Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗВИТИЕ РОДОВОГО СТРОЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ



2020-03-19 151 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЕ РОДОВОГО СТРОЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Появление металлических орудий и оружия. Открытие металла – меди было большой победой человека. Оно создало новую эпоху в истории человечества.

Орудия, выкованные из меди приблизительно за 5 тыс. лет до н. э., благодаря своей мягкости при ударе сгибались и потому не нашли большого применения. Первое время медь в основном шла на изготовление различных украшения, колечки, нашивные пуговицы, бусы и другие мелкие предметы. Когда человек научился получать бронзу, сплавляя медь с оловом и другими металлами, он начал из нее производить орудия. Эти орудия отличались прочностью и хорошей формой и стали широко использоваться в быту. Кремневые и обсидиановые ножи, наконечники стрел и копий сменялись более усовершенствованными бронзовыми. Вместо каменных топоров появились более острые бронзовые секиры прекрасной работы. Созданы были новые виды оружия – кинжалы, мечи и др.

Несмотря на превосходство бронзовых орудий, они все-таки не могли полностью вытеснить каменные орудия из быта. «Медь и олово, – пишет Ф. Энгельс, – и выплавляемая из них бронза были важнейшими металлами; бронза давала пригодные орудия и оружие, но не могла вытеснить каменные орудия; это было под силу только железу»[36].

Применение бронзовых орудий увеличило производительность труда, улучшило бытовые условия, повысило материальное благосостояние человека и сделало его более устойчивым в борьбе за существование. Использование этого металла содействовало дальнейшему развитию общественных отношений и прогрессу человеческой культуры. Появились более крупные племена и роды с мощными и устойчивыми хозяйствами. Быстро стало возрастать количество домашнего скота, для надзора за которым требовалось много людей. Земледелие и огородничество охватывали более значительные площади.

Разделение труда и обмен. В эпоху бронзы, наряду с искусственными пещерами, строились большие родовые дома. Возникли родовые поселения, где были люди, хорошо знавшие гончарное, кожевенное и металлообрабатывающее дело. Развивались и другие виды ремесла – ткачество, вязание, деревообделка.

В связи с усовершенствованием орудий труда и дальнейшим развитием производственных отношений, а также в связи с природными, географическими условиями у разных племен развивались отдельные отрасли хозяйства и ремесла. Пастушеские племена выделились из остальной массы. Произошло первое крупное общественное разделение труда[37].

В Азербайджане, как и во многих других странах, пастушеские племена производили больше продуктов питания, чем все остальные. Они имели молоко, молочные продукты, мясо, шкуры для одежды, шерсть и козий пух. Развиваясь в процессе производства, люди научились вязанию и ткачеству. Выделение пастушеских племен и избыток продуктов создали условия для обмена продуктами. Первоначально обмен производился между родами и племенами через посредство родовых старшин, а впоследствии между отдельными членами рода. Главный предмет, которым обменивались пастушеские племена со своими соседями, был скот[38]. Предметами обмена были также соль, гончарные и, с течением времени металлические изделия. Благодаря обмену в последующие века появились меры сыпучих и жидких тел, а в дальнейшем развитии меновой торговли были изобретены и весы.

Первобытная идеология и появление образного письма. Овладение орудиями производства сделало человека творцом ряда предметов, необходимых ему для существования. Хотя дальнейшее совершенствование орудий повысило творческие возможности человека, но он все же оставался бессильным в борьбе с природой. Это бессилие породило веру в богов, в чертей, в чудеса. Человек, видя свое отражение в стоячей воде, слыша эхо, наблюдая за собственной тенью, видя сны и, не умея объяснить эти явления, пришел к вере в то что каждое существо и каждый предмет имеют своих двойников.

Первобытные люди в Азербайджане, как и в других странах мира, верили в то, что если изображениями животных или человека нанести различные повреждения, это поможет умертвить сами живые существа. Чтобы достичь успеха в охоте, люди рисовали зверей и на изображение наносили насечки и проколы, символизировавшие раны, которые могли бы ослабить животное и сделать его добычей человека. Магический способ воздействия особенно связанный с охотой, – так называемая производственная магия существовала в Азербайджане с очень давних времен, еще в эпоху палеолита и неолита.

Занимаясь охотой, приручением и разведением животных, совершенствуя орудия труда, человек в то же время овладевал искусством изображения окружающей его природы, главным образом животных и разных предметов.

Дальнейшее развитие этого искусства, связанного с производственной магией, привело к возникновению письменности.

Появилось образное письмо – петроглиф. Оно передавало мысли и сообщало о событиях с помощью рисунков и различных знаков, высеченных на скалах. Рисунки, выражавшие желания человека, являлись предтечей египетских, китайских и других иероглифов, которые в дальнейшем своем развитии переходили в фонетические письмена. Древние рисунки – «писаницы» больше всего сохранились на камнях и скалах, благодаря чему были названы наскальными изображениями. Они найдены во всех частях земного шара. В СССР известны онежские и беломорские наскальные изображения. Найдены они также в Средней Азии – на Ферганском хребте, в урочище Саймалы-Таш, в Казахстане, Киргизии, Сибири. В последнее время они были обнаружены в Армении, Грузии и Дагестане.

В Азербайджане наскальные изображения открыты в Кобыстане, недалеко от железнодорожных станций Сангачалы и Дуванный. По технике выполнения, разнообразию тематики и количеству рисунков они занимают одно из первых мест среди аналогичных памятников, известных в настоящее время. Здесь в основном изображены люди, горный козел, олень, дикий бык, сцены охоты и др. По предварительным данным, ранний период наскальных изображений Кобыстана пока приурочивается приблизительно к концу эпохи камня.

Низкий уровень развития материального производства в первобытном обществе, примитивные представления человека о своей собственной и о внешней природе, бессилие и страх его в борьбе с силами природы порождали обожествление окружающих явлений. В результате большое значение приобрели почитание солнца, луны, неба, земли, воды, грома, огня и др. Появились многочисленные места поклонений, где совершались различные культовые обряды, ритуальные танцы и жертвоприношения.

Человек начал верить в существование души и в загробную жизнь. Погребения в могиле упрочились в быту. Покойника клали в могилу во всем наряде, с оружием и украшениями; туда же ставили посуду с напитками и пищей. Большинство сосудов было украшено мелкими ямочками, насечками, прямыми и волнистыми линиями, геометрическими орнаментами, изображениями диких животных, сцен охоты и др. Рисунки выполнялись врезными линиями, а иногда красной и черной красками.

Научный анализ техники сооружения могил, устройства погребальной камеры, способа захоронения покойника, характера могильного инвентаря дает возможность ясно нарисовать картину экономики и быта человеческого общества эпохи бронзы. Эти данные являются ценнейшими вещественными документами, на основе которых изучается и пишется история хозяйства, производственно-общественных отношений, история материальной и духовной культуры отдаленных предков азербайджанского народа, живших в эпоху бронзы.

Большое количество упомянутых погребений относится к глубокой древности, когда человеческое общество еще не знало письменности или когда письменность находилась в примитивном состоянии, на стадии условных изображений – петроглифа и идеограмм. Такое положение придает этим памятникам еще большую ценность, делает их важнейшим источником для изучения раннего периода истории Азербайджана.

 



2020-03-19 151 Обсуждений (0)
РАЗВИТИЕ РОДОВОГО СТРОЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗВИТИЕ РОДОВОГО СТРОЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)