Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Качество процесса обучения.



2020-03-18 159 Обсуждений (0)
Качество процесса обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Современное обучение понимается как эффективно организованный процесс самообучения студентов (учащихся), всесторонне обеспеченный необходимыми условиями и направляющей поддержкой и гарантирующий высокие индивидуальные результаты и личностный рост.

Традиционно учебный процесс строится так, что всегда фиксированы условия обучения (способ представления информации преподавателем один для всех учащихся; время, отводимое на ее понимание и усвоение, – тоже одинаково для всех, и т.д.), а единственной переменной величиной остается… результат обучения.

Современные технологии «полного усвоения знаний» и «разноуровнего образования» исходят из фиксированного результата: все обучающиеся свободно усваивают практически любой учебный материал, если организация материала, его представление и другие условия обучения оптимально изменяются в зависимости от конкретных особенностей восприятия, способностей и личных качеств каждого обучающегося (подстраиваются по обратной связи).

Для нашей задачи это предполагает переориентацию учебного процесса с информирования (фиксированный способ обучения) на обеспечение индивидуально гарантированного результата в каждом системном элементе учебной деятельности: внешние условия - учебный материалучащийся преподаватель взаимодействие.

 

3.1. Главный фактор ориентации внешних условий на результат - это механизм внешнего давления в направлении заданных изменений и содействия им. В отношении обучающихся – это рамки кредитной системы организации обучения, с ее жесткими требованиями к самоорганизации и непрерывным мониторингом успеваемости в сочетании с полным информационно-методическим обеспечением и свободой в выборе учебного плана, преподавателей и траектории профессиональной подготовки.

В отношении преподавателя:

- это рамки той же кредитной организации, обязывающей его организовать, обеспечить информационно и методически аудиторную и внеаудиторную работу каждого учащегося по каждой единице учебной программы и междисциплинарным аспектам, в том числе повседневную и индивидуальную обратную связь (самоконтроль, текущий и рубежный контроль результатов обучения);

- это личный рейтинг преподавателя по итогам семестра и учебного года (средний балл обучавшихся у него студентов - по итогам независимого тестирования);

- это официальная оценка квалификации (квалификационный статус) преподавателя по результатам ежегодной аттестации, включающей: указанный выше средний балл; экспертную оценку качества информационно-методического комплекса по его учебным курсам; личный портфель достижений (научные исследования, методические разработки, повышение профессионального мастерства); оценка студентами квалификации преподавателя и качества преподавания по итогам обучения; относительное число студентов, записавшихся на обучение к данному преподавателю;

- это изменение положения об аттестации преподавателя, устанавливающее прямую зависимость заработной платы и официального статуса (ученые звания и др.) от личного рейтинга, квалификации (по результатам годовой аттестации) и наличия сертификата (свидетельства, удостоверения) о научно-педагогической подготовке (переподготовке);

- это предоставление практических возможностей получения научно-педагогической подготовки на профессиональном уровне, соответствующей переподготовки и повышения квалификации (психолого-педагогические основы и практические навыки ускоренного, развивающего и междисциплинарного обучения; современные методики интерактивного, индивидуального и группового обучения; методология научного исследования, организация и руководство НИРС).

 

3.2. Для ориентации на результат учебного материала главным фактором является жесткий отбор, структурирование и организация преподавателем всех материалов и деятельности обучающихся по их освоению в расчете на минимум подготовленности и способности к самостоятельному обучению. В частности:

- Четкое выделение единиц содержания, максимально сжатое изложение курса (на руки выдается максимально краткий конспект без подробностей и пояснений) - ядро курса для программированного освоения.

- Пошаговое усложнение структуры знания и осваиваемых видов деятельности (каждое дробление – не более 3-5 единиц).

- Освоение содержания малыми смысловыми блоками простой структуры до хорошего результата и с постоянной самопроверкой; после этого – переход к освоению следующего блока, и т.д.

- Отработка на аудиторных занятиях и перенос на самостоятельную работу алгоритма по усвоению материала и самоконтролю, выработка индивидуального стиля успешного самообучения. Мы выделяем три уровня (этапа) в формировании такого стиля: программированное обучение - учебный материал и процесс его усвоения полностью организуется преподавателем (кратко описано выше); программированное самообучение - учащийся самостоятельно и в группе организует усвоение (по заданному алгоритму) материала, структурированного и организованного преподавателем для целей обучения; свободное самообучение - самостоятельное усвоение учащимся информации из любого источника.

- Формирование алгоритма самоуправления оптимальным рабочим состоянием и быстрым восстановлением работоспособности (настройка и поддержание).

При этом преподаватель постоянно, в каждом действии нацелен на результат, эффективное взаимодействие и стимулирование учащихся к самообучению: «Как представить учащимся новую единицу содержания курса, как организовать для ее усвоения аудиторную и самостоятельную работу каждого учащегося с учетом его личных возможностей и ограничений, как поддержать их мотивацию, как направлять и наиболее эффективно организовать их индивидуальную и групповую работу, коллективное взаимообучение и самоконтроль?»

В итоге к тестированию все учащиеся в группе подходят на 100 % усвоив материал, многократно проверив себя и убедившись в этом. Поэтому официальный тест уже является не стрессовым фактором, а способом официального признания и фиксирования успеха, стимулирующим, мотивирующим дальнейшую работу.

Для ориентации на результат самого обучающегося главными факторами, определяющими степень его готовности к успешному самообучению, являются: умение работать с информацией (навыки теоретической работы); личностный рост (степень зрелости); значимые пробелы в предшествующем обучении.

Умение работать с информацией понимается здесь как наличие следующих видов освоенной деятельности: быстро и продуктивно читать (500 – 1000 слов в минуту); осмысливать, запоминать и вести структурированные записи при чтении и слушании учебного материала; грамотно,последовательно и обоснованно строить устную и письменную речь.

Личностная зрелость означает: осознанный выбор профессии в соответствии с жизненными целями и ценностями, принятие ответственности за свое образование и профессиональную подготовку как средство личной самореализации; наличие эффективной стратегии достижения жизненных целей; объективное понимание себя и других людей, умение и готовность взаимодействовать с ними на основе сотрудничества.

Термин значимые пробелы в предшествовавшем обучении означает конкретные знания, умения и навыки, низкий уровень освоения которых делает затруднительным или вообще невозможным обучение в вузе или колледже (например, отсутствие элементарных навыков теоретической работы и низкий уровень общего развития) или продолжение обучения по какому-то учебному курсу (например, не освоенный в средней школе курс казахского или английского языка, делает невозможным освоение соответствующего вузовского курса, если он построен как продолжающий).

Необходимость практического учета указанных факторов предполагает обязательный входной контроль - тестирование по пререквизитам учебных программ до или сразу после приема на первый курс обучения, а также организацию соответствующего предварительного обучения (в общеобразовательной школе, на подготовительных курсах, в период летнего семестра перед началом учебы в вузе и колледже или же в первом семестре).



2020-03-18 159 Обсуждений (0)
Качество процесса обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Качество процесса обучения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)