Основные требования к уроку математики
12 Урок математики, его структура, основные требования к уроку математики. Типы уроков и методика их построения
Урок математики. Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определёнными временными рамками учебно-воспитательный процесс. Методическое понятие “урок” обладает следующими признаками: 1) на каждом уроке решаются определённые образовательные и воспитательные задачи; 2) эти задачи решаются через рассмотрение конкретного учебного материала; 3) для достижения целей (решения педагогических задач) подбираются подходящие методы решения; 4) коллектив учащихся класса определённым образом организуется на работу. Характерные черты урока: 1) цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. К образовательным относятся формирование математических знаний, умений и навыков в сочетании с обще-учебными знаниями, умениями и навыками, позволяющими более рационально организовать обучение математике. Воспитательные цели должны способствовать повышению интереса к математике, стимулировать ответственное отношение к учебной работе, развивать такие черты характера как аккуратность, усидчивость и т.д. Развивающие цели способствуют формированию различных видов мышления, которое обозначают словом “математическое” мышление. В него включают: логическое мышление, “гибкость ума”, умение к обобщению и систематизации, способность к формированию гипотез. 2) содержание. Подбор учебного материала, соответствующего поставленной цели, осуществляется с помощью учебных программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.д. Изложение материала на уроке строится с сохранением логики раскрытия этой темы в школьном учебнике. 3) средства и методы обучения. Выбор оптимальных методов обучения обуславливается выполнением следующих условий: · а) цель урока; · б) особенности содержания изучаемого материала (сложность, новизна, характер); · в) особенности учащихся класса (уровень развития мышления, уровень знания, умений и навыков, сформированность навыков учебного труда и т.д.); · г) оснащённость кабинета дидактическими средствами обучения; · д) эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса и т.д.); · е) индивидуальные особенности учителя, т.к. он управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя общие (работа со всем классом), групповые (звено, бригады и т.д.) и индивидуальные её формы. Основные требования к уроку математики Процесс обучения математике в школе включает три основные составляющие: · объяснение нового материала; · самостоятельную работу; · опрос учащихся. Объяснение материала нового эффективно, если содержание передаваемой информации и формы её подачи обеспечивают необходимую активность учащихся. Достигается при достаточной мотивации, при объяснении прикладной ценности, при изложении новой темы на высоком научном уровне, при создании условий для сознательного и прочного усвоения. Например, 1) формула (a+b)2 в качестве мотивации предполагает облегчение алгебраических преобразований; 2) теорема Виета – быстрая проверка и нахождение корней уравнения; 3) теорема синусов может быть мотивированна потребностью теоремы. При изложении материала учитель ориентирует учащихся на то, какие типовые задачи предстоит решить и как они решаются, тем самым выявляя прикладную ценность данного материала. Научность изложения наиболее естественно обеспечивается тогда, когда учитель строго следует плану, принятому в учебнике. Доступность и наглядность изложения необходимое условие для восприятия материала, поэтому допускается оформление на доске схем изучаемого, содержащие все важные идеи и выкладки, следствия и причины, формулировки теорем, чертежи. Самостоятельная работа учащихся направлена на закрепление нового материала. По характеру её разделяют на: а) воспроизводящую (репродуктивную) – решение сходной задачи, действие “по образцу”; б) тренировочную – решение задач, аналогичных тем, которые ученики решали сами; в) творческую – решение тех задач, с которыми учащиеся не встречались, позволяющие по иному использовать знания. К самостоятельной работе предъявляются такие требования: · проводить работу фактически по каждому вопросу программы; · различать первоначальные этапы закрепления от закрепления творческого; · проводить творческое закрепление по вариантам разной трудности. Контроль знаний учащихся должен быть всеобщим, что достигается с помощью различных контролирующих устройств либо с помощью математического диктанта и целенаправленным (опрос учащихся по необходимому минимуму знаний). Выделим пять основных требований к уроку: 1) основная дидактическая цель (целенаправленность) Обычно на уроке решается несколько задач: а) проверяются знания, умения и навыки; б) познаётся новое, т.е. формируются понятия, устанавливаются и обосновываются закономерности и алгоритмы; в) происходит закрепление изучаемого – повторение или применение новых знаний в решении различных задач. Поэтому следует верно выбрать главную цель для урока, которая достигается при разработке полной системы уроков по определённой теме. 2) Задачи воспитания и развития уч-ся. 3) Обоснованный отбор материала (теоретического и задачного), иначе говоря, рациональное построениесодержания урока. Оно должно глубоко отражать логику данного учебного предмета, на базе математического содержания, формирующие математические, общеинтеллектуальные (приемы умственной деятельности) умения и навыки учебной деятельности. 4) Целесообразный выбор методов, приемов и средств обучения. Основным в обучении математике является наглядно-вербальные средства в различных сочетаниях; необходимо комплексное применение технических и наглядных средств обучения. Для формирования навыков самообразования следует на уроке обучать ребят умению работать с книгой. Постичь абстрактность математических понятий можно с помощью моделирования. 5) Организационная четкость и разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.
12
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |