Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средний показатель выполнения тестовой части (задания 2-8)



2020-03-18 208 Обсуждений (0)
Средний показатель выполнения тестовой части (задания 2-8) 0.00 из 5.00 0 оценок




Русский язык

В тестировании принимали участие 73 учителя русского языка из 56 школ города Кемерово: ГКЛ, №№ 1, 10, 21, 26, 31, 35, 40, 44, 62, 80, 84; 12, 23, 28, 33, 45, 48, 55, 58, 71, 77, 91, 92, 93, 94; 7, 14, 32, 37, 54, 61, 65, 78, 90, 95, 97; 16, 18, 24, 34, 36, 46, 51, 52, 60, 70, 85, 89, 96; 11, 15, 19, 39, 74, 82.

    Не приняли участие учителя русского языка и литературы 12 школ города Кемерово: №№ 5, 41, 69; 25, 49; 8, 17, 50, 68, 99; 42; 56.

    Учителям были предложены 2 варианта комплекта КИМ, (составленных с учётом изменений, внесённых в проект демонстрационного варианта 2020 года: тестовые задания (задания 2-8) и сочинение – задание 9). Задание 1 (написание сжатого изложения на основе прослушанного текста) не вошло в КИМ для тестирования учителей.

    Анализ проведённого тестирования помог определить типичные затруднения учителей русского языка в направлении работы по подготовке обучающихся к ОГЭ по русскому языку. Данный вывод сделан на основании следующего суждения: собственное затруднение учителя по выполнению того или иного задания вызовет затруднение в работе по подготовке обучающихся.

    Тестовая часть (задания 2-8)

    Задания тестовой части (2-8) проверяют знания и умения, связанные с проведением различных видов анализа (разбора).

    Задание № 2 (первое задание тестовой части) называется «Синтаксический анализ». Оно нацелено на проверку знаний и умений, необходимых для определения грамматической (предикативной) основы/грамматических (предикативных) основ в предложении. На основании синтаксического анализа предложений данного текста необходимо выбрать правильные ответы из предложенных. Количество правильных ответов не определено - экзаменуемый сам определяет их количество.

    На это задание было дано 54 правильных ответа из 73 возможных, что составило 74 % верного выполнивших задание.

    На основе полученных данных можно вычленить проблему, связанную с неумением определять грамматическую (предикативную) основу предложений, для 19 педагогов (26 %), не выполнивших данное задание верно. Возможно, проблема эта вызвана так называемым «быстрым» выполнением, не предполагающим вдумчивого отношения, настоящего анализа, своеобразной «угадайкой».

    Рекомендации по устранению данной проблемы: повторить/изучить темы «Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения», «Виды подлежащих», «Простое глагольное сказуемое», «Составное именное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое», Синтаксический анализ/разбор простого предложения», «Синтаксический анализ/разбор сложного предложения». Систематически на уроках и вне уроков выполнять синтаксический анализ различных по синтаксической организации предложений (частичный – определение предикативных основ предложения или его частей – и полный, включающий и синтаксическую характеристику).

    Также учителю необходимо помнить о том, что он учит детей проводить синтаксический анализ, а не «натаскивает», не учит «играть в угадайку».

    Задание № 3 (второе задание тестовой части) называется «Пунктуационный разбор». Оно нацелено на проверку знаний и умений, необходимых для определения синтаксических особенностей предложений данного текста, знаний и умений по употреблению того или иного знака препинания и связанную с этими знаниями и умениями расстановку знаков препинания в данных предложениях текста.

    С этим заданием справился 41 человек из 73, что составило 56 % верно выполнивших задание (немного больше половины выполнявших).

    На основе полученных данных можно вычленить серьёзную проблему, связанную с неумением выполнять пунктуационный анализ и использовать необходимые знаки препинания.

Для выполнения этого задания по вариантам были предложены такие предложения:

I. Если Вам до­ве­лось во время грозы при крат­ких вспыш­ках мол­нии ока­зать­ся на оживлённой (1) го­род­ской улице (2) Вы (3) конечно (4) за­ме­ти­ли одну стран­ную особенность: улица (5) толь­ко что пол­ная движения (6) ка­жет­ся в такие мгно­ве­ния (7) слов­но застывшей (8) про­хо­жие оста­нав­ли­ва­ют­ся в напряжённых позах (9) ма­ши­ны неподвижны (10) отчётливо видна каж­дая спица ко­ле­са велосипеда.

 

Верный ответ: 2 3 4 5 6 8 9 10 или любая другая последовательность этих цифр.

II. Я до сих пор стараюсь объяснить себе (1) какого роду чувство кипело тогда в груди моей: то было (2) и досада оскорбленного самолюбия (3) и презрение (4) и злоба (5) рождавшаяся при мысли (6) что этот человек (7) теперь с такою уверенностью (8) с такой спокойной дерзостью (9) на меня глядящий (10) две минуты тому назад (11) не подвергая себя никакой опасности (12) хотел меня убить как собаку (13) ибо раненный в ногу немного сильнее (14) я бы непременно свалился с утеса.

Верный ответ: 1 3 4 5 6 7 8 10 11 12 13 14 или любая другая последовательность этих цифр

    Выполнение этих заданий предполагает знания по темам «Простое и сложное предложения», «Сложносочинённое предложение», «Сложноподчинённое предложение», «Бессоюзное сложное предложение», «Знаки препинания в сложных предложениях: сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных», «Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями», «Знаки препинания в предложениях с обособленными членами» (в предложениях встречались причастные и деепричастные обороты – обособленные определения и обособленные обстоятельства), «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» и умение пользоваться вышеназванными теоретическими сведениями.

    Перечисленные темы изучаются в курсе русского языка по разным программам до 9-го класса. В 10, 11 классах происходит повторение, обобщение, углубление, расширение. Учителю этот материал должен быть хорошо знаком хотя бы на базовом уровне.  

    Рекомендации по устранению данной проблемы: повторить/изучить темы «Простое и сложное предложения», «Сложносочинённое предложение», «Сложноподчинённое предложение», «Бессоюзное сложное предложение», «Знаки препинания в сложных предложениях: сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных», «Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями», «Знаки препинания в предложениях с обособленными членами», «Знаки препинания в предложениях с однородными членами». Систематически на уроках и вне уроков выполнять пунктуационный анализ различных по синтаксической организации предложений с подробным объяснением причин постановки знаков препинания.

    Также учителю необходимо помнить о том, что он учит детей проводить пунктуационный анализ, а не угадывать верные ответы.

    Задание № 4 (третье задание тестовой части) предполагает так же, как и задание № 2, синтаксический анализ, но проверяет уже знание различных видов подчинительных словосочетаний и умение заменять одно словосочетание другим, сохраняя смысл словосочетания.

    По вариантам были предложены такие задания.

I. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «брезентовый мешок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: мешок из брезента.

II. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «хребты гор», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: горные хребты.

   С этим заданием справилось 72 человека из 73 выполнявших, что составило 98, 6 %; не справился 1 человек из 73, что составило 1,4 %. Количественные и процентные показатели выполнения этого задания дают основание для утверждения, что это задание не вызывает проблем с его выполнением почти для всех тестируемых учителей.

    Рекомендации по устранению данной проблемы для отдельных учителей: повторить тему «Виды подчинительных словосочетаний» и использовать для собственной тренировки и совершенствования умения по замене одного словосочетания другим систематически на уроках русского языка в качестве аналогичных представленным выше заданиям и при синтаксическом анализе предложений, при рассмотрении темы, например, «Согласованные и несогласованные определения».

    Задание № 5 (четвёртое задание тестовой части) предполагает орфографический анализ. Для анализа даны слова с орфограммами, тестируемым необходимо найти ответы, верно объясняющие написание того или иного слова с орфограммой.

I. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) БЕСКОНЕЧНЫЙ - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) ПРИБРЕЖНЫЙ – написание гласной в приставке зависит от ее значения (в данном случае – значение близости).
3) РАВНЕНИЕ - написание безударной гласной в корне слова определяется подбором однокоренного слова.
4) (сделал) ПО-СТАРОМУ - наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ.
5) ПОБЕЛЕННЫЙ (потолок) - в полных прилагательных с суффиксом ЕНН всегда пишется НН.

    Ответ: 124 или любая другая последовательность этих цифр

II. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ТУШЁНКА – в суффиксах всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется буква Ё, в том числе и в отглагольных существительных.

2) РАЗЫГРАЛ – после русских приставок, оканчивающихся на согласную, в корнях пишется не И, а Ы в соответствии с произношением.

3) ХОЧЕШЬ – глагол первого спряжения, поэтому в форме 2-го лица ед. числа пишется в окончании –Е (-ЕШЬ).

4) ОБМАКНУВ (перо) – написание гласной в корне с чередованием зависит от лексического значения слова.

5) РУМЯНЫЙ – прилагательное пишется с одной Н, так как оно образовано при помощи суффикса –ЯН.

           Ответ: 124 или любая другая последовательность этих цифр

    Это задание верно выполнили 45 человек из 73, что составило 61 % от общего количества тестируемых учителей. 39 % тестируемых не справились с этим заданием.

    Рекомендации по устранению данной проблемы: повторить/изучить все темы школьного курса русского языка раздела «Орфография», включить в материал урока повторение тем этого раздела и задания, формирующие умение видеть/понимать ту или иную допущенную ошибку, а также задания по нахождению верного варианта объяснения написания слов с разными орфограммами.

     Задание № 6 (пятое задание теста) предполагает анализ содержания текста и содержит вопросительное и побудительное предложения: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов».

    С этим заданием справились 59 тестируемых из 73, что составило 81 %.

    Рекомендации по устранению данной проблемы касаются внимательного, вдумчивого, осознанного прочитывания исходного текста; соотнесения высказываний с текстом, внимательного перечитывания текста или его отрывков/частей/эпизодов, повторного соотнесения высказываний и т. д. Эта работа кропотливая, «ювелирная». Для формирования умения внимательного, вдумчивого, осознанного чтения можно рекомендовать составлять план текста (сжатый или (лучше) подробный), вопросы к тексту, ведущие к пониманию его главной мысли, вопросы, ведущие к пониманию значения деталей в тексте. Могут быть использованы тренировочные задания на формирование умения внимательного чтения текста, аналогичные заданиям (№ 6) КИМ ОГЭ-2020 по русскому языку.

    Задание № 7 (шестое задание теста) нацелено на проверку умения проводить анализ средств художественной выразительности.

    Верно выполнили его 33 человека из 73, что составило 45 %.

    Ниже представлено задание первого варианта.

I. Анализ средств выразительности. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб.
2) К этой птице уже не вернется.
3) Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался.
4) По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар.
5) Шерсть висит клочьями.

Ответ: 124 или любая другая последовательность этих цифр.

    Трудность при выполнении этого задания вызвало слово «птица» («птице») - предложение под номером 2. Причина такого «невидения», по всей видимости, состоит в том, что предложение это рассматривается тестируемыми вне контекста, без обращения к исходному тексту. И это вновь свидетельствует о «быстром», «небрежном» выполнении данного задания.

    Рекомендации по устранению данной проблемы могут быть следующими: изучить/повторить тему «Изобразительно-выразительные языковые средства», обратив внимание, что в роли средств выразительности могут выступать слова разных частей речи, рассматривать предложенные в задании № 7 КИМ ОГЭ по русскому языку-2020 высказывания в контексте, а не отрывочно от текста; использовать в работе тренировочные задания на формирование умения определять изобразительно-выразительные языковые средства, аналогичные заданиям (№ 7) КИМ ОГЭ-2020 по русскому языку.

Задание № 8 имеет название «Лексический анализ». Это задание нацелено на проверку знаний и умений по разделу «Лексика русского языка». Тестируемым было предложено подобрать слова-синонимы к конкретным словам из данного для рассмотрения текста.

С данным заданием справились 60 человек из 73 тестируемых, что составило 82 %.

I. Подберите синонимы к слову ОБГЛОДАЛ (предложение 7).
Выпишите один из этих синонимов.

Ответ: объел/ обгрыз/обкусал.

II. Подберите синонимы к слову РАСПАХНУЛ (предложение 38).
Выпишите один из этих синонимов.

Ответ: открыл/отворил.

Для 13 человек (18%) данное задание представляет трудность.

Рекомендации по решению проблемы с проведением лексического анализа могут быть следующие: на каждом уроке и вне урочного времени работать со словарями толковыми, словарями синонимов, антонимов и др.; выполнять задания определению значений однозначных и многозначных слов, по подбору синонимов, антонимов и др.; выполнять задания, аналогичные заданию № 8 КИМ ОГЭ по русскому языку-2020, помня о том, что работу по подбору синонимов, антонимов и др. следует делать только на основании данного текста, внимательного его прочтения.

Данные по выполнению заданий тестовой части

(задания 2-8) можно представить в таблице 1 и в таблице 2

В таблице 2 представлены результаты в порядке убывания количества верно выполнивших задания.

Таблица 1

№ задания и название Количество выполнявших Количе- ство баллов Количество выполнивших задание верно Процент выполнения заданий от общего количества выполнявших
2 - Синтаксический анализ 73 1 54 человека 74 %
3 - Пунктуационный анализ 73 1 41 человек 56 %
4 - Синтаксический анализ 73 1 72 человека 98, 6 %
5 - Орфографический анализ 73 1 45 человек 61 %
6 - Анализ содержания текста 73 1 59 человек 81 %
7 - Анализ средств выразительности 73 1 33 человека 45 %
8 - Лексический анализ текста 73 1 60 человек 82 %

 

Таблица 2

№ задания и название Количество выполнявших Количе- ство баллов Количество выполнивших задание верно Процент выполнения заданий от общего количества выполнявших
7 - Анализ средств выразительности 73 1 33 человека 45 %
3 - Пунктуационный анализ 73 1 41 человек 56 %
5 - Орфографический анализ 73 1 45 человек 61 %
2 - Синтаксический анализ 73 1 54 человека 74 %
6 - Анализ содержания текста 73 1 59 человек 81 %
8 - Лексический анализ текста 73 1 60 человек 82 %
4 - Синтаксический анализ 73 1 72 человека 98, 6 %

 

Средний показатель выполнения тестовой части (задания 2-8)

% и количество верных ответов:

28, 57 % (2 верных ответа) – 3 человека;

42, 86 % (3 верных ответа) – 6 человек;

57, 14 % (4 верных ответа) – 12 человек;

71, 43 % (5 верных ответов) – 27 человек;

85, 71 % (6 верных ответов) – 16 человек;

100 % (7 верных ответов) – 9 человек.



2020-03-18 208 Обсуждений (0)
Средний показатель выполнения тестовой части (задания 2-8) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средний показатель выполнения тестовой части (задания 2-8)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)