Урок 2. Тема. Синтетические волокна
Цель урока: 1. Обобщить и углубить знания учащихся о волокнах, их классификации, строении, свойствах. Ввести понятие синтетических волокон. Научить записывать в общем виде уравнения получения синтетических волокон 3. Научить учащихся сравнивать, обобщать, высказывать суждение о свойствах веществ на основе их строения. Тип урока: лекция. Ход урока I. Подготовка к восприятию нового материала. Фронтальная беседа. 1. Как классифицируют волокна? 2. Какие вы знаете волокна? Каковы их свойства? Где они применяются? II. Изучение нового материала. 1. Кратко о классификации волокон. Демонстрация: «Коллекция волокон», «Образцы синтетических волокон». 2. Синтетическое волокно – лавсан: объяснить его название, сырьё, свойства и применения. 3. Синтетическое волокно – капрон: сырьё, свойства и применения. III. Закрепление новых знаний. 1.Задание на дом. Записи в тетради, упражнения 1-2, подготовка к практической работе. Для практической работы перечертить таблицу, только написать полиэтилен, поливинилхлорид, фенол-формальдегидные смолы, капрон, полистирол. Для волокон – таблица, выписать хлопок, шерсть, лавсан, капрон. 2.Фронтальная беседа: Самостоятельная работа по карточкам (на 10 мин.) по одному вопросу. Карточка №1. Широко распространённый полимер полихлорвинил (поливинилхлорид) имеет строение:
Найдите структурное звено полимера и определение структурную формулу мономера. Карточка №2. Какими признаками должны характеризоваться вещества, вступающие в реакции: а) полимеризации; б) поликонденсации? Приведите примеры. Карточка №3. Опишите свойства полиэтилена и полипропилена. Где они применяются? Урок 3. Тема. Распознание пластмасс и химических волокон. Тип урока: Практическая работа Цель урока: 1. Закрепить и углубить знания учащихся о пластмассах и химических волокнах. 2.Научить умению определять пластмассы и химические волокна, соблюдать правила по технике безопасности при работе с органическими веществами. Ход урока I. Подготовка к выполнению практической работы. 1. Беседа учителя о правилах по технике безопасности при работе с органическими веществами. 2. Порядок выполнения работы (беседа). II. Проведение практической работы. Для проведения практической работы использовать, свои таблицы и практическую работу, в учебнике для 11 класса [1]. Распознавание пластмасс следует начать с внешнего осмотра, а затем перейти к исследованию их отношения к нагреванию и горению. Потом испытывают действие на них растворителей. Распознавание волокон начинают с их сжигания. При этом прослеживают, с какой скоростью происходит горение, исследуют запах продуктов разложения, свойства остатка, который образуется после горения. Затем проверяют действие на волокна кислот, щелочей и растворителей. Например, в отдельных пакетах под номерами разложены разные пластмассы: № 1– поливинилхлорид; № 2 – полиэтилен; № 3 – полистирол; № 4 – фенол-формальдегидная пластмасса; №5 –капрон. В других пакетах под номерами – образцы волокон: № 1 – шерсть; № 2- хлопок; № 3 – вискоза; № 4 – ацетатное волокно; № 5 – лавсан. Учащиеся берут из каждого пакета образцы волокон и пластмасс и исследуют их (по продуктам сжигания, действию кислот, щелочей и т. д.). После определения данного образца они ставят соответствующий номер в своей таблице. 2. Приведение в порядок своего рабочего места. Выводы по работе, необходимые записи. III. Закрепление знаний, умений, навыков. Подготовка к следующей теме. Задачи
Важную роль в процессе подготовки к экзамену по химии играют задачи. Их решение способствует неформальному усвоению теоретического курса. Они включаются в экзаменационные билеты. При этом мы будем рассматривать некоторые наиболее типовые задачи с решениями [5, 11, 12]. 1. Углеводород А, который легче воздуха, присоединяет в присутствии хлорида ртути (II) хлороводород и превращается при этом в вещество В, которое при определенных условиях образует вещество С, имеющее тот же качественный и количественный состав, но гораздо большую относительную молекулярную массу. Приведите формулы веществ А, В, С. Напишите уравнение реакций.
Ответ : A - C2H2,, B - CH2=CHCl, C - (-CH2-CHCl-)n .
2. Составьте уравнение реакции полимеризации углеводорода C 4 H 8 с разветвленным углеродным скелетом.
Ответ : n(CH3)2C = CH2→(-CH2-C(CH3)2-)n . 3. Напишите уравнение между бутадиеном и стиролом, приводящее к образованию полимера регулярного строения.
Ответ : nC6H5CH = CH2+nH2C = CH-CH = CH2→(-CH2-CH(C6H5)-CH2-CH= = CH - CH 2 -) n . 4. Исходя из неорганических веществ, получите полимер с четырьмя атомами углерода в элементарном звене.
Ответ: CaO → CaC 2 → C 2 H 2 → HC º C - CH = CH 2 → H 2 C = CH - CH = = CH 2 →(- CH 2 CH = CHCH 2 -) n . 4. Предложите способы получения из этанола двух полимеров с разным числом атомов углерода в элементарном звене.
Ответ: 1) C 2 H 5 OH → C 2 H 4 →(- CH 2 - CH 2 -) n ; 2) C2H5OH→H2C = CH-CH = CH2→(-CH2-CH = CH-CH2-)n .
5. Органическое стекло представляет собой полимер метилового спирта метакриловой кислоты – простейшей непредельной карбоновой кислоты с разветвленным скелетом. Напишите уравнение реакции образования оргстекла.
Ответ : nCH2 = -COOCH3→ 7. Какую массу каучука можно получить из 100 кг. 96%-ного этанола, если выход реакции Лебедева составляет 60%, а реакции полимеризации – 80%? Ответ: 27 кг. каучука. 8. Определите среднюю степень полимеризации в образце бутадиенового каучука, средняя молярная масса которого равна 100000 г/моль. Изобразите структуру мономерного звена. Ответ: 1850. 9. Сравните массовые доли углерода в полимере и мономере, если полимер получен в результате реакции: а) полимеризации; б) поликонденсации с выделением воды. Ответ мотивируйте. Ответ: а) массовые доли одинаковы; б) в полимере массовая доля углерода больше. 10. Определите строение непредельного углеводорода с открытой цепью углеродных атомов, на полное каталитическое гидрирование 1,62 г. которого потребовалось 1,34 л. водорода (н.у.). Исходный углеводород широко используется в промышленности для производства каучука. Ответ: бутадиен-1,3. 11. К 1,12 л. бесцветного газа (н.у.), полученного из карбида кальция, присоединили хлороводород, образовавшийся при действии концентрированной серной кислоты на 2,93 г. поваренной соли. Продукт присоединения хлороводорода полимеризовался с образованием 2,2 г. полимера. Какой полимер был получен? Каков выход превращения мономера в полимер (в % от теоретического)? Ответ: 70,4% поливинилхлорида. 12. Определите среднюю степень полимеризации в образце природного каучука, средняя молярная масса которого равна 200 000 г/моль. Изобразите структуру мономерного звена. Решение: Природный каучук представляет собой полиизопрен, в котором большинство звеньев находится в цис-конфигурации. Получение каучука из изопрена можно представить как 1,4-присоединение:
.
Каждое мономерное звено имеет молекулярную формулу С5Н8 и молярную массу 68 г/моль. В одной молекуле полимера в среднем содержится 200 000 /68=2940 мономерных звеньев. Ответ: Степень полимеризации – 2940. 13. 28,2 г. фенола нагрели с избытком формальдегида в присутствии кислоты. При этом образовалось 5,116 г воды. Определите среднюю молярную массу полученного высокомолекулярного продукта реакции, считая, что поликонденсация протекает только линейно и фенол полностью вступает в реакцию. Решение: Уравнение линейной поликонденсации фенола и формальдегида можно записать следующим образом:
OH
n +(n+1)CH2O
OH OH OH CH2 CH2 +(n-1)H2O n-2 Согласно этому уравнению отношение количеств воды и фенола равно (n-1)/n, что позволяет найти значение n. Количество веществ v ( C 6 H 5 OH )= =28,2/94=0,300 моль, v ( H 2 O )=5,116/18=0,2842 моль. v(H2O)/ v(C6H5OH)=0,2842/0,300=(n-1)/n, откуда п =19. Молярная масса продукта конденсации равна: M=M(C6H4OH)+17. M(CH2C6H3OH)+M(CH2C6H4OH)= =93+17.106+107=2002 г/моль. Ответ: 2002 г/ моль. 14. Сколько тонн 2-метил-1,3-бутадиена можно получить из 180 тонн 2-метил-бутана, если выход продукта составляет в массовых долях 0,89, или 89%, по сравнению с теоретическим? Решение: Ответ: 151,3 m 2-метил-1,3-бутадиена. 15. Сколько по объему 1,3-бутадиена можно получить из 800 л. раствора содержащего в массовых долях 0,96, или 96% этилового спирта ( г/см3)? Решение:
Ответ: 149,6 м3 бутадиена. 16. Составьте уравнение реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
Ответ: 1) 2) 3)
поливинилхлорид 17. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения и назовите продукты реакции:
Ответ: 1) 2) 3) 4) 5)
18. При полимеризации 140г изобутилена в присутствии серной кислоты был получен диизобутилен. Непрореагировавший изобутилен отогнали, а на диизобутилен подействовали бромом, причем было израсходовано 120г брома. Определите процент выхода диизобутилена. Ответ: 60%. 19. Определите среднюю степень полимеризации в образце хлоропренового каучука, средняя молярная масса которого равна 120 000 г/моль. Изобразите структуру мономерного звена этого полимера. Решение. Хлоропрен по строению напоминает изопрен, имея атом хлора на месте метильной группыизопрена. Полимеризация хлоропрена в положения 1,4 дает полимер: n CH2=C–CH=CH2 → –CH2–C=CH–CH2– | | Cl Cln хлоропрен Хлоропреновый каучук Структура мономерного звена: –СН2−С=СН−СН2− | Сl Молярная масса М (C4H5Cl)= 88,5 г/моль. Средняя степень полимеризации n = M (каучука)/ М (мономера) = 120000 : 88,5 = 1356. Ответ. n=1356. [16,20, 21] Тесты
1) К природным высокомолекулярным соединениям относится: а. полиэтилен б. глюкоза в. сахароза г. клетчатка (+) 2) Белковые молекулы из аминокислот образуются по реакции. а. замещения б. поликонденсации (+) в. полимеризации г. разложения 3) Какому классу синтетических высокомолекулярных соединений родственны в химическом отношении белки? а. полиолефинам б. поликарбонатам в. полиамидам (+) Г. полиэфирам д. полиуретанам 4) Процесс соединения одинаковых молекул в более крупные молекулы: а. поликонденсация б. изомеризация в. полимеризация (+) г. гидратация 5). Структурным звеном полиэтилена является: а. CH3-CH=CH2 б. –CH2–CH2– (+) в. –CH–CH2– | СН3 г. СH2=CH2 6). Полиэтилен получают, используя реакцию а. полимеризации (+) б. поликонденсации в. гидрирование г. изомеризации 7). Элементарным звеном бутадиенового каучука является: а.–CH2–CH=CH–CH2– (+) б. CH2=CH–CH=CH2 в. –CH2–CH2–CH2–CH2– г.