пластический и жизненный смысл каждому числу: единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, двоица – как уход в неопределенную даль, троица – как первое оформление этой бесконечности, четверица – как первое телесное воплощение этой триадической формы и т.д. В связи с учением Пифагора можно упомянуть труд Е.П. Блаватской "Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии", где также дается довольно смелая трактовка смысла чисел Пифагора. Ноль, или круг там означает символ всеединства или предвечную пустоту. Вселенная возникает из точки (единицы) в центре круга и обратно же в точку превращается, исчезая и закончив свой цикл. Возникая Вселенная становится линией (двойка) представляя собой пассивное женское начало, которое благодаря фохату (аналог Логоса Гераклита) – проявлению предвечной мысли становится триединством (треугольником) – активным мужским началом, способным создавать формы проявленного мира. Число четыре (квадрат) означает нашу Землю (кристаллическая решетка минералов лучше всего выражает эту символику) и, наконец, число пять представляет собой вершину творения – человека (рисунок Леонардо Да Винчи). Ранние пифагорейцы, по преданию, при помощи наблюдения над металлическими пластинками разных размеров или сосудов с разным наполнением водой установили числовые отношения, характерные для кварты (4/3), квинты (3/2) и октавы (2/1), которые объединялись с материальными стихиями или с правильными геометрическими телами. Тоны, полутоны и еще меньшие части тона были осознаны у пифагорейцев с точностью, превышающей точность новоевропейской акустики. Эта физически-арифметически-акустическая концепция распространялась на весь космос, мыслившийся состоящим из десяти небесных сфер, каждая из которых издавала свой характерный звук, состояла из определенной комбинации правильных геометрических тел и выявляла определенную материальную стихию с той или иной структурой, пропорцией и тонкостью ее консистенции.

Учение Пифагореизма о душе как о нематериальном начале включалось в общее учение о круговороте вещества, откуда и возникло знаменитое орфико-пифагорейское учение о переселении и вечном круговороте душ, игравшее такую же реакционную роль.

Если пифагорейцы, насаждая мистику чисел, пытались в первую очередь опорочить и подорвать древнегреческий материализм, то элейская школа, которая действовала на рубеже 6 – 5 веков до н.э., повела борьбу именно против диалектики материалистов. Свое название школа получила от г. Элеи в Южной Италии – греческой колонии, воспетой в стихах основателем школы Ксенофаном[9]; в Элее жили главные деятели школы – современник Гераклита Парменид, изложивший свое учение в философской поэме "О природе", и его ученик и приемник Зенон. Ксенофан, которому еще не были чужды некоторые передовые естественно-научные идеи древних, подверг острой критике антропоморфическую религию; однако он не был атеистом и с пантеистических позиций называл материальный мир "единым богом". Парменид, развивая антидиалектический взгляд на мир, обрушился на идеи Гераклита, т. к. учение о постоянном изменении явлений природы через переходы противоположностей резко противоречило религиозно-догматическим идеям рабовладельческой аристократии. Изменчивым и многообразным явлениям природы Парменид противопоставил единое, непрерывное, неподвижное и неизменное "бытие", отождествленное с мыслью. Отвергая ощущения и опыт как источник знания, он вступил в борьбу с ионийским естествознанием, возражал против требования Гераклита "прислушиваться к природе". Зенон старался доказать, что признание истинности движения и множественности приводит к противоречивым выводам, к логическому абсурду. В рассуждениях Зенона ("Стрела", "Дихотомия", "Ахиллес и черепаха", "Стадион") имелись элементы стихийной диалектики, но в конечном счете Зенон подменял единство движения и покоя моментом покоя.

 



2020-03-17 205 Обсуждений (0)
Пифагорейская и элейская школы идеализма и их противостояние с материалистами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пифагорейская и элейская школы идеализма и их противостояние с материалистами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)