Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста



2020-03-17 123 Обсуждений (0)
Формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Опора на игру как на привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность позволяет учителю наиболее органиченно и безопасно для детской психики и в то же время прицельно и результативно, с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей учащихся вести работу над становлением их общеучебных умений. Таким образом, по словам П.Ф. Каптерева, на школе игр можно и, более того, следует строить и развивать более серьезную и более широкую школу мышления.

Использование в работе по формированию общеучебных интеллектуальных умений специальной программы дидактических игр имеет, как минимум, двойной педагогический эффект. Во–первых, важным является сам характер умственных действий, выполняемых детьми в ходе игр, и тот «ансамбль» умений, которые ими исподволь отрабатываются в "форме игры. Во–вторых, значимым представляется и само строение дидактических игр как разновидности игр с правилами, естественно и закономерно подводящими ребенка к учебной деятельности.

Основу программы игр составляют следующие типы заданий:

1. Рассмотреть предметы или их изображения; сгруппировать, классифицировать поступившую информацию по заданному или самостоятельно найденному основанию (основаниям); проверить правильность классификации познавательно–значимых сведений, выделенных в соответствии с поставленной познавательной задачей. Поэтому игры первого вида – это игры, в которых ученикам для группировки «посредством рук и зрения» предлагаются, сначала реальные объекты – геометрические фигуры, небольшие игрушки и другие предметы, находящиеся в поле их непосредственного визуального восприятия в классе, на улице. На первых порах педагог сам задает игрокам основание для группировки, которую они должны выполнить. (игра № 1 см. приложение 1)

В других играх этого вида (игра № 2 см. приложение 1) задача, стоящая перед учениками, усложняется, и поиск основания для классификации объектов ими осуществляется уже самостоятельно.

«Группировку зрением» дети проводят и в тех играх, где в качестве игрового материала выступают изображения предметов (картинки). (игра № 3 см. приложение 1 )

Может быть проведена игра с использованием листьев или цветов растений разной формы, размера и цвета.

Такие игры помогают учителю познакомить детей с возможностью включения одного и того же объекта в разные классы в зависимости от того, какое свойство каждый раз лежит в основе группировки. Тем самым преодолевается формирование «однолинейности» мышления, прикованности к какой–либо одной стороне рассматриваемого объекта.

Кроме того, игры первого вида должны помочь учителю обратить внимание детей на то, что признаки, по которым может быть проведена классификация, весьма разнообразны и не могут быть сведены только к внешним проявлениям (цвет, форма, величина и др.). Он учит их группировать объекты по материалу, из которого они сделаны, функциональным признакам, месту нахождения в пространстве и т.п., постепенно подводя к наиболее сложному виду группировки – смысловой (или категориальной), в основе которой лежит выделение родо–видовых отношений между объектами. (игра № 4 см. приложение 1)

2. Прослушать сообщение; классифицировать (т.е. разделить) поступившую информацию по заданному или самостоятельно найденному основанию (признаку); проверить правильность классификации познавательно–значимых сведений. Игры второго вида направлены на развитие у учеников умений анализировать слуховые сигналы и определенным образом группировать их. В качестве игрового материала на первых порах должны выступать неречевые звуки (бытовые шумы, звучание музыкальных инструментов, мелодий и др.) (игра № 1 см. приложение 1).

Постепенно следует подводить учеников к группировке речевых звуков – слов по акустическим, формально–структурным или смысловым признакам. В играх, сходных с игрой «Кто сказал комплимент?» дети учатся различать голоса друг друга по индивидуальным тембровым характеристикам, в игре «Угадай, кого позову» – по ритмическому рисунку и слоговой структуре слов, а в игре «Летает – не летает» основой группировки служит значение слов. (игры №2, №3, №4, №5 см. приложение 1)

3. Прочитать текст; классифицировать (разделить) содержащиеся в нем сведения по заданному или самостоятельно найденному основанию (основаниям); проверить правильность классификации познавательно–значимых сведений. Игры третьего вида нацелены на развитие сочетанных умений чтения, классификации и самоконтроля. (игра №1 см. приложение 1)

4. Рассмотреть предметы или их изображения; обобщить содержащиеся в них главные, познавательно–значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемых знаний. Формирование у учащихся комплекса умений анализировать зрительно представленную информацию и обобщать ее, находя частное в общем и общее в частном, устанавливать родо–видовые отношения – суть дидактических игр четвертого вида. Выполнение этих действий требует от детей высокого уровня развития операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, которые в то же время и сами являются основой формирования подлинно научных знаний, обеспечивая перевод полученной информации из системы конкретного мышления в систему мышления абстрактного. В таких играх педагог стремится научить детей выделять наиболее значимые, сущностные признаки в предметах и явлениях и на этой основе познавать их главное, составляющее внутреннее единство, скрытое за разнообразием внешних выражений, несущественных признаков, т.е. «поднять» их от ситуативных обобщений («бессвязной связности», по меткому определению Л.С. Выготского ) к метаобобщениям – понятиям.

