Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гуманизация образования и ее роль в подготовке социальных работников



2020-03-17 200 Обсуждений (0)
Гуманизация образования и ее роль в подготовке социальных работников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Гуманизацию образования можно интерпретировать как реорганизацию системы образования и воспитания, с тем, чтобы главное место в ней занимали развитие гуманитарного мышления, гуманитарная подготовка молодых людей[16].

Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» –установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя[17].

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования[18]:

1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействия растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал С.Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение).

2. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную – ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

3. Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития», то есть на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.

4. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования.

5. Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей.

6. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.

7. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельного и личного подходов.

8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей.

9. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода.

10. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности.

Таким образом, гуманизация образования имеет огромную роль при становлении личности социального работника. Так как его практика связана с такими основными принципами как гуманность, альтруизм, человеколюбие и т.д.


Заключение

 

Таким образом, мы изучили основные аспекты гуманистического подхода к социальной работе.

Гуманизм (от лат. humanitas – человечность) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности, возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

В основе гуманизма лежит гуманность, понимаемая как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Поэтому социальная работа является практической реализацией гуманистического менталитета.

Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, в его целостности, его мира, его индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи.

В гуманистическом аспекте человек понимается как уникальная, открытая, активная, интенциональная и амбивалентная система, способная к самопознанию, самоизменению и саморазвитию.

Социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Поэтому такие факторы регуляции человеческого поведения как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являются нравственными регуляторами самой социальной работы.

Итак, в основе профессиональных принципов социальной работы лежит все тот же гуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этой профессиональной деятельности, области научного исследования, общественного явления «социальная работа».

Важную роль при становлении личности социального работника имеет гуманизация образования. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Ее можно интерпретировать как реорганизацию системы образования и воспитания, с тем, чтобы главное место в ней занимали развитие гуманитарного мышления, гуманитарная подготовка молодых людей.

Таким образом, мы видим, что гуманистический подход в социальной работе является одним из ведущих, так как именно на основании его принципов (гуманизм, альтруизм, человеколюбие и др.) и строится успешная деятельность социального работника.


Список использованной литературы

 

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1997.

2. М.В. Ромм, Т.А. Ромм Теория социальной работы // Учебное пособие. – Новосибирск 1999.

3. П.Д. Павленок Теория, история и методика социальной работы // Учебное пособие. – М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2007.

4. Риммер Ф.Г Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы. В 3 т. – М., 1993-1994. Т. 3.

5. Теория и методология социальной работы: Учеб. пособ. для вузов. / Под ред. С.И. Григорьева. – М.: Наука, 1994.

6. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II.

7. Философско-антропологические основы социальной работы: Теория и методика социальной работы. В. 2 т. – М., 1994. Т.1.

8. Фромм Э. Ситуация человека – ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

9. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

10. http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15.05.09).

11. http://humanization-edu.narod.ru/ (дата обращения: 07.05.09).


[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15.05.09).

[2] Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 340.

[3] Фромм Э. Ситуация человека – ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 452.

[4] М.В. Ромм, Т.А. Ромм Теория социальной работы // Учебное пособие. Новосибирск 1999. С. 68.

[5] Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1997. С. 29.

[6] Теория и методология социальной работы: Учеб. пособ. для вузов. / Под ред. С.И. Григорьева. М.: Наука, 1994. С. 36.

[7] Философско-антропологические основы социальной работы: Теория и методика социальной работы. В. 2 т. М., 1994. Т.1. С. 89.

[8] Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. С. 45.

[9] Там же.

[10] Там же. С.47.

[11] Там же. С. 49.

[12] Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. С.50.

[13] М.В. Ромм, Т.А. Ромм Теория социальной работы // Учебное пособие. Новосибирск 1999. С. 72.

[14] Там же.

[15] Риммер Ф.Г Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы. В 3 т. М., 1993-1994. Т. 3. С. 57.

[16] П.Д. Павленок Теория, история и методика социальной работы // Учебное пособие. М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2007. С. 186.

[17] http://humanization-edu.narod.ru/ (дата обращения: 07.05.09).

[18] Там же.



2020-03-17 200 Обсуждений (0)
Гуманизация образования и ее роль в подготовке социальных работников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гуманизация образования и ее роль в подготовке социальных работников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)