–CH2–CH2– 8). Элементарное звено – CH 2 – CH 2 – имеется в макромолекулах: а. бутадиенового каучука б. полиэтилена (+) в. полипропилена г. бутадиенстирольного каучука 9). Высокомолекулярные соединения получают в результате: а. гидролиза и этерификации б. этерификации и поликонденсации в. полимеризации и поликонденсации (+) г. полимеризации и гидролиза 10). К биополимерам относятся: а. белки (+) б. капрон в. натуральный каучук (+) г. полистирол д. сахароза 11). Структурное звено полипропилена: а. CH3–CH=CH2 б. –CH2–CH2– в. –CH–CH2– (+) | СН3 г.CH2=CH2 12). Полиэтилен получают реакцией полимеризации: а. бутена б. этана в. изопропена г. этена (+) 13). Элементарное звено – CH 2 − CH = CH − CH 2 − имеется в макромолекулах: а. полиэтилена б. бутадиенового каучука (+) в. бутадиенстирольного каучука г полистирола 14). Каучук получают, используя реакцию а. этерификации б. дегидрирование в. «серебряного зеркала» г. полимеризации (+) д. поликонденсации 15). Формула мономера для получения полипропилена а. CH3−CH=CH2 (+) б. CH2=CH2 в. –CH-CH2 | СН3 г.CH2=CH−CH=CH2 16). Какие полимеры обладают термопластичностью: а. полистирол (+) б. фенолформальдегидная смола в. карболит г. полиэтилен (+) 17). Мономер для получения полиэтилена: а. CF2=CF2 б. CН2=CH−СН3 в.CH2=CH2 (+) г.-CH2-CH2- 18). В результате реакции поликонденсации может образоваться: а. полипропилен б. полистирол в. бутадиенстирольный каучук г. фенолформальдегидная смола (+) 19). Первичные спирты могут использоваться: а. в процессе крекинга б. в реакциях полимеризации (+) в. для получения сложных эфиров г. для синтеза углеводов 20). Как называется процесс получения резины из каучука при нагревании его с серой: а. поликонденсация б. вулканизация (+) в. окисление г. гидрирование 21). Полимер, имеющий следующее строение Н СН3 \ ∕ С=С ∕ \ –СН2 СН2– n Смешали с избытком серы и нагрели. Продукт реакции называется: а. резина б. стирол в. эбонит (+) г. изопреновый каучук 22). Для того чтобы началась реакция полимеризации, к мономеру добавляют пероксид водорода. Какую роль выполняет пероксид водорода? а. катализатора б. ингибитора в. инициатора (+) г. индикатора 23). Сырьем для промышленного производства ацетатного волокна служит: а. целлюлоза (+) б. натуральный каучук в. лавсан г. поливинилхлорид 24). Полимеризацией, какого вещества получают волокно капрон: а. ацетилена б. винилхлорида в. капролактама (+) г. 6-аминогексановой кислоты 25). Какое из данных веществ является полиэфирным волокном: а. целлюлоза б. лавсан (+) в. ацетатное г. хлопковое 26). К каким волокнам относится вискозное волокно: а. растительного происхождения б. синтетическим в. животного происхождения г. искусственным (+) 27). В чем растворяется натуральный шелк: а. NaOH (10%) (+) б. NaOH (5%) в. HCl г. ацетоне 28). Какую реакцию дают продукты разложения хлопка: а.окрашиваются в желтый цвет б. окрашивают синюю лакмусовую бумажку в красный цвет (+) в. набухают г. обесцвечивают раствор KMnO4 29). В чем не растворяется целлулоид: а. бензоле (+) б. феноле в. HNO3 г. дихлорэтане (+) 30). Сополимеризацией каких веществ получают бутадиенстирольный каучук: а. стирола и метилметакрилата б. фенола и формальдегида в.1,3-бутадиена и стирола (+) г. этиленгликоля и терефталевой кислоты 31).Укажите название высокомолекулярных веществ природного про исхождения: а) крахмал + б) полиэтилен в) глюкоза г) целлюлоза + 32). Какое волокно содержит амидную связь: а) лавсан б) ацетатное + в) капрон г) хлопковое 33). Натуральный каучук представляет собой: а) цис- форму полибутадиена б) транс- форму полиизопрена в) транс- форму полибутадиена г) ) цис- форму полиизопрена + 34). Чему равна степень полимеризации полипропилена со средней мо лярной массой 100000 г/моль? а) 2300 б) 2375 в) 2381 + г) 2392 35). Какие из перечисленных волокон относятся к химическим? а) хлопковое б) вискозное + в) лавсан + г) шерстяное 36). Какие два вещества из перечисленных ниже взаимодействуют между собой с образованием мономера, используемого для получения волокна лавсан: а) этиленгликоль + б) глицерин в) бензойная кислота г) терефталевая кислота + 37). К синтетическим волокнам относятся: а) льняное б) лавсан + в) капрон + г) ацетатное 38). Укажите массовую долю хлора в поливинилхлориде (%): а) 55,8 б) 56,8 + в) 57,0 г) 58,8 39). Какой каучук называют дивиниловым: а) изопреновый стереорегулярного строения б) изопреновый с транс- формой макромолекул + в) бутадиеновый стереорегулярного строения г) бутадиеновый нерегулярного строения + 40).Волокно капрон представляет собой: а) продукт реакции полимеризации аминокапроновой кислоты б) продукт реакции сополимеризации этиленгликоля и терефталевой кислоты в) продукт реакции поликонденсации 6- аминогексановой кислоты + г) продукт реакции поликонденсации γ- аминокапроновой кислоты 41).Какой каучук получается при полимеризации 2- хлорбутадиена- 1,3? а) дивиниловый б) изопреновый в) хлоропреновый + г) бутадиеновый 42).Охарактеризуйте процесс вулканизации каучука а) повышает прочность каучука + б) является химическим процессом + в) является физическим процессом г) для этой цели используется сера + 43).Для получения искусственного волокна целлюлозу: а) взаимодействием с хлором б) взаимодействием с хлороводородом в) обрабатывают азотной кислотой г) обрабатывают уксусным ангидридом + 44).Сколько изопреновых звеньев должна содержать макромолекула натурального каучука при молярной массе, равной одному миллиону? а) 16700 б) 15700 в) 14700 + г) 14800 45).Средняя относительная молекулярная масса целлюлозы равна 586602. Рассчитайте степень поликонденсации макромолекулы: а) 3550 б) 3601 в) 3621 + г) 3653 [22]
3.4 Тесты с экологическим содержанием 1. Соединение, образующееся при сгорании ВМС, приводящее к образованию сернистой кислоты: а) б) + в) г) 2. Основные вещества, которые загрязняют и ухудшают качество природных вод: а) нефтепродукты + б) фенолы + в) соединения углерода (карбонаты, гидрокарбонаты) г) фенолформальдегидные смолы + д) соединения кремния (кремнезем, силикаты) 3. Высокомолекулярные природные соединения, служащие структурными частями живых организмов и играющие важную роль в процессах жизнедеятельности: а) ксенобиотики б) ДНК + в) жиры г) биополимеры + 4. Искусственный загрязнитель атмосферного воздуха: а) морские (кристаллы соли) б) внеземные (космическая пыль) в) сжигание ископаемого топлива (торф, уголь, нефть) + г) континентальные (выветривание, вулканы) 5. Процесс расщепления углеводов отсутствии кислорода, конечным продуктом которого является молочная и пировиноградная кислота: а) пиролиз б) электролиз в) гликолиз г) гидролиз + 6. Биохимический процесс превращения продуктов разложения органических остатков в высокомолекулярные вещества при участии микроорганизмов: а) гумификация б) мутация в) гипертония г) эвтрофикация + 7. Приемы правильной утилизации полимерных отходов: а) сжигание б) сбор полимерных отходов и их закапывание + в) вторичная переработка + г) выбрасывание на свалку 8. Для очистки моря от загрязнения нефтью применяют: а) каучуковые гранулы из старых автомобильных шин + б) пемзогранулы в) древесный уголь г) керамзитовые гранулы 9. При горении высокомолекулярных соединений образуются токсичные продукты: а) хлорвинил + б) диоксины + в) аммиак г) водяные пары д) угарный газ 10. Термореактивные полимеры не подлежат вторичной переработке, так как: а) не сохраняют способности вновь переходить в вязкотекучие при повторном нагревании + б) при их нагревании выделяются ядовитые вещества в) не растворяются в воде г) полимер «стареет» 11. Высокомолекулярные соединения, содержащиеся в ядрах клеточных организмов, являющиеся носителем генетической информации6 а) РНК б) ДНК + в) АТФ г) рибосома 12. Сложный белок, содержащий небелковый компонент: а) протеид + б) протеин в) витамин г) пигмент 13. Белок, образующийся из другого сложного белка плазмы крови под действием фермента ромбина: а) фибрин + б) фибропласт в) фитоцид г) фитотрон 14. Высокомолекулярное органическое вещество почвы, образующееся в результате гумификации органических остатков: а) фульвокислоты б) ульмин в) гумин г) гумус + 15. В клетках животных и человека глюкоза: а) является источником энергии + б) выполняет запасающую функцию в) участвует в процессе фотосинтеза г) является катализатором 16. Конечным продуктом гидролиза крахмала является: а) сахароза б) глюкоза + в) целлюлоза г) этанол 17. При гидролизе сахарозы образуется: а) глюкоза и фруктоза + б) крахмал в) глюкоза и этанол г) целлюлоза 18. Высокомолекулярные соединения образуются в результате реакции: а) гидролиза и этерификации б) этерификации и поликонденсации в) полимеризации и поликонденсации + г) полимеризации и гидролиза 19. При производстве и использовании ДСП в окружающую среду выделяется: а) аммиак и углекислый газ б) фенол и формальдегид + в) этанол и вода г) угарный газ и метан 20. Основной поставщик фенола и формальдегида в атмосферу: а) медицина б) деревообрабатывающая промышленность + в) химическая промышленность + г) пищевая промышленность 21. ПДК фенола в воздухе: а) 1 мг/м3 б) 20 мг/м3 в) 17 мг/м3 г) 5 мг/м3 + 22 ПДК фенола в сточных водах: а) 20 мг/м3 б) 1-2 мг/м3 + в) 12 мг/м3 г) 4 мг/м3 23. Один из отходов при производстве фенолформальдегидных смол: а) ацетон б) кумол в) фенольная смола + г) метиловый спирт 24. Один из методов утилизации ПВХ: а) гидролиз б) газификация в) гомогенное горение г) окислительное щелочное разрушение + 25. Одно из наиболее опасных соединений, которое выделяется при горении ДСП: а) циановодород + б) серная кислота в) азотная кислота г) бензапирен [23]
Вопросы 1. Какие вещества называют высокомолекулярными? Приведите примеры. 2. В результате, каких реакций получают высокомолекулярные соединения? Ответ. Высокомолекулярные соединения можно получать с помощью реакций полимеризации, поликонденсации, полиприсоединения. 3. Чем отличаются реакции полимеризации и поликонденсации? 4. Какого значение высокомолекулярных веществ? 5.Какие реакции называют реакциями полимеризации? Напишите уравнение реакции полимеризации пропилена. Ответ. Полимеризация – это процесс соединения большого числа одинаковых молекул (мономеров) в одну большую молекулу (полимер). 6.Могут ли образовывать полимеры галогенпроизводные непредельных углеводородов? Ответ: Да, могут. Например, галогенпроизводное ацетилена – винилхлорид способен полимеризоваться:
винилхлоридполивинилхлорид При полимеризации тетрафторэтилена образуется политетрафторэтилен (- CF 2 - CF 2 ) n .
7. Как ученым удалось выяснить строение макромолекул природного каучука? Ответ: При нагревании без доступа воздуха натуральный каучук распадается с образованием 2- метил-1,3- бутадиена (изопрена). Это означает, что молекулы натурального каучука построены из фрагментов молекул изопрена 8. Каковы физические и химические свойства природного каучука? Ответ. Физические свойства: природный каучук – упругое аморфное вещество, очень эластичен, водогазонепроницаем, не растворяется в воде, растворяется в бензине, хлороформе и сероуглероде. Химические свойства: натуральный каучук – непредельное соединение и способен к реакциям присоединения. В частности, он реагирует с серой, атомы которой сшивают вместе различные полиизопреновые цепи. 9. Чем отличаются каучуки от резины? Ответ. Резина – это продукт реакции каучука с серой. Она обладает значительно большей прочностью, но меньшей эластичностью, чем каучук. 10. Напишите уравнение реакции полимеризации 1,3 – бутадиена: nCH2=CH-CH=CH2→(-CH2-CH=CH-CH2)n 11. Напишите уравнение реакции получения поливинилхлорида из ацетилена: Ответ : CH=CH+HCL→CH2=CHCL 12. Перечислите области применения формальдегида. На каких свойствах основано его использование? Ответ. Важнейший из альдегидов - формальдегид – применяется для получения фенолформальдегидной смолы и пластмасс на ее основе. В основе этого процесса – реакция поликонденсации фенола с формальдегидом. 13. Что такое фенопласты? Ответ. Фенопласты – это пластмассы, изготовленные из фенолформальдегидной смолы в сочетании с различными наполнителями. 14. Как образуется целлюлоза в природе? Составьте соответствующие уравнение реакций. Ответ. Целлюлоза образуется в результате реакций фотосинтеза: 6 CO2+6H2O→C6H12O6+6O2 n C6H12O6→(C6H10O5)n+nH2O 15. Какие волокна получают из целлюлозы и чем они отличаются друг от друга? Ответ. Из целлюлозы получат искусственные волокна: ацетатное и вискозное. Они отличаются химическим составом, ацетатное волокно- это триацетат целлюлозы [C6H7O2(OCOCH3)3]n, а вискозное – это просто определенным образом обработанная целлюлоза. 16. Какие элементы входят в состав белков? Охарактеризуйте строение белковых молекул. Ответ. В состав всех белков входят углеводород, водород, кислород и азот. Большинство белков содержит также серу. Белки – это природные полимеры, состоящие из остатков аминокислот, соединенных пептидными связями. Последовательность аминокислотных остатков называется первичной структурой белка. Полипептидная цепь скручена в пространстве в спираль за счет водородных связей между группами –NH и –CO-. Пространственная структура полипептидной цепи называется вторичной структурой. Трехмерная конфигурация закрученной спирали в пространстве, образованная за счет дисульфидных мостиков –S-S- между цистеиновыми остатками и ионных взаимодействий, называется третичной структурой. 17. Какие группы атомов и типы связей наиболее характерны для большинства белковых молекул? Ответ. Во всех белковых молекулах есть пептидная связь –NH – CO- между аминокислотными остатками и водородные связи между группами –NH и –CO-. В белках, в состав которых входит аминокислота цистеин, между различными фрагментами полипептидной цепи образуется дисульфидный мостик –S-S-. 18. Где белки встречаются в природе и каково их назначение? Ответ. Белки – основной компонент клеток и тканей всех живых организмов. Значение белков состоит в том, что они являются катализаторами всех химических процессов в живых организмах. 19. Опишите физические и химические свойства белков. Ответ. Физические свойства: глобулярные белки растворимы в воде или образуют коллоидные растворы; фибриллярные белки в воде не растворимы. Химические свойства. 1). Денатурация – разрушение вторичной и третичной структуры белка с сохранением первичной структуры. Происходит при нагревании или действии растворителей. 2). Гидролиз белков – разрушение первичной структуры в кислом или щелочном растворе с образованием аминокислот. 3). Качественная реакция на белки - красно – фиолетовое окрашивание при действии солей меди (II) в щелочном растворе (биуретовая реакция). 20. Как можно доказать наличие белков в продуктах питания, в шерстяных и шелковых тканях? Ответ. Это можно доказать с помощью цветных качественных реакций, например биуретовой реакции. 21. Дайте общую характеристику роли белков в процессах жизнедеятельности человека и животных. Ответ. В живых организмах белки играют роль строительного материала. Из них построены мышцы, части суставов, кожа, волосы. Другой тип белков – ферменты – играют роль катализаторов химических процессов в живых организмах. Кроме того, некоторые белки выполняют транспортные функции, перенося вещества из одной части организма в другую. 22. Какие вещества относятся к высокомолекулярным соединениям, а какие - к мономерам и полимерам? На конкретных примерах поясните, чем отличается строение их молекул. Ответ. ВМС – это соединения с большой молекулярной массой. ВМС – полимеры, молекулы которых содержат повторяющиеся фрагменты. Полимеры получают путем соединения большого числа молекул мономеров. Например, полимер поливинилхлорид (-CH2-CHCL)n получают из мономера винилхлорида CH2=CHCL 23. Поясните, что такое «структурное звено» и «степень полимеризации». Ответ. Структурное звено – это повторяющийся фрагмент в молекуле полимера. Например, в поливинилхлориде (-CH2-CHCL)n структурное звено - CH2 - CHCL. Число структурных звеньев в молекуле полимера называется степенью полимеризации. 24. На конкретном примере покажите возможность образования полимера со стереорегулярным и стереонерегулярным строением. Ответ. При полимеризации пропилена получают полипропилен: nCH2=CH-CH3 → (-CH2-CH-)n | СН3 Если в образующемся полимере группы – CH3 расположены хаотично по одну и другую сторону цепи, то это - стереонерегулярный полимер. Можно подобрать такие условия процесса полимеризации (в первую очередь катализатор), что группы – CH3 ,будут располагаться только по одну из сторон цепи или по обе стороны, но строго регулярно, В этом случае получится стереорегулярный полимер. 25. Охарактеризуйте процесс получения полиэтилена и полипропилена в промышленности. Составьте уравнения соответствующих реакций: Ответ: полимеризацию этилена nCH2=CH2→(-CH2-CH2-)n и пропилена nCH2=CH−СН3 →(-CH2-CH-)n | СН3 проводят при комнатной темпера
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |