Библиографический список
12
1. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Сост. Л.Ф. Мельчаков. – М., 1981. 2. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес. // Начальная школа. -1990, N5, С.28-34. 3. Жестова Н.С. Проведение экскурсии в лес. // Начальная школа. -1991, N7, С.30-34. 4. Захлебный А.Н. На экологической тропе. - М.: Знание, 1986. 5. Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы. // Начальная школа. - 1988, N1, C.25-27. 6. Пирог В.В. На лесной полянке. Сказка о грибах. // Начальная школа. -1989, N5, C.71-73. 7. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе. // Начальная школа. -1986, N8, C.63-64. 8. Холомкина А.И. Осенняя экскурсия в парк. // Начальная школа. -1984, N9, C.63-65. 9. Экологическое и эстетическое воспитание дошкольников / Под ред. Л.П. Печко. – М., 1984. Приложение
Экскурсия Тема "Осень – прекрасная пора". Цели: образовательная – развивать у детей понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях; развивающая – развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей. воспитательная – развивать эстетическое мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде; Проведение экскурсии. I. Начинаю экскурсию с места, к которому подступают деревья кустарники, тронутые палитрой осенних красок. Экскурсию начинаю стихотворением И. Бунина "Листопад": "Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца..." Раскрываю для детей тайны удивительных вещей природы. II. В ходе рассказа конкретизирую понятие "дерево", "кустарник", "трава", обращаю внимание дошкольников на их многообразие, ввожу видовое название растений. Объясняю им: • причины изменения окраски листьев, листопада; • чем вызвано многообразие плодов; • чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария. При объяснении использую стихотворение Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной" "Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера..." III. Ближе познакомиться с миром природы помогает игра "Найди свое дерево". Играют в паре. Один из детей выполняет роль слепого (закрывает глаза), а другой роль поводыря. Поводырь подводит слепого своей дорогой к одному из деревьев; слепой должен обследовать это дерево с закрытыми глазами, потрогать руками шероховатости, неровности коры, ощутить его запах. Затем поводырь возвращает слепого на исходные позиции, и тот уже один находит верную дорогу и по своим ощущениям определяет "свое дерево". Далее работа построена так, что ребята уже вдвоем исследуют это дерево, знакомятся с животными, обитающими в его коре, листве: определяют, как связаны они с деревом и что будет, если дерева не станет. Игру использую с целью развития познавательной активности детей. Игра помогает прививать интерес к предмету. IV. После экскурсии выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме. Для этого использую следующие вопросы: 1. Чем кустарник отличается от дерева? 2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений? 3. Как объяснить смену осенью окраски листьев? 4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме? 5. Какие плоды преобладают у кустарников? 6. Как они распространяются? 7. У каких растений быстрее желтеют листья – у деревьев или кустарников? В беседу включаю занимательные вопросы, пословицы, загадки, например: Почему говорят: "Если лист ничком ложиться, когда опадает, – к урожаю на будущий год"; "Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы". Отгадайте: "Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (лес). "Многорук, а нога одна" (дерево). "Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос" (береза) "Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет" (лист). "Летом одевается, зимой раздевается" (растения) В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.д.елаю вывод, придав материалу целостность. VI. Напоминаю о сроках письменного ответа. Каждый из школьников представляет самостоятельно выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы. По результатам экскурсии провожу обобщающий урок. Свои восхищения явлениями природы, свои чувства, любовь дети выражают в рисунке. Отчеты проверяю и оцениваю: На обобщающем уроке подводим итог экскурсии по двум видам работ, предусмотренных в карточках. Ребята читают свои ответы на вопросы, показывают рисунки, читают стихи, обмениваются мнениями. Подобно осенней экскурсии я провожу зимнюю и весеннюю экскурсии. Это дает возможность собрать данные в разные сезоны года, а затем сравнивать их. [1] Герцен А.И. Собрание сочинений. Т.3. – М., 1972. С. 236. [2] Ушинский К.Д. Избранные сочинения. – М., 1968. С. 207 [3] Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. // ачальная школа.-1988, N8, C. 40-46. [4] Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа. // Начальная школа. - 1991, N5, С. 2-8.
12
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (142)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |