Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эмиграция из Российской империи



2020-03-19 403 Обсуждений (0)
Эмиграция из Российской империи 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

. Эмиграция из Российской империи

2. Эмиграция из СССР

Первая волна (1918-1923)

Вторая волна (1941-1945)

Третья волна (1948-1989/1990)

Четвёртая волна (1990 - до Распада СССР)

Эмиграция из современной России

Заключение

Список литературы


 

Введение

 

Миграции (лат. migratio, от migro - перехожу, переселяюсь), или проcтранcтвенное пeрeмещение насeления, являются oдним из вeсьма слoжных историкo-демoграфических фeнoменов, опрeделяющих собoй мнoгие черты соврeменной общeственной, а такжe пoлитической и экoномической жизни.

В контексте демографической науки миграции тождественны механическому движению населения и подразумевают ту или иную разность числа лиц, прибывших на какую-либо территорию, и числа лиц, выбывших оттуда за один и тот же промежуток времени (сальдо миграции). Наряду с соотношением смертности и рождаемости, или естественным движением населения, миграции, или механическое движение населения, являются двумя компонентами, определяющими динамику населения.

Весомым признаком миграции является и их характер - добровольная или принудительная, легальная или нелегальная и т.д. Это особенно актуально для XX века, богатого проявлениями насилия и жестокости, заметно проявившими себя и в миграционных процессах.

Миграции населения связаны, как правило, со сменой места жительства, поэтому подразделяются на: безвозвратную (смена постоянного места жительства), временную (переселение на ограниченный срок), сезонную (перемещение в определённые периоды года). Выделяют и так называемые маятниковые миграции (регулярные поездки к месту работы или учёбы за пределы своего населённого пункта. При этом различаются миграции внутренние, осуществляемые в пределах одного государства (из села в город, межрайонные переселения и другие), и внешние, или международные, подразумевающие пересечение мигрантами государственных границ. Применительно к внешним миграциям отток населения соотноситься с эмиграцией, а приток - с иммиграцией. Кроме того, существуют и такие разновидности внешних миграций как репатриация (возвращение на родину) и оптация (выбор гражданства при изменении государственных границ государства). Но в этой работе мы остановимся на эмиграциях.

Эммиграция (от лат. emigro - выселяюсь)- это добровольный или вынужденный выезд в другую страну для постоянного или временного (на длительный срок) проживания. Эмиграция совершенно не обязательно подразумевает натурализацию и приобретение либо смену гражданства или подданства.

Соответственно, эмигранты - это граждане, добровольно или вынужденно покинувшие родную страну и поселившиеся в какой-либо другой стране. К эмигрантам не относят граждан, живущих за границей по долгу службы, например дипломатов. В число эмигрантов не входят представители научной и творческой интеллигенции, которые уезжают за границу на несколько месяцев и даже лет на учёбу, работу, лечение. Некоторые просто предпочитают время от времени жить или работать за рубежом, но это тоже не эмигранты.

Причины эмигрaции могут быть рaзныe, среди которых: личныe oбстoятeльствa, экoнoмичeскиe, пoлитичeскиe, вoйнa, гoлoд, бeднoсть, политические репрессии, этнические конфликты, природные и экологические катастрофы, воссоединение семьи, трудности в реализации творческих, профессиональных, экономических и других личных и семейных планов в стране проживания. Мотивы эмиграции, естественно, поддаются групповой интерпретации, но всегда в них присутствовал и будет присутствовать личный, сугубо индивидуальный мотив - и нередко решающий.

Итак, начинаем разговор о русской эмиграции.

 


 

Эмиграция из Российской империи

 

Русскую эмиграцию принято отсчитывать с XVI века, со времени Ивана Грозного. Установлено, что первым широко известным политическим эмигрантом можно считать князя Андрея Курбского. В XVII в. появились "невозвращенцы" - молодые дворяне, которых Борис Годунов отправил в Европу учиться, но на родину они не вернулись. Тем не менее, до середины XIX века случаи эмиграции были редкостью. И только после Крестьянской реформы 1861 г. выезд за пределы России стал массовым явлением.

При всём при том, такого правового понятия как «эмиграция» в дореволюционном российском законодательстве не было. Переход россиян в другое гражданство запрещался, а время нахождения вне страны ограничивалось пятью годами, после чего следовало ходатайствовать о продлении времени. Если следовал отказ и невозвращение, то человек лишался гражданства и подвергался на родине аресту, ссылке до конца дней своих и лишению имущества.

Дореволюционную эмиграцию правильнее разделить не по хронологии, а по типологическим группам: трудовая (или экономическая), религиозная, еврейская и политическая (или революционная). Эмигранты первых трёх групп в основном уезжали в США и Канаду, а четвёртой - в Европу.

Трудоваяили экономическая эмиграция в дореволюционный период была наиболее массовой. Ее составляли в основном безземельные крестьяне, ремесленники, неквалифицированные рабочие. Всего за 1851 - 1915 гг. Россию покинуло 4.200.500 человек, из которых в страны Нового света, в основном в США, эмигрировало 3.978, 9 тыс. человек, что составляет 94 %. Примечательно, что подавляющее большинство дореволюционных эмигрантов являлись, как правило, проживавшими в России выходцами из других стран: Германии (более 1400 тыс. человек), Персии (850 тыс.), Австро-Венгрии (800 тыс.) и Турции (400 тыс.).

Численность российских эмигрантов, уехавших по религиозным мотивам, составляет примерно 30 тыс. Наиболее крупными потоками эмиграции до 1917 года были члены различных религиозных групп, преследуемых за вероисповедания: духоборы (секта духовных христиан; отвергает православные обряды и таинства, священников, монашество), молокане (секта духовных христиан; отвергают священников и церкви, совершают моления в обычных домах) и старообрядцы (часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Никона). В 1890-х годах усилилось движение духоборов с целью переселения в Америку. Часть духоборов была выслана в Якутию, но многие добились разрешения на переселение в Америку. В 1898-1902 гг. около 7, 5 тысяч духоборов переселилась в Канаду, многие из них затем переехали в США. В 1905 году добились разрешения на переселение в Канаду и некоторые духоборы из Якутии. В первое десятилетие XX века выехало в США более 3, 5 тысяч молокан, селились они главным образом в Калифорнии. Духоборы, молокане и старообрядцы во многом определяли характер русской эмиграции в Америку в начале XX века. В частности в 1920 году в Лос-Анжелесе из живших там 3750 русских только 100 человек были православными, оставшиеся 97 % являлись представителями разнообразных религиозных сект. Духоборы и старообрядцы на Американском континенте благодаря достаточно обособленному образу жизни, в большей степени смогли сохранить и по сей день русские традиции и обычаи. Несмотря на значительную американизацию жизни и экспансию английского языка они даже и сейчас продолжают оставаться островками России за рубежом

Более 40 % эмигрантов составляли евреи. Эмиграция евреев, значительно усилилась после убийства царя-реформатора Александра II и последовавших за ним еврейских погромов. По поводу выезда евреев было издано Дозволение евреям… (1880), которое разрешало им покидать пределы империи, но наказывало лишением права вернуться обратно. Уезжать стали евреи в основном в Новый Свет, причём многие поселялись в США. Данный выбор не случаен: по американской конституции у евреев были такие же гражданские и религиозные права, как у христиан. Пик еврейской эмиграции из России в США пришёлся на начало XX в. - страну покинули более 700 тыс. человек.

Политическая эмиграция из Российской империи была совершенно немногочисленна и являлась многообразным и сложным явлением, так как включала в себя все краски общественной жизни дореволюционной России. Крайне условно можно разделить историю политической эмиграции до 1917 года на два периода: 1.Народнический, берущий своё начало от эмиграции в 1847 году русского публициста, писателя и философа А.И.Герцена и заканчивающийся в 1883 году образованием в Женеве марксисткой группы «Освобождение труда»; 2.Пролетарский (или социалистический) с 1883 года по 1917 год. Для первого периода характерно отсутствие политических партий с ясно выраженной структурой и малое число эмигрантов (в основном это «представители второго этапа революционного движения»). Второй период политической эмиграции гораздо более массовый и сложнее структурированный, характерен огромным количеством разнообразных групп, обществ и партий (самых что ни на есть настоящих) политических эмигрантов. К началу XX столетия за границами России действовали более 150 российских политических партий. Главной чертой порядка образования этих партий было оформление партий сначала социалистической ориентации, затем либеральной и, наконец, консервативной. Российское правительство пыталось различными способами воспрепятствовать политической эмиграции, пресечь или затруднить ее «подрывную» деятельность за границей; с рядом стран (в частности, и с США) оно заключило соглашения о взаимной выдаче политических эмигрантов, что ставило их фактически вне закона.

Самыми известными российскими эмигрантами дореволюционного времени являются, пожалуй, Герцен, Гоголь, Тургенев (Франция и Германия, 1847-1883), Мечников (Париж, 1888-1916), Ленин, Пирогов и Горький.

Первая мировая война привела к резкому спаду международных миграций, прежде всего трудовых и в особенности межконтинентальных (зато так же резко возросли внутренние миграции, что связано в первую очередь с потоками беженцев и эвакуированных, спасающихся от наступающих войск противника: последующее же их возвращение бывало, как правило, лишь частичным). Она значительно ускорила революционную ситуацию и внесла тем самым свой «вклад» в победу большевиков и левых эсеров. Массовой политическая эмиграция стала после Октябрьской революции. Страну покидали люди, не согласные с приходом к власти большевиков, не имеющие оснований равнять себя с классом, власть которого была провозглашена.

 


Эмиграция из СССР

 

В целом уже сложилась общепринятая схема деления на периоды российской эмиграции после 1917 года, эмиграции из Советского Союза. Она состояла из четырёх, так называемых эмиграционных «волн», кардинально-отличающихся друг от друга по географической структуре, причинам, продолжительности и т. д.

«Волна» - это не научное понятие, а скорее сугубо образное. Данное понятие широко известно и терминологически сложилось, но в то же время оно с трудом выдерживает нагрузку научного понятия и термина. Их, вероятно, правильнее было бы называть не волнами, а периодами, соответствующими тем или иным хронологическим рамкам; за волнами же следовало бы сохранить несколько иную, более им свойственную нагрузку - всплесков, вспышек или пределов эмиграции.

Поэтому, обозначая в скобках хронологические рамки той или иной волны, нужно помнить о том, что они указывают не более чем на время буквально переселения, то есть на первую фазу эмиграции. Так же имеются и другие фазы не менее значимые, чем первая, и они имеют другие хронологические границы. Например, фаза консолидации эмигрантов, формирования их общественных организаций и прессы и т.д.

экономический эмиграция трудовой

Первая волна (1918-1923)

 

Первая волна эмиграции хронологически охватывает период с 1917 года по 1920-е годы. Это, в большинстве своём, военные и гражданские лица, бежавшие от победившей в ходе революции и Гражданской войны советской власти, а также от голода. Эмиграция из большевистской России, по разнообразным оценкам, составляла от 1, 5 до 3 миллионов человек. Основными центрами русской эмиграции первой волны стали Берлин, Прага, Белград, Париж, Константинополь, Харбин, Шанхай.

Данную эмиграцию называют так же Белой эмиграцией, и ясно по какой причине. После поражений Белой Армии на Северо-Западе первыми военными эмигрантами стали являться части армии генерала Юденича, изолированные в 1918 году в Эстонии. После поражений на Востоке следующий центр эмиграционной диаспоры (приблизительно в 400 тыс. человек) образовался в Маньчжурии в Харбине. После поражений на Юге пароходы, которые следовали из черноморских в тылу отступающих деникинских и врангелевских войск, как правило, брали курс на Константинополь, который стал на время «Малой Россией».

Вместе с войсками эвакуировались многие гражданские лица, большей частью из интеллигенции, включая академиков и профессоров, около 30 архиереев и тысячи священников.

В 1922 году к ним присоединилось около 150 представителей высшей культуры России (философы, мыслители, ученые, писатели и поэты), незаконно изгнанные со своей родины и депортированные в Западную Европу без никакого суда ни приговора, по личному приказу Ленина, утверждавшего, что коммунистическое государство «не нуждается ни в философах, ни в математиках», ибо оно может быть управляемо «любой кухаркой». Такие как: Николай Бердяев, Иван Ильин, Сергей Булгаков, Семен Франк и др.

Вся эта огромная масса людей обоих полов, включая стариков и детей, была незаконно лишена своего российского гражданства советской властью, без малейшего судебного решения, указом коммунистической интернациональной тирании от 15 декабря 1921 года.

Таким образом, в мире возникла группа численностью приблизительно в 3 миллиона русских эмигрантов и беженцев, оказавшихся незаконно лишенными своего гражданства. Это обстоятельство вынудило управляющего делами беженцев Лиги Наций, лауреата Нобелевской премии Фритьофа Нансена, создать в 1924 году специальный паспорт, затем прозванный «Нансеновским паспортом», с помощью которого подтверждалось «бесподданство» русских белых эмигрантов.

Среди политических, военных, церковных деятелей, покинувших Россию после 1917 года, были Александр Керенский, Павел Милюков, Василий Шульгин, уцелевшие члены императорской фамилии, Петр Врангель, Александр Кутепов, Антон Деникин, другие представители белого генералитета, церковные иерархи Антоний (Храповицкий), Евлогий (Георгиевский), Вениамин (Федченков) и многие другие.

Эмигрантами стали многие деятели русской науки и культуры. Волна эмиграции разлучила с Россией таких деятелей искусства, как Иван Бунин, Александр Куприн, Марина Цветаева, Константин Коровин, Иван Билибин, Александр Бенуа, Марк Шагал, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и многих других.

Эмигранты первой волны надеялись на скорое возвращение в Россию, ожидая быстрого крушения советского государства. Они считали изгнание своё вынужденным и кратковременным. По этим причинам они стремились жить обособленно, не желая адоптироваться к жизни в тех странах, где они жили. Создавали эмигрантские колонии.

Первая эмиграция была уникальна в количественном и качественном планах. Во-первых, она была самой масштабной эмиграцией, которая произошла в очень короткий период. Во-вторых, она была центром всей эмиграции, исповедовала идею государственности, монархизма, сословность, церковность и частная собственность. В третьих, зарубежная эмиграция сумела сохранить для потомков культурные ценности, разнообразные частные архивы, имеющие бесценное значение для всей России.

Вторая волна (1941-1945)

 

Вторая волна эмиграции связана со Второй мировой войной. Её участниками были люди, покинувшие страну в ходе войны (военнопленные, беженцы) и уклонившиеся от репатриации. По официальным данным, количество не вернувшихся на родину перемещенных лиц составило 130 тысяч человек, по оценкам некоторых экспертов - 500-700 тысяч человек.

В годы Великой Отечественной войны большое количество советских граждан оказалось за границей. Для некоторых это было вопреки их собственной воли. Люди попадали из диктатуры коммунистической в диктатуру нацистскую. Захват Германией больших территорий России поставил, находящихся там людей, в тяжёлое трагическое положение. Евреи были убиты, а других вывозили в Германию на принудительные работы. Также люди, боявшиеся репрессий, которые оказались в немецкой оккупации, были вынуждены эмигрировать вместе с немецкой армией за пределы России. Людьми руководило только одно чувство: желание спастись, остаться в живых.

Особенностью эмиграционных процессов этого периода стало, во-первых, то, что значительная часть эмигрантов (в т.ч. и первой волны) уехала из Европы за океан - в США, Канаду, Австралию, Южную Америку; во-вторых, то, что часть "старых" эмигрантов после Второй мировой войны оказалась на территориях, отошедших к СССР или включенных в зону советского влияния.

Можно говорить приблизительно о 5, 45 млн. гражданских лиц, так или иначе перемещенных с территории, принадлежавшей до войны СССР, на территорию, принадлежавшую или контролировавшуюся до войны Третьим Рейхом или его союзниками. С учетом 3, 25 млн. военнопленных, общее число депортированных вовне СССР советских граждан составляло, около 8, 7 млн. человек.

Большое количество людей не дожило до победы, особенно среди военнопленных. Многие репатриировались на родину, а другие остались на Западе, став центром так называемой «Второй волны» эмиграции из СССР.

Вначале войны вскрылось всё болезненное в структуре советского государства. Жестокость сталинского режима по отношению к людям, проживавшим на охваченных немцами территориях СССР, повлекла за собой многочисленный переход людей на сторону врага. Это было величайшей трагедией в истории войн, трагедией большого государства. Люди боялись жестоких репрессий, и негуманного отношения к их судьбам. Жажда мести, стремление к освобождению от сталинского режима вынудило некоторых солдат и офицеров Красной армии к участию военных действий в составе германской армии.

Во «Второй волне» русской эмиграции было немало людей, посвятивших себя творчеству. Поэты: Иван Елагин, Дмитрий Кленовский, Ольга Анстей, Борис Нарциссов; прозаики: Леонид Ржевский, Сергей Максимов. Некоторые из них пережили сталинский ГУЛАГ.

По одной из официальной оценок, сделанных Управлением по репатриации на основании неполных данных к 1 января 1952 года, за границей все еще оставалось 451 561 советских граждан.

Если в 1946 году более 80% невозвращенцев находилось внутри западных оккупационных зон в Германии и Австрии, то теперь же на них приходилось лишь около 23% от их числа. Так, во всех шести западных зонах Германии и Австрии находилось 103, 7 тысячи человек, тогда как в одной только Англии - 100, 0; Австралии - 50, 3; Канаде - 38, 4; США - 35, 3; Швеции - 27, 6; Франции - 19, 7 и Бельгии - 14, 7 тысячи «временно нерепатриированных». В этой связи весьма выразительной является этническая структура невозвращенцев. Больше всего среди них было украинцев - 144 934 человека (или 32, 1%), далее шли три прибалтийских народа - латыши (109214 человек, или 24, 2%), литовцы (63401, или 14, 0%) и эстонцы (58924, или 13, 0%). На всех них, вместе с 9 856 белорусами (2, 2%), приходилось 85, 5% зарегистрированных невозвращенцев. Собственно, это и есть, с некоторым округлением и завышением, квота «западников» (в терминологии Земскова) в структуре этого контингента. По оценке самого В.Н. Земскова, «западники» составляли 3/4, а «восточники»- только 1/4 от числа невозвращенцев. Но скорее всего доля «западников» еще выше, особенно если предположить, что в категорию «другие» (33528 человек, или 7, 4%) затесалось достаточное количество поляков. Русских же среди невозвращенцев - всего 31 704, или 7, 0%.

В свете этого становится понятным и масштаб западных оценок числа невозвращенцев, на порядок более низких, чем советские и как бы сориентированных на число русских по национальности в этой среде. Так, по данным М. Проудфута, официально зарегистрированы как «оставшиеся на Западе» около 35 тысяч бывших советских граждан.

Вторая волна эмиграции была многочисленна. Она состояла из «перемещенных лиц» - это оставшиеся на Западе военнопленные и люди, эмигрировавшие из СССР с отступающей армией Гитлера (приблизительно 8-10 миллионов человек). В большей степени виной всему этому стала Великая Отечественная война. Но как бы то ни было, опасения Сталина оправдались и десятки и сотни тысяч бывших советских или подсоветских граждан так или иначе, правдами или неправдами, но избежали репатриации и все-таки составили так называемую «вторую эмиграцию».

 

Третья волна (1948-1989/1990)

Третья волна эмиграции хронологически охватывает период конца 1940-х до второй половины 1980-х годов. С третье волной эмиграции из СССР выехали деятели искусства, творческая интеллигенция. Писатели-эмигранты принадлежали к поколению «шестидесятников». Большинство эмигрантов формировались, как писатели во времена хрущёвской «оттепели», они осуждали культ личности Сталина и призывали к возвращению к «ленинским нормам жизни». Можно было говорить о закрытых прежде темах, как ГУАГа, тоталитаризма и об истинной цене военных побед. Но в середине 1960-х годов стала усиливаться идеологическая цензура. Подвергалась ограничению свобода. Начались преследования, аресты. Были сосланы на принудительные работы многие диссиденты. Диссидентское движение и холодная война были причиной того, что многие люди добровольно или принудительно покидали страну. Хотя власти ставили большие ограничения в выезде за границу. Очень многие известные литераторы, художники и учёные были среди тех, кому пришлось покинуть родину. В их числе: Аксёнов, Довлатов, Бродский, Вишневская, Ростропович, Солженицын, Шемякин, Любимов, Барышников, Нуриев, Белоусова, Протопопов и др.

В основе их эмиграции лежали религиозные, национальные, социально-политические факторы. Представители третьей эмигрантской волны почти не нашли языка со своими соотечественниками по эмиграции. В отличие от А. Солженицына, он всегда был близок к дореволюционной России. Диссиденты активно обсуждали между собой будущее России, они организовывали и открывали большое количество эмигрантских газет и журналов. Все эти годы в советской прессе против них велась ожесточённая идеологическая кампания. Писателей-эмигрантов представляли кем угодно: предателями, агентами ЦРУ, людьми без чести и совести. И даже на Московской международной книжной ярмарки изымались книги писателей-диссидентов. Страну покинуло около одного миллиона человек. Большинство эмигрантов выезжали в Израиль, Францию, США и ФРГ, это были диссиденты, которые не являлись евреями. После многих лет в эмиграции часть диссидентов вернулась в страну, и им было восстановлено гражданство. Анализ диссидентской эмиграции или эмиграции творческой интеллигенции значительно сложнее. С их помощью удалось широко пропагандировать правозащитные движения в СССР, издать тысячи документов, рукописей, литературных произведений, запрещённых в Советском Союзе и сделать их достоянием широких кругов западной общественности. Благодаря представителям эмиграции третьей волны создавались иностранные организации для поддержки российских оппозиций. Диссиденты использовались западными спецслужбами в борьбе с «советским режимом и коммунистической идеологией». Многие эмигранты, любившие Россию, верили, что борются за её освобождение.

«Третья волна» российской эмиграции была обусловлена политическими процессами в стране.



2020-03-19 403 Обсуждений (0)
Эмиграция из Российской империи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эмиграция из Российской империи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (403)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)