Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Профессионально важные качества. Эффективность труда (работы). Требования к эмоциональным, волевым и интеллектуальным компонентам оперуполномоченных ЛОВДТ



2020-03-17 403 Обсуждений (0)
Профессионально важные качества. Эффективность труда (работы). Требования к эмоциональным, волевым и интеллектуальным компонентам оперуполномоченных ЛОВДТ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При анализе профессиональной пригодности отдельно взятого человека к конкретной профессии надо помнить, что профессионально важные качества не рядоположены, а образуют нечто ценное, систему. Е.А. Климов выделяет пять основных слагаемых данной системы. [26, С. 45]

Гражданские качества - моральный облик человека как члена общества.

Отношение к труду, профессии, интересы и склонности.

Дееспособность общая не только физическая, но и умственная. Включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность.

Физические данные - состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.

Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии. Навыки, привычки, знания, опыт.

Несмотря на явные достижения, проблема психологического отбора еще далека от своего окончательного решения.

До недавнего времени прогнозирование труда специалиста определялось тем, насколько соответствуют требованиям профессии характеристики психических процессов и психофизиологические качества человека. Сейчас большее распространение получили исследования, организованные на принципе личностного подхода к пониманию проблемы профессионально важных качеств. Это позволяет сделать долгосрочный прогноз профессиональной пригодности человека.

В.Д. Шадриков называет "индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения", профессионально важными качествами, включая в них и способности человека.

Деятельность понимается им в широком смысле - деятельность инженера, рабочих, учебная деятельность студента, воспитательная и обучающая деятельность педагога и так далее. [68, С. 28]

С.Я. Батышев, выделяя в "лестнице" становления личности ступень
профессиональной компетентности, связывает ее с формированием таких "профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности" [68, С. 29]

Исследуя профессионально важные качества личности, А.Г. Ковалев разработал модель личности, которая объединяет следующие подструктуры: направленность, самосознание и психологические проекции жизненного пути; способности и задатки; темперамент и характер; особенности психических процессов и состояний; опыт личности. [68, С. 30]

Поляков В.А. профессионально важными качествами считает:

- общие коммуникативные умения или коммуникативный потенциал личности;

- профессионально значимые умения.

И.Д. Ладоновым особо оговариваются такие профессионально значимые умения как: свободное владение речью; способность быстро и точно воспринимать речь партнера по общению; умение выделять из воспринятого наиболее существенное; умение ставить вопрос; умение кратко и точно отвечать. [68, С. 32]

Оценивая профессиональную пригодность в профессиональном отборе, многие работодатели ориентируются, прежде всего, на поиск лиц с высоким уровнем развития некоторых качеств, наиболее важных для достижения успехов в обучении и деятельности, другие, напротив, стараются главным образом выявить и устранить лиц с низкими показателями по профессионально важным качествам. Выбор подхода во многом зависит от конкурса претендентов и сложности профессии.

Но, именно уровень развитости профессионально важных качеств определяет, сколько усилий времени и средств будет затрачено разными аттестуемыми для достижения результата с одинаковым уровнем эффективности. [17, С. 68]

Наиболее распространенное понимание термина «эффективность» связано с действиями, приводящими к нужным результатам, то есть - эффективность как результативность, результат.

Так, например, Тихомиров Ю.А. понимает эффективность управляющей системы как взаимозависимость цели и результатов ее достижения, выраженных в конечных итогах производственной деятельности. [68, С. 25]

Для понимания сущности эффективности деятельности работников А.А. Камышанов раскрывает общенаучный смысл и содержание понятия «эффективность» следующим образом:

1) нормативная эффективность - выражающая отношение целей к нормативным целям;

2) функциональная эффективность - выражающая отношение достигнутых результатов к целям (плану);

3) экономическая эффективность — выражающая отношение достигнутых результатов к финансово-экономическим затратам.

О.Я. Левандовская, анализируя практику употребления понятия «эффективность», показывает, что эффективность в философском смысле рассматривается как мера возможности с точки зрения ее близости к наиболее целесообразному необходимому результату, в педагогическом — как наименьшее расхождение между планируемыми и достигнутыми результатами педагогического воздействия, в экономическом — как отношение затрат к результату, в социально-политическом - как результативность, или как отношение результата к цели.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой определяет понятие «эффективный» как «дающий результат». [57, С. 288]

А.П.Ситников отмечает, что продуктивной является такая деятельность, организация которой обеспечивает достижение профессиональных целей, то есть когда результат деятельности соответствует ее цели. Этот акцент в эффективности выделяют и другие исследователи: Платонов К.К., Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Васина Н.В. и другие.

В.А.Чикер (1981) рассматривает понятие «эффективность» труда как более широкое понятие по сравнению с продуктивностью, всеобъемлющее, включающее в себя максимальное количество оценок, исходя из широты и разнообразия результативности труда; понятие же «продуктивность» является более частным и отражает лишь определенные аспекты этого труда. [68, С. 36]

По мнению А.К. Марковой, эффективность тесно связана (и даже может рассматриваться в качестве синонима) с результативностью (наличием результатов, итогов труда, которые могут быть запланированными и неожиданными, негативными и позитивными), продуктивностью (наличием продукта труда, соответствующего необходимым стандартам профессиональной деятельности), оптимальностью (достижением наилучшего результата в данных условиях профессиональной деятельности при минимальных затратах времени и усилий). [35, С. 67]

В ряду этих достаточно близких понятий эффективность означает соответствие полученных результатов целям и задачам деятельности и в отношении результативности выступает как более узкое понятие, ибо охватывает только положительные результаты. [68, С. 228]

В данной работе эффективность оперуполномоченных линейного отдела внутренних дел на транспорте г. Челябинск была зафиксирована с помощью форм ежемесячной отчетности о проделанной работе.

В этих формах отражены показатели раскрытых дел, работа с внедренными агентами и профилактические меры по предотвращению преступлений оперуполномоченными.

Анализ проводился по количеству раскрытых и выявленных за месяц преступлений. Эти формы отчетности находятся под грифом секретно, поэтому не могут быть приведены как наглядный пример.

Большинством профессий может овладеть значительный процент лиц, желающих заниматься данным конкретным видом деятельности, но эффективность выполнения данной работы будет значительно отличаться у разных лиц, не только по качеству, но и по тем усилиям, которые необходимо приложить людям с разным уровнем профессиональной пригодности для достижения одного и того же результата в данной деятельности.

В контексте гипотезы проведенного исследования в рамках данной работы была предпринята попытка доказать взаимосвязь между уровнем профессионально важных качеств и эффективностью труда (работы), то есть показателями выявляемости и раскрываемости за месяц.

Выделение профессионально важных качеств, в немалой степени, зависит от наших представлений о структуре требований, предъявляемых конкретной вакансией. Все люди отличаются друг от друга по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые являются профессионально важными. [68, С. 128]

Так, например, художнику, хирургу, ювелиру важна высокая культура движений, ветеринар должен быть заботливым, чертежник - скрупулезно аккуратным и так далее. Если существует понятие «профессионально важные качества» человека, то можно составить список, где будут отдельно указаны «ценные» и «неценные» качества. Любое качество в одном случае является профессионально важным, а в другом будет противодействовать успешной работе. Так, общительный человек испытывает неудовлетворенность работой сосредоточенности в "одиночку" и наоборот, если его работа связана с общением.

В вопросах профпригодности нужно разбираться конкретно, индивидуально еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. [32, С. 361]

Система психологического отбора должна включать обоснованный и экспериментально проверенный комплекс диагностических методик, необходимых технических средств и стандартизованную процедуру обследования; приемы обобщения, интерпретации исходной диагностической информации и составления прогнозов; показатели профессиональной эффективности и критерии оценки успешности деятельности; логические и математические аппараты верификации прогнозов.

Основным принципом использования в системах психологического отбора существующих диагностических методик и конструирования новых должна быть их нацеленность на диагностику ведущих наиболее устойчивых компонентов изучаемой способности в их структурной и функциональной взаимосвязи. Получение информации социально-психологического порядка, характеризующей ценностные ориентации личности, мотивационную стабильность выбора профессии, личностные черты и особенности жизненного опыта, существенно расширяет возможности личностно-структурного и динамического анализа всей совокупности информации и тем самым, позволяет повысить степень вероятности и надежности прогнозов. [29, С. 256]

Профессионально важные качества оперуполномоченного ЛОВДТ  - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее влияние на трудовую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности. [48, С. 112]

Эффективность работы оперуполномоченного ЛОВДТ определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными.

Рассмотрим профессионально важные качества оперуполномоченного ЛОВДТ на четырех уровнях:

1) на уровне задач деятельности оперуполномоченного ЛОВДТ;

2) на поведенческом, ситуативном уровне;

3) на уровне свойств личности;

4) на уровне требований предъявляемых органами МВД.

1) При проведении аттестации сотрудников ОВД важно оценить их умение решать различные профессиональные задачи.

Основными задачами сотрудников ЛОВДТ, являются:

- разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

- совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

- обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

- организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершавших, осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших граждан; [48, С. 111]

- обеспечение охраны общественного порядка;

- обеспечение безопасности движения объектов транспорта;

- организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

- организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций.

 - «выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации». [48, С. 112]

Профессионально важные качества влияют на эффективность осуществления труда, являются предпосылкой успешной профессиональной деятельности, а также сами совершенствуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием.

2) На поведенческом уровне в работе оперуполномоченного возникают специфические ситуации, например, общение с пострадавшими. Такое общение, обычно аффективно окрашено и требует определенной реакции и поведения от оперуполномоченного. Внедрение в круг людей, подозреваемых в преступлении, то есть общение в маргинальной среде, которое очень часто несет в себе опасность для жизни и здоровья как самого оперуполномоченного, так и для простых граждан. Анализ полученной информации, от точности которого зависят судьбы людей.

Уже одно то, что обеспечивать правопорядок, спокойную жизнь граждан приходится с использованием мер принуждения и ограничения прав личности, вызывает целый комплекс противоречий, как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Именно сфера деятельности оперуполномоченного требует применения власти. В то же время соблюдение законности и служебной дисциплины определяется в основном нравственными установками и профессиональным уровнем сотрудников. [54, С. 42]

3) Описанные ранее ситуации обуславливают наличие некоторых личных свойств и качеств, таких как высокая эмоциональная сдержанность, сильный волевой компонент и высокие показатели интеллекта.

4) Еще одним основанием для выявления профессионально важных качеств является также ряд ограничений в аттестации сотрудников ОВД наложенных Департаментом кадрового обеспечения МВД РФ, в каждом испытании существует свой проходной балл по психологической профпригодности. [44, С. 51]

В приведенном  результате анализа были выделены профессионально важные качества, которыми должен обладать оперуполномоченный линейного отдела транспортной милиции это –

а) эмоциональные качества:

эмоциональная зрелость, эмоциональная устойчивость, спокойствие, сдержанность, настойчивость, умение «держать себя в руках» в любых, особенно в критических, ситуациях.

б) волевые качества:

умение доминировать, высокий уровень воли, сдержанность, смелость,  уверенность в себе, независимость, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях

в) интеллект:

гибкость мышления, умение адекватно оценить ситуацию, высокая скорость и точность мыслительных процессов и реакций, способность выбрать оптимальную стратегию, употребление языка, грамотность, способность обобщения и анализа материала.

Многие ведущие психологи (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г. и др.) в разное время указывали, что разработка методологических основ психологии должна начинаться с психологического анализа практической трудовой деятельности человека, так как именно в этой сфере находятся главные закономерности психологической жизни человека.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируются необходимые качества, какие факторы влияют на этот процесс. [17, С. 25]

В словаре Ожегова С.И. сказано: «Формировать – придавать определенную форму, законченность. Составлять, создавать, организовывать».

Долгова В.И. отмечает, что формирование отличается от развития: «вектор формирования направлен «на», «извне», тогда как вектор развития идет «изнутри»».

Исходя из выше сказанного, термин "профессионально значимые качества" трактуется в научной литературе неоднозначно. На наш взгляд, профессионально значимые качества - это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность) деятельности.

На этапе психологического обследования решается следующая важная задача - получение комплекса психологических характеристик на кандидата, которые в дальнейшем будут применяться для оценки его профессиональной пригодности. Кроме того, обследование позволяет оценивать наличие и степень сформированности таких основополагающих черт характера как честность, искренность, лояльность, готовность к подчинению внутренним правилам. [17, С. 56]

Помимо этого, опытные специалисты стремятся выявлять следующие негативные черты характера кандидата: возбудимость, раздражительность, мнительность, беспокойство, повышенная чувствительность к замечаниям и рекомендациям, завышенная самооценка, необоснованное высокомерие и так далее. Понятно, что отмеченные отрицательные моменты требуют в последующем более тщательного и углубленного анализа.

Сходность объекта психологического исследования с предметами отраслей медицины (судебная медицина, психиатрия) требует от психолога особой осторожности. Несмотря на то, что психолог использует для определения психического состояния те же психологические методы, что и врачи-психиатры, он не имеет права ставить диагноз. Грань между нормальным состоянием и болезнью

видна только врачу. Временные психические расстройства могут иметь те же симптомы, что и психические заболевания.

Психологическое исследование может проводить только профессионал, имеющий специальную подготовку. От его профессионализма зависит образ трудового коллектива организации и ее репутация. Кроме того, действия малоквалифицированного работника, выполняющего функции психолога, чреваты негативными последствиями для кандидата и самой организации: соискателю может быть нанесена серьезная психологическая травма, ведущая к комплексу неполноценности. [61, С. 36]

Все документы служебно-правового характера не содержат четко определенных решений для любой ситуации, но лишь предписывают рамки, в которых эти решения должны быть приняты. Рамки эти бывают настолько широки, что в зависимости от уровня профессионализма сотрудника поставленная задача может быть решена максимально результативно, человечно. [44, С. 86]

С усложнением различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал профессию оперуполномоченного в качестве основной жизненной цели. Все большее значение среди них приобретают психологические факторы: наличие у аттестуемых соответствующих личностных качеств, которые в ходе работы обеспечивают успех и эффективность труда.

 

Эмпирическое исследование психологических особенностей и профессионально важных качеств сотрудников с высокими показателями раскрываемости и выявляемости и сотрудников с низкими показателями раскрываемости и выявляемости оперативной группы ЛОВДТ г. Челябинск

 



2020-03-17 403 Обсуждений (0)
Профессионально важные качества. Эффективность труда (работы). Требования к эмоциональным, волевым и интеллектуальным компонентам оперуполномоченных ЛОВДТ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Профессионально важные качества. Эффективность труда (работы). Требования к эмоциональным, волевым и интеллектуальным компонентам оперуполномоченных ЛОВДТ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (403)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)