5. Прослушать сообщение; обобщить содержащиеся в нем главные, познавательно–значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемых знаний. Обобщение признаков предметов, явлений ученики осуществляют в играх пятого вида. Их игровым материалом являются представленные в той или иной форме загадки. Определение загадки позволяет рассматривать ее как логическую задачу, содержащую проблемную ситуацию, а поэтому ее отгадывание требует от детей определенного уровня развития интеллектуальных действий, активизирует логическое мышление. Важно и то, что загадка всегда является описанием не конкретного предмета или явления, а описанием вида предметов (явлений). Следовательно, чтобы ее отгадать, требуется не только знание признаков предмета, но и умение увидеть среди них существенные, установить их иерархию, соотнести слово с существенными признаками, составляющими содержание понятия и закрепленными в слове.

Например, в игре «Отгадай загадку – посмотри отгадку» педагог ставит перед детьми шкатулку и предлагает поиграть: «Эта шкатулка непростая, в ней загадки спрятались. Если загадку правильно отгадаете, отгадку на картинке увидите». Количество и тематика загадок, которые учитель предлагает детям для отгадывания в ходе одной игры, определяются им самим и зависят от задач конкретного урока, знаний и интересов учеников. Желательно подбирать такие загадки, которые требуют быстрой и точной идентификации предмета или явления по их существенным признакам путем их обобщения (примеры загадок)

6. Прочитать текст и обобщить содержащиеся в нем главные, учебно–значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемой информации. Г В соответствии с этими типами дидактических заданий можно выделить шесть видов игр.

Игры шестого вида способствуют у детей умений обобщать прочитанный материал, а также проверять правильность его обобщения. Такие игры по своему содержанию уже близки к собственно учебным заданиям, но при умелой методической инструментовке могут проходить очень интересно и с пользой для учеников. (игра №1 см. приложение 1)

Таким образом, проводимые в определенной системе дидактические игры обеспечивают единство и взаимосвязь в формировании информационно–ориентировочной, операционно–исполнительной и контрольно–корректировочной функций учебной деятельности. Но, как убедится учитель, помимо непосредственной реализации этой задачи все игры в значительной степени будут эффективно содействовать развитию познавательной сферы и личности каждого ребенка путем совершенствования зрительного и слухового восприятия, мыслительных операций, речи, непроизвольной и произвольной логической памяти, внимания, воли и т.п. Уяснение принципа включения игр в программу и переосмысление с позиций представленного выше подхода дидактических и игровых задач, действий, правил и результатов тех игр, которые педагог использует в своей учебной практике или находит в методических сборниках, поможет ему более эффективно использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и самостоятельно создавать авторские, оригинальные дидактические игры, проводя их с детьми в часы досуга и на уроках. Важным при этом является то обстоятельство, что планирование игр в течение учебного года программой жестко не регламентируется, а главным ориентиром их включения в образовательный процесс служит уровень развития общеучебных интеллектуальных умений и учебной деятельности учеников (высокий, средний или низкий, требующий начинать работу практически с нуля).

Дети читают рассказ и стараются придумать как можно больше заглавий к нему. Заглавие должно быть кратким, выразительным и возможно более точно отражать содержание рассказа или одну из основных его идей. Когда названия придуманы, организуется их обсуждение и выбор лучших, самых интересных.

 


Приложение 1

Игры первого вида

1. «Аукцион»:

Ведущий (учитель или кто–то из детей) предлагает «участникам аукциона» назвать как можно больше окружающих их предметов, которые могут быть охарактеризованы одним и тем же словом, например «белый» (или «круглый», «нарядный» и т.д.). Слова следует называть по одному, не повторяясь и ожидая своей очереди – знака «аукциониста». Тот, в свою очередь, строго придерживается правил «торгов» и тогда, когда основной поток слов начнет иссякать, а паузы между ними станут все более длительными, начинает отсчет: «Белый... – раз! Белый... – два! Белый...» Если не найдется желающего назвать еще одно слово, ведущий произносит: «...три!» – и победителем игры считается тот, кто назвал последнее слово.



2020-03-17 123 Обсуждений (0)
Формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (123)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)