УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
12 Четкая организация расчетов между предприятиями (поставщиками и покупателями) оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. Этим самым денежные расчеты выступают важнейшим фактором обеспечения кругооборота средств, а их своевременное завершение служит необходимым условием непрерывного процесса производства. Поэтому правильный учет и своевременный контроль денежных средств предприятия приобретают особо важное значение в современных условиях деятельности предприятий. Денежные средства предприятий представлены денежными средствами в кассе (лимитированными наличными денежными средствами) и денежными средствами на счетах в банке (нелимитированными). Основными задачами учета денежных средств являются: Ø Своевременное и точное отражение наличия и движения денежных средств в кассе, на текущем, валютном и других счетах в банке; Ø Контроль соблюдения лимита наличных денег в кассе, обеспечение сохранности и рационального использования денежных средств; Ø Контроль за законностью осуществления операций с денежными средствами как в национальной, так и иностранной валюте; Ø Организация синтетического и аналитического учета денежных средств предприятия. Расчеты совершаются в двух формах: путем безналичных перечислений через систему банка (безналичные расчеты) и в виде платежей наличными деньгами (наличные расчеты). Предприятия и индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять расчеты между собой, а также с физическими лицами – гражданами как в наличной, так и в безналичной форме (ранее расчеты наличными деньгами между предприятиями были запрещены). Все наличные расчеты предприятий и индивидуальных предпринимателей между собой, а также с гражданами производятся как за счет средств, полученных в кассе банка, так и за счет выручки, полученной от реализации товаров, работ, услуг, кроме выплат, связанных с оплатой труда. Расчеты наличностью предприятий всех форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей с гражданами должны производиться с оформлением налоговых накладных, приходных и расходных кассовых ордеров, кассового или товарного чека, квитанции, договора купли-продажи, актов закупки или других документов, удостоверяющих факт покупки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Безналичные расчеты производятся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), заменяющих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков. Для хранения денежных средств и производства безналичных расчетов каждому предприятию в районе его нахождения открываются текущие и другие необходимые счета. Правоотношения, возникающие при открытии клиентам банков счетов, регулирует "Инструкция об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте", утвержденная постановлением Правления НБУ от 18.12.98 г. № 527. Банки открывают счета зарегистрированным в установленном действующим законодательством порядке юридическим и физическим лицам – субъектам предпринимательской деятельности и другим хозяйствующим субъектам на условиях, изложенных в данной Инструкции и в договоре между учреждением банка и владельцем счета. Предприятиям могут быть открыты счета: Ø текущие счета в национальной валюте открываются юридическим лицам в учреждениях банков для хранения свободных денежных средств и ведения безналичных расчетов в национальной валюте; Ø текущие счета в иностранной валюте, предназначенные для хранения свободных денежных средств и осуществления безналичных расчетов в иностранной валюте; Ø специальные счета для безналичных расчетов с контрагентами (счет аккредитива, счет лимитированной чековой книжки); Ø специальные счета для бюджетного финансирования и целевых поступлений (бюджетные счета для целевых мероприятий); Ø заемные счета, открываемые для учета займов путем оплаты расчетных документов или перечисления на текущий, валютный, аккредитивный или другой счет заемных средств в соответствии с условиями кредитного соглашения; Ø депозитные счета открываются на определенный срок для хранения свободных денежных средств, которые перечисляются с текущего или валютного счетов на счет депозита, а после окончания срока хранения согласно депозитному договору возвращаются на тот же счет с процентами по депозитным вкладам. Договор на открытие и обслуживание банковского счета оформляется в произвольной форме и должен содержать реквизиты сторон, номера и виды счетов, условия открытия и закрытия счетов, виды услуг, предоставляемых банком, обязательства сторон, ответственность за невыполнение обязательств, другие положения, определяемые по договоренности сторон, и условия, при которых договор может быть расторгнут. Для открытия текущих счетов и текущих бюджетных счетов предприятия представляют в банк следующие документы: 1. заявление на открытие счета установленного образца, подписанное руководителем и главным бухгалтером предприятия; 2. копию свидетельства о государственной регистрации в органе государственной исполнительной власти или другом органе, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию, заверенную нотариально или органом, который выдал свидетельство о государственной регистрации; 3. копию зарегистрированного устава (положения), заверенную нотариально или регистрирующим органом; 4. копию документа, подтверждающего взятие предприятия на налоговый учет, заверенную налоговым органом, нотариально или уполномоченным работником банка; 5. карточку с образцами подписей лиц, которым, в соответствии с действующим законодательством или учредительными документами, предоставлено право распоряжаться счетом, заверенную нотариально или вышестоящей организацией в установленном порядке. В карточку включается также образец оттиска печати предприятия; 6. справку о регистрации в органах Пенсионного фонда Украины. Физическим лицам – субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим свою деятельность без создания юридического лица, текущий и другие счета открываются на их имя при условии представления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Прием, выдачу и перечисления денег банк выполняет на основании документов специальной формы. Из них наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, чек (денежный и расчетный), платежное поручение, платежное требование-поручение, аккредитив, вексель, инкассовое поручение (распоряжение). Расчетные документы, представляемые клиентами в банк в бумажной форме, должны отвечать установленным требованиям и содержать, в зависимости от их формы, следующие реквизиты: название документа, номер документа, число, месяц, год его выписки (число и месяц указывается цифрами, месяц – буквами), название плательщика и получателя средств и их идентификационные коды, названия банков плательщика и получателя, условные номера МФО (код банка), сумму платежа цифрами и буквами, назначение платежа, ссылка на документ, на основании которого осуществляется операция, оттиск печати и подписи ответственных лиц плательщика (на первом экземпляре), сумму налога на добавленную стоимость или надпись "без налога на добавленную стоимость". В случае, если хотя бы один из реквизитов не заполнен или заполнен неправильно, банк такой документ не примет к исполнению. При открытии текущего счета в банке открывается лицевой счет предприятия с присвоением номера. Лицевые счета банком ведутся в двух экземплярах: I-й – для банка, II-й – выдается предприятию как выписка со счета с приложением соответствующих первичных документов, на основании которых банк произвел расчетные операции (платежные поручения, требования-поручения, объявление на взнос наличными и пр.). Выписка банка является регистром аналитического учета и служит основанием для бухгалтерских записей в учете предприятия. В ней обязательно показывается входящий остаток денежных средств на счете предприятия на начало операционного дня, поступления и перечисления средств за день по каждому факту платежа и исходящий остаток. По каждому факту платежа имеется следующая информация: на основании какого номера документа он произведен, МФО и номер счета контрагента. Синтетический учет операций по счету предприятия в банке ведется на счете 31 "Счета в банках", который предназначен для учета наличия и движения денежных средств, находящихся на счетах в банке, предназначенных к использованию для текущих операций. Счет 31 имеет следующие субсчета: 311 "Текущие счета в национальной валюте"; 312 "Текущие счета в иностранной валюте"; 313 "Другие счета в банке в национальной валюте"; 314 "Другие счета в банке в иностранной валюте". По дебету счета 31 "Счета в банках" отражается поступление денежных средств, по кредиту – их использование (перечисление) (см. структуру счета 31 "Счета в банках" субсчета 311 "Текущие счета в национальной валюте"). Операции по счетам в банке в иностранной валюте отражаются в двух денежных единицах: в иностранной валюте и в национальной, сумма которой получается путем перевода иностранной валюты по курсу, установленному Национальным банком на дату совершения операции. Каждое предприятие для осуществления расчетов наличными деньгами и для хранения наличных денег должно иметь кассу. Кассой называется специально оборудованное и изолированное помещение, имеющее сигнализацию, устройства, препятствующие проникновению посторонних лиц, несгораемые металлические шкафы для хранения денег и ценных бумаг. Учет кассовых операций осуществляется в соответствии с Постановлением Правления НБУ от 19.02.2001 г. № 72 "Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине". Максимальная сумма, которая может находиться в кассе на конец рабочего дня определяется лимитом остатка наличности, который устанавливается банком каждому предприятию индивидуально на основе заявки-расчета ежегодно в течение первого квартала (до установления лимита кассы на текущий год продолжает действовать лимит предыдущего года). Сверх установленного лимита предприятие имеет право хранить в кассе наличные деньги, полученные в банке для выплаты заработной платы, стипендий и т.д. в течение 3-х дней, включая день получения наличности в банке. После окончания этих сроков вся оставшаяся наличность, не использованная по назначению, сдается в банк и выдается в последующем на эти же цели.
Структура субсчета 311 "Текущие счета в национальной валюте"
В случае, если лимит остатка наличности по кассе предприятия вообще не установлен, вся имеющаяся наличность в его кассе на конец дня должна сдаваться в банк, так как она будет считаться сверхлимитной. В большинстве случаев наличные деньги поступают в кассу со счета в банке через кассира, который получает их по денежным чекам. Кассир в соответствии с действующим законодательством несет полную материальную ответственность за сохранение всех принятых им ценностей. При приеме его на работу одновременно с приказом о назначении с ним заключается договор о полной материальной ответственности. В кассу предприятия наличные деньги могут поступать и из других источников (от работников за проданные материалы за наличный расчет, за реализацию продукции, неиспользованные командировочные и т.д.). Наиболее важными требованиями правильного оформления и отражения в учете кассовых операций являются: Ø немедленное занесение в кассовую книгу каждой кассовой операции, ежедневное определение итогов в кассовой книге и сдача кассиром кассового отчета; Ø выписка бухгалтерией на каждую кассовую операцию приходных и расходных кассовых ордеров с обязательной их регистрацией; Ø погашение кассиром специальным штампом кассовых документов в целях предотвращения злоупотреблений путем их повторного использования. Кассовые операции оформляются документами, типовые формы которых утверждены Минстатом Украины и должны применяться на всех предприятиях без изменения. Основными документами по кассе являются: - приходные кассовые ордера; - расходные кассовые ордера; - платежная ведомость. Все приходные и расходные документы подлежат предварительной регистрации в книгах регистрации приходных и расходных кассовых документов. Порядок оформления и требования к документам изложены в Порядке ведения кассовых операций. На основании приходно-расходных документов ведется кассовая книга по каждой валюте отдельно. В нее в хронологическом порядке заносятся все операции по кассе по каждому документу в отдельности. Книга должна быть пронумерована, прошита и скреплена печатью предприятия и подписями руководителя и главного бухгалтера. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу. В конце рабочего дня кассир составляет кассовый отчет и выводит остаток денег по кассе на следующее число. Подчистки в кассовой книге запрещаются, а исправления в ней можно делать только с заверяющей подписью кассира и главного бухгалтера. Первый экземпляр отчета остается в кассовой книге, а второй вместе с прилагаемыми документами передается в бухгалтерию для дальнейшей обработки и составления учетного регистра по кассе – журнала-ордера № 1. Синтетический учет кассовый операций ведется на счете 30 "Касса", который имеет субсчета: 301 "Касса в национальной валюте"; 302 "Касса в иностранной валюте". По дебету счета 30 "Касса" отражается поступление наличных денежных средств в кассу предприятия, по кредиту – выплата денежных средств из кассы (см. структуру субсчета 301 "Касса в национальной валюте"). Операции по кассе в иностранной валюте ведутся в двух денежных единицах: в иностранной валюте и в национальной, переведенной по обменному курсу Национального банка Украины на дату совершения операции. Счет 33 "Другие денежные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных документов (в национальной и иностранной валюте), которые находятся в кассе предприятия (почтовых марок, марок гербового сбора, оплаченных проездных документов, оплаченных путевок в санатории, пансионаты, дома отдыха и др.), и о денежных средствах в дороге, то есть денежных суммах, внесенных в кассы банков, сберегательные кассы или почтовые отделения для дальнейшего их зачисления на текущие счета предприятия. Для обеспечения сохранности денежных средств в кассе бухгалтерия должна проводить внезапные проверки не менее одного раза в квартал с пересчетом всех ценностей, которые находятся в кассе, с составлением соответствующего акта о проведенной инвентаризации. Выявленные проверками излишки наличных денежных средств оприходуются по кассе и подлежат перечислению в бюджет, а недостача погашается кассиром.
Структура субсчета 301 "Касса в национальной валюте"
ЛИТЕРАТУРА
1. Национальные стандарты бухгалтерского учета (все в одном номере) / Все о бухгалтерском учете. – 2009. - № 14 (802) (спецвыпуск 94). – 13 февраля.- 80 с. 2. Порядок представления финансовой отчетности. Постановление Кабинета Министров Украины от 28.02.2009.г. № 419. / Баланс. –2000. - № 10. – с.5. 3. Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций / Приказ Минфина Украины от 30.11.2009 г. № 291. 4. Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов, расчетов и других статей баланса, утвержденная приказом Главного управления Государственного казначейства Украины и Министерства финансов Украины от 30.10.09 г7 № 90.
12
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (142)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |