Виды экологической экспертизы
По субъекту организации и проведения экологическая экспертиза может быть государственной и общественной, по времени и процедуре рассмотрения - первичной и повторной (повторная делится также на добровольную и по решению суда); по результатам - пришедшей к положительному и к отрицательному заключению. Ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе. Она установлена гл. YII Закона «Об экологической экспертизе». В ст. 30 даны перечни составов нарушений, разделенные на группы в зависимости от субъекта, совершившего противоправное деяние. Таковыми являются: заказчики, руководители специально уполномоченного органа в области экологической экспертизы и руководители экспертных комиссий, эксперты, должностные лица органов исполнительной власти, надзора и контроля, органов местного самоуправления, банковские организации, их должностные лица, иные юридические лица и граждане. В числе составов нарушений указаны фальсификация материалов, принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного заключения, нарушение порядка формирования экспертной комиссии, фальсификация выводов заключения, незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о про ведении общественной экологической экспертизы, финансирование и кредитование реализации объекта без положительного заключения и др. Следует отметить, что в КоАП РСФСР нормы об административной ответственности за такого рода нарушения отсутствовали, но в КоАП РФ они предусмотрены, хотя и не в полном объеме (ст. 8.4). В УК РФ ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе может наступать по ст. 246, конечно, при наличии всех прочих оснований. В литературе высказаны предложения о возможных вариантах решения вопроса, связанного с сохранением роли и обеспечением эффективности выполнения задач экологической экспертизы. Включение ее в число функций Министерства природных ресурсов РФ - крупнейшего природопользователя, вызывало обоснованные опасения. Так, Ю. Р. Храмова предлагала четыре варианта решения проблемы: 1) образование комиссии по экологической экспертизе при Президенте РФ; 2) создание экологического надзора при Президенте РФ, который наряду с иными функциями будет заниматься и государственной экологической экспертизой; 3) образование агентства по экологической экспертизе; 4) восстановление статус-кво, т. е. прежней системы. В результате реформы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти данный вопрос решен иначе: создана некая «отдаленность» между сориентированными на выполнение задач по управлению имуществом органами, т. е. агентствами, и органами, осуществляющими надзор (в данном случае это Федеральные службы по надзору в сфере природопользования и по экологическому, технологическому и атомному надзору). Правда, первая структура находится в ведении МПР России, а вторая - Правительства РФ. Помимо экологической экспертизы существуют и иные виды экспертной деятельности. К ним относятся: ведомственные экспертизы (промышленной безопасности и рационального использования недр; использования и охраны водных объектов и т. п.); обследования (почвенные, геоботанические и проч.); испытания (например, пестицидов); исследования (эколого-токсикологические); заключения (санитарно-эпидемиологические и др.); расследования (например, причин инфекционных заболеваний животных и растений). Указанные виды экспертных работ следует отличать от экспертиз, проводимых в рамках уголовного или гражданского судопроизводства, административного производства - при разрешении конкретного дела, поскольку статус, юридическое значение и другие характеристики здесь иные, хотя методы и приемы, применяемые экспертами, могут совпадать. Источники права
К ним относятся: Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.; утвержденное постановлением Правительства РФ Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы от 11 июня 1996 г., утвержденные приказами Госкомэкологии (Минприроды РФ) Регламент проведения государственной экологической экспертизы от 17 июня 1997 г., Положение о порядке определения стоимости проведения экологической экспертизы документации от 22 апреля 1998 г.; Положение об оценке воздействия на окружающую среду от 16 мая 2000 г., Требования к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков территории Российской Федерации к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия от 28 марта 1996 г., Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности от 29 декабря 1995 г. Заключение
Экологическая ситуация в Российской Федерации может быть стабилизирована и улучшена только путем коренного изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых ценностных и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. Это требует реализации целого комплекса радикальных политических, социально-экономических, законодательных, технологических мер. При этом важно и необходимо соблюдение принципа разумных компромиссов при разрешении возникающих конфликтов между необходимостью соблюдения экологических регламентаций и ограничений и потребностями развития хозяйственной сферы. При формировании рыночных отношений для охраны окружающей среды и рационального природопользования необходимо развитие и активное использование экономического механизма в сфере взаимодействия общества и природы. Государственная экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, определение ее допустимости в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Список литературы 1. Дубовик О. Л. Экологическое право в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2005. – 312 с. 2. Современное экологическое право в России и за рубежом. – М., 2001. – 428 с. 3. Экологическое право России: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Н. В. Румянцева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2007. – 368 с. 4. Экологическое право России: Учеб. пособие для студентов вузов / Н. В. Румянцев, С. Я. Казанцев, Е. Л. Любарский и др.; Под ред. Н. В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2005. – 480 с. 5. Экологическое право: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Курочкиной, В. В. Гучкова. – 2-е изд., перераб. и доп. –М., 2004. – 390 с. 6. Экологическое право: Учебник / Под ред. С. А. Боголюбова. – М., 2005. – 286 с.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (141)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |