Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика образовательного процесса лицеев



2020-03-18 695 Обсуждений (0)
Специфика образовательного процесса лицеев 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Лицей - «вид общеобразовательного учреждения, обеспечивающий непрерывность среднего и высшего образования» [9, C.32]. Лицей дает повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития и постоянного наращивания творческого потенциала, способствует овладению навыками самостоятельной и научной работы.

Лицей совместно с профильным ВУЗом образует комплекс, взаимоотношения в котором регулируются учредительным договором и договором о сотрудничестве [13, C. 15].

Лицей организуется на второй и третьей ступени основного общего и среднего (полного) образования в составе старших классов.

Лицей работает по индивидуальному учебному плану и программам, включающим базовый компонент образования. Учебный план и программы разрабатываются педагогическим коллективом лицея совместно с кафедрами ВУЗов и согласуются с органами управления.

В лицей принимаются учащиеся, независимо от места жительства, прошедшие конкурсный отбор. Дополнительный прием учащихся производится при наличии свободных мест до начала учебного года по результатам конкурса.

При зачислении в лицей обращается внимание на состояние здоровья ребенка и отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом на программном материале повышенного уровня.

Выпускникам лицея выдается аттестат об окончании среднего (полного) общего образования с указанием учебного заведения и предметов, изученных в лицее.

Учащиеся, не успевающие по профильным дисциплинам, решением педсовета могут быть отчислены из лицея. Одновременно педсовет должен рассмотреть вопрос о возможности переаттестации учащегося по программе общеобразовательной школы. За учеником сохраняется право перехода в общеобразовательную школу.

Право зачисления выпускников лицея в ВУЗ без вступительных экзаменов по результатам выпускных экзаменов регулируется «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» и определяется дополнительным соглашением между лицеем и ВУЗом.

Общее руководство лицеем осуществляет выборный орган - совет лицея.

Порядок выборов совета и вопросы его компетенции определяются Уставом лицея.

Непосредственное руководство осуществляет директор, который несет полную ответственность за результаты его деятельности.

Директор лицея назначается органами управления образованием по согласованию или представлению ректора ВУЗа - учредителя.

Основными источниками финансирования являются бюджетные ассигнования. Лицей вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных Уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.

гимназия лицей образовательный учебный


Выводы

 

Лицеи и гимназии - это средние учебные заведения нового типа, которые начали создаваться с начала 90-х годов прошлого века. В лицеях и гимназиях обучение ведется по программам профильных классов по различным направлениям науки, техники, культуры. Цель создания лицеев и гимназий - обеспечение условий для развития способностей талантливой и одаренной молодежи в науке, технике, литературе и искусстве. В лицеях и гимназиях происходит более ранняя, чем в общеобразовательной школе, профилизация основных дисциплин. Отличие гимназии от лицея состоит в том, что профилизация в гимназиях начинается на уровне базовой школы (как правило, в 5 классе), а лицеи работают лишь со старшеклассниками (10-11 классы в 11-летней школе и 10-12 классы в 12-летней школе). В средних школах могут создаваться лицейские или гимназические классы. Кроме того, многие профессионально-технические училища в последнее время были переименованы в профессиональные лицеи.

Отличия современных гимназий и лицеев от школ:

. Бренд:

Гимназия и лицей - это как знак качества, невидимый штамп одобрения на первой странице аттестата. И за этот штамп тоже надо платить. Особенно при современной ситуации в образовании. Когда уже даже одно высшее считается недостаточным. А при поступлении в вузы учитывается все, вплоть до престижа оконченной школы.

. Содержание образования:

Программа обычных школ ограничивается общеобразовательным стандартом. Программа же гимназий и лицеев - это еще и расширенное многопрофильное дополнительное обучение. Как правило, во многих гимназиях после 9-го класса идет разделение на профили - классы с углубленным изучением естественных наук, гуманитарных или математических. Также обязательно должен присутствовать хотя бы один общеобразовательный класс - для тех, кто еще не определился с профилем своего дальнейшего обучения.

. Преподавательский состав:

Гимназия обязана иметь полный, а еще лучше - и минимальный резервный преподавательский состав. Если в учебном заведении есть только один учитель химии или трудовик параллельно замещает физрука, то сие заведение не может быть ни лицеем, ни гимназией. Особенно преподавательский штат должен быть укомплектован по таким предметам, как литература, русский язык, математика, физика и химия. Ученая степень преподавателей, конечно, тоже влияет на качество образования, но в данном случае это не первостепенно.

. Иностранные языки:

Обычной школе достаточно обучить хотя бы одному из иностранных языков - желательно английскому. Образовательный стандарт для гимназий и лицеев требует от них плюс еще любой другой дополнительный язык, например, французский или немецкий. Причем первый вводится уже в начальной школе, а второй - с 5-го или 6-го класса. В теории в одной группе не должно быть более десяти учеников, дабы эффективность обучения языка была выше, однако переполненные гимназические классы, в которых порой учится около сорока детей, не могут делиться на более чем три подгруппы. Но, как правило, на это закрывают глаза.

. Аккредитация:

В каждом городе при департаменте образования есть специальная комиссия, которая с определенной периодичностью обходит и обследует все средние учебные заведения. Их задача - выявить все достоинства и недостатки, показать, как надо и как не надо учить детей, сделать выводы о том, достойно ли это заведение своего настоящего звания. За особые успехи обычную школу можно сделать гимназией или лицеем (этот процесс был особенно популярен в начале 90-х), а за особые промахи можно сего звания лишить.

. Профиль:

После 9-го класса каждый ученик выбирает свой будущий профиль и сдает пять экзаменов, в число которых входят эти самые профильные предметы. После сдачи всеми девятиклассниками всех экзаменов составляется рейтинг средних баллов по итоговым оценкам каждого из выпускников. И в десятые классы проходят только те, кто в рейтинге по всей параллели своего выпуска занял место в числе первых 70-75% лучших. Таким образом, за бортом гимназии остаются самые слабые и неспособные ученики (25-30%), которые, как считается, дальше просто не потянут программу обучения.

. Дисциплина:

Естественно, гимназия должна быть лучше школы и по дисциплине. Сегодня практически во всех лицеях и гимназиях введены специальные формы, в которых каждый ученик должен являться на уроки. Собственная символика, логотип, гимн и автобус для всевозможных экскурсий - также атрибуты преимущественно лицеистские. В некоторых школах, конечно, тоже установлена определенная норма одежды, но это, как правило, лишь эстетическая инициатива нескольких преподавателей. Количество так называемых «трудных» детей и детей, ранее привлекавшихся в милицию, также учитывается комиссией. Внешний вид здания гимназии должен быть опрятным, в коридорах должно быть чисто и тихо, в столовой убрано и без антисанитарии.

. Оснащенность:

В гимназии должно быть современное компьютерное оборудование. Обязательно хотя бы один класс должен быть с доступом в Интернет. Информатика должна изучаться, как и иностранный язык - по группам составом не более десяти-двенадцати человек.


Список литературы

 

1. Вестник образования. Справочно-информационное издание / Минрособразование. 1993, № 3-4.

.   Внутришколъное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. - М., 1991.

.   Вулъфсон Б.Л., Малъкова З.А. Сравнительная педагогика. - М.-Воронеж, 1996.

.   Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. - М., 1997.

.   Егоров А.Д. История лицеев в России от основания до закрытия (даты, события, факты). Иваново, 1992.

.   Егоров А.Д. Гимназии России: (Опыт ист. хронологии.). Иваново, 1993-1995. Кн. 1-5.

.   Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. - М., 1982.

.   О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах. 1994, № 2.

.   Пахомова С. Гимназия, лицей, колледж - надо ли было возрождать? // Вестник образования, 2002. - №3.

.   Положение о совете средней общеобразовательной школы // Учительская газ. - 1989. - 24 авг.

.   Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1993.

.   Стратегия развития системы образования. Понятийно-терминологический словарь / Ред. сост. В. М. Полонский. Ин-т теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 1993.

.   Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.И. По ташника. - М., 1992.



2020-03-18 695 Обсуждений (0)
Специфика образовательного процесса лицеев 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика образовательного процесса лицеев

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (695)